Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 16:50, контрольная работа
Образ человека в детском художественном творчестве занимает особое место. Дети дошкольного возраста с особым удовольствием рисуют сюжеты живых существ. Возможно, это связано со стремлением ребенка к самоидентификации, к познанию собственного «Я», своего места в окружающем мире [4]. Поэтому исследование, проведенное по теме «Приемы обучения детей средней, старшей, подготовительной групп изображению человека в рисунках» очень актуально и полезно в деле воспитания ребенка.
Содержание
Введение…………………………………………………………………..……….3
1. Своеобразие познания детьми дошкольного возраста окружающего мира………………………………………………………………………………..5
2. Особенности изображения человека в детских рисунках…………………...7
3. Приемы работы с детьми над выразительностью образа человека……….11
4. Анализ проведенной работы…………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованных источников…………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Своеобразие познания
детьми дошкольного возраста
окружающего мира……………………………………
2. Особенности изображения человека в детских рисунках…………………...7
3. Приемы работы с детьми над выразительностью образа человека……….11
4. Анализ проведенной работы…………………………………………………15
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..19
Введение
Образ человека в детском художественном творчестве занимает особое место. Дети дошкольного возраста с особым удовольствием рисуют сюжеты живых существ. Возможно, это связано со стремлением ребенка к самоидентификации, к познанию собственного «Я», своего места в окружающем мире [4]. Поэтому исследование, проведенное по теме «Приемы обучения детей средней, старшей, подготовительной групп изображению человека в рисунках» очень актуально и полезно в деле воспитания ребенка.
Объект исследования: дети средней, старшей и подготовительной возрастных групп Шадейского детского сада.
Предмет исследования: приемы обучения дошкольников средней, старшей, подготовительной возрастных групп изображению человека в рисунке.
Цель исследования: определить
особенности изображения
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
Методы исследования: эмпирические, обработка и анализ данных.
Работа базировалась на трудах: Т.С.Комаровой, Е.А. Флёриной, В.Б. Косминской, Й. Шванцара.
Основная гипотеза заключается в том, что рисование является неотъемлемой частью формирования личности ребенка на основе его стремления к самоидентификации, к познанию собственного «Я», своего места в окружающем мире. Она нашла свое полное подтверждение в процессе работы над темой.
Нервные процессы у ребенка дошкольного возраста еще далеки от совершенства. Преобладает процесс возбуждения. При нарушении привычных условий жизни, при утомлении это проявляется в бурных эмоциональных реакциях, несоблюдении правил поведения. Бурные эмоции у ребенка, суетливость, обилие движений свидетельствуют о том, что процесс возбуждения у него преобладает и, сохраняя тенденцию к распространению, может перейти в повышенную нервную возбудимость [2].
Формирование психических
процессов и основных видов деятельности
взаимосвязано. Восприятие, воображение,
память, внимание ребенка, развиваясь
в играх, на занятиях, при выполнении
им трудовых поручений, проявляются
то в более, то в менее совершенной
форме в зависимости от того, как
организована его деятельность. Так,
благодаря повышению
Каждый ребенок на определенном отрезке своей жизни (обычно начиная с 2–3 лет) с увлечением рисует. К началу подросткового возраста это увлечение, однако, в большинстве случаев проходит; верность рисованию сохраняют только художественно одаренные дети.
Интересно отметить, что дети, воспитывающиеся в условиях разных культур, в своих рисунках обязательно проходят стадии каракулей, «головоногов» и т.п.
В первые годы жизни особенно
важно развитие дифференцированного
восприятия и моторики, а также
сенсомоторной координации. От хаотического
восприятия пространства ребенок переходит
к восприятию таких представлений,
как вертикаль и горизонталь.
И первые детские рисунки чаще
всего линейны. Рисование участвует
в формировании зрительных образов,
помогает овладевать формами, координировать
перцептивные и моторные акты. Возрастные
особенности детского рисунка четко отражают
этапы развития не только зрительно-пространственно-
Изобразительная деятельность
ребенка среднего дошкольного возраста
дает ему возможность самостоятельно
применять полученные знания на практике,
активно упражняться в
Что касается особенностей
отражения своих чувственно-
До определенной степени рисование, как психический акт и деятельность, отражает уровень развития как мышления, так и речи (в том числе внутренней). Можно представить, что осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование предоставляет ему возможность наиболее легко, в образной форме, выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку средств выражения (в том числе и графических).
Таким образом, одним из главных условий проявления и развития описанных особенностей является отбор педагогом действенных, соответствующих данному возрасту приемов и средств воспитания и обучения.
Образы, создаваемые детьми второй младшей и средней групп мало чем отличаются. Формы, которые они рисуют, продолжают оставаться неопределенными, во время занятий по замыслу темы неустойчивы, хотя более осмысленны. Неустойчивость задуманных тем можно объяснить особенностями мышления ребенка. Кроме того, дети часто не знают, как изобразить задуманное, так как забывают способы рисунка, а поэтому легко меняют тему на другую, более знакомую по предшествующим занятиям. Дети средней группы уже владеют основными формами, что дает им возможность изображать большой круг людей не только по заданию воспитателя, но и по собственному замыслу. Это в свою очередь позволяет ставить новые задачи, связанные с обучением элементам творческих действий, а именно: добиваться от детей большей самостоятельности в использовании приемов рисования и большей активности во время объяснения и во время изображения человека. Все чаще и чаще воспитатель обращается к опыту детей, показывая новые приемы рисования и те изобразительные средства, которые необходимы для создания образа.
К одним из главных сюжетов детских рисунков принадлежит изображение человека. С моей точки зрения, лучший анализ изображения именно человека в зависимости от возраста ребенка представлен в монографии Й. Шванцары [3].
