Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 06:46, контрольная работа
В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени - взрослые и дети - участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была "вплетена" в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками.
Введение.
В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени - взрослые и дети - участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была "вплетена" в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и присматривать за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода - самые уважаемые и умудренные опытом - образовали, в современном понимании, первую социальную группу людей - воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.
История развития педагогики
Каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени и социально-политического строя, характера общественных отношений. В целях и задачах, которые она выдвигает, просматриваются идеалы человека данной эпохи. В связи с этим следует ориентироваться на понимание истоков дошедших до нас традиций. По отношению к воспитательной традиции не существует оценочного критерия типа «плохая» или «хорошая».
Примеры конкретных систем воспитания показывают, что все они развивались согласно логике эволюции конкретно-исторических, культурных, нравственных, идеологических и жизненных ценностей. На протяжении всей истории развития человечества средоточием воспитания человека были и остаются семья, церковь, общество и государство. Главным для каждой из педагогических систем является ориентация на воспитание человека, готового и способного жить в современном для него обществе.
Педагогика прошла длительное развитие, которое можно разделить на три больших этапа.
На первом, эмпирическом этапе развития педагогики начиная с древнейших времен, человечество накапливало и осмысливало опыт обучения и воспитания различных эпох и народов, создавая различные образовательные учреждения.
На западе колыбелью европейских систем обучения и воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (427 – 370 до н.э.) создал обобщающие труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания обучение и воспитание. Демокрит считал, что воспитание ведёт к обладанию трёмя дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». Он считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее, его руками действует природа, ибо человек - её часть «микрокосмос». Он отмечал важность необходимости родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей.Процесс воспитания и обучения - тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека, утверждал Демокрит. Он полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. Демокрит предлагал использовать метод принуждения в процессе воспитания. Идеи Демокрита оказали влияние на взгляды учёных-софистов. (V-IV до н. э.)
Софисты «мудрецы»
расширили программу
Крупнейшим представителем
философии софистов являлся Сок
Сократ - родоначальник
диалектики как метода
Согласно Платону, достижение знания и истины, - мучительный труд избавления от привычных пут и предрассудков. Он открыл связи между воспитанием и общественным устройством. Педагогическая проблематика присутствует в трактатах «Диалоги», «Государство», «Законы». Основанное им в Афинах учебное заведение - Академия - просуществовало более 1000 лет.
Своеобразным итогом развития
античной педагогической мысли стал трактат
«Об образовании оратора» римского философа
и педагога Квинтилиана. Этот его труд
долгое время был важнейшей книгой по
педагогике, наряду с сочинениями Цицерона
его изучали во всех школах риторики.
Кроме того, издавна существовали
школы афинского и спартанского воспитания,
школы греческой культуры, монастырские,
городские, соборные школы, системы иезуитского
и христианско-католического обучения.
На востоке китайские ученые реализовывали
в школьном обучении изучение четырех
дисциплин: морали, языка, политики и литературы.
Они впервые выдвинули концепцию идеального
человека – не по происхождению, а благодаря
обучению и воспитанию. Арабские же и иранские
мыслители всегда стремились повысить
всеобщую ценность образования, подчеркивали
важность систематического и постоянного
учения, необходимость всестороннего
физического и духовного развития людей,
формирования у них таких качеств, как
уважительное отношение к старшим, справедливость,
смелость, вежливость.
На втором этапе
формирования педагогики как науки в
период Средневековья церковь монополизировала