В возрасте 3,5 лет ребенок чаще всего рисует круг или овал, представляющий в большинстве случаев лицо, так как лицо ребенок воспринимает в качестве наиболее важной части фигуры. Непосредственно к голове ребенок присоединяет ноги, так возникает известный рисунок головонога. Постепенно к нему добавляются отдельные детали, например обозначение глаз.
Тогда же, около 3,5 лет, прибавляется изображение рук (в виде прямых палок), присоединяющихся либо к голове, либо «растущих» из того же места, что и ноги.
Рисунок туловища возникает позже, обычно около 3,5–4 лет. Первым признаком туловища бывает вертикальная линия между головой и ногами. Иногда туловище представлено в виде второго круга (затем овала), расположенного под кругом, обозначающим лицо.
Чуть позже на самом лице возникают круги вместо глаз и круг как изображение рта.
Иногда рот сразу же изображается черточкой (Приложение 1). Часто одновременно с этим появляются волосы в виде торчащих в разные стороны прямых линий, а позднее в виде точек обозначается нос. Еще позже (около пяти лет) нормативно в рисунке появляются уши, брови, шея. Эти детали возникают почти одновременно, когда само изображение человека вполне «состоятельно». То есть присутствует голова с глазами, ртом и носом, туловище, из которого выходят палки-руки и палки-ноги (последние иногда представляют собой «кочерги»). Лишь после этого возникает еще большая детализация изображения, такая, как одежда, пальцы.
Стадия правдоподобных изображений
характеризуется постепенным
Образ рук начинает наполняться функциональным содержанием: человек на рисунке держит какой-нибудь предмет. На голове появляются прорисованные волосы, иногда оформленные в прическу. Шея становится соизмеримой с головой, а позже и со всем телом. Большее внимание уделяется одежде (Приложение 2).
Все это достигается не сразу. Рисунок проходит и промежуточные этапы, на которых часть изображения оформляется еще схематически.
Й. Шванцара представляет возрастную последовательность в развитии рисунка следующим образом: [3]
- после пятого года жизни туловище изображается в виде круга, овала, треугольника или четырехугольника. Голова непосредственно соединена с туловищем. Ноги ребенок рисует далеко друг от друга, причем часто они связаны с линией очертания туловища. Пропорции головы и тела, как и длина, а также присоединение конечностей, еще не находятся в согласии.
- на шестом году жизни прибавляются такие детали, как уши, волосы. Волосы в большинстве случаев бывают только на очертании головы. Иногда ребенок рисует шляпу, располагая ее над головой или проводя через нее контурную линию головы. Также и первые признаки одежды сопровождаются элементами прозрачности. Фигура мужчины обыкновенно рисуется иначе, чем фигура женщины. Женские фигуры бывают из двух частей, разделенные в талии.
- рисунок на седьмом году характерен, прежде всего, уточнением пропорций. Ноги помещаются ближе друг к другу, руки присоединяются в правильном месте на высоте плеч, появляется намек на шею. Ребенок совершенствует прическу и одежду.
- на восьмом году можно наблюдать переход от рисунка анфас к частичному или полному профилю. Затруднения у детей вызывает присоединение рук. В профильном рисунке показана, как правило, только одна рука. В рисунке анфас совершенствуется изображение ног. В общем, формы закругляются и пропорции объединяются.
Следует отметить, что особые изменения в стиле рисунка человеческой фигуры отмечаются именно в возрасте между 6 и 8 годами. В шесть лет дети рисуют человеческую фигуру в большинстве случаев по частям, которые они затем соединяют, как бы монтируя фигуру (Приложение 3). Руки отходят от туловища, ноги параллельны и относительно далеко одна от другой. В 8 лет дети часто формируют при помощи одной непрерывной линии шею, плечо и руку (Приложение 4). Руки обыкновенно висят вдоль туловища, а ноги сходятся «в шагу».
Так, самые маленькие дети (4–5-летние) располагают изображения рядом друг с другом, не соединяя их каким-либо замыслом. Это так называемая фаза юкстапозиции.
Затем появляется центральный сюжет (после 5 лет). Здесь уже изображения объединены сюжетом, и ребенок распределяет предметы, рисуя более отдаленный над находящимся ближе. Эта фаза развития перспективы в рисунке называется фазой суперпозиции.
Лишь позже (в норме не ранее 7 лет) ребенок начинает изображать более отдаленные предметы как предметы по размеру меньшие, нежели предметы близкие. Таким образом в изображении возникает истинная перспектива.
Это особенно важно понимать при анализе изображений, включающих в себя большое количество значимых лиц. Как понятно из вышеизложенного, расположение какого-либо человека на рисунке «над» кем-то вовсе не означает его «давления» или превосходства, а всего лишь служит показателем его размещения на заднем плане (как в проективном, так и в чисто пространственном, физическом смысле).
Таким образом, можно сделать следующий вывод: в рисовании дети чаще всего обращаются к образам близких людей: мамы, папы, братьев, сестер. Чаще всего они рисуют их в композиции. На их рисунках обязательно присутствует семья. Причем папа – большой, мама – поменьше, дети – маленькие. Все больше внимания уделяется деталям. Дети рисуют платье, обувь, волосы. Но они еще не придают значения мелким деталям: пальцам рук, ресницам и т.д. Люди на рисунках, как правило, изображаются в фас и неподвижном состоянии. Нарушаются и пропорции фигур (большая голова, длинные, неестественно, ноги и руки, большие уши и глаза, квадратные плечи и грудь, трапециевидное платье и т. д.).
Информация о работе Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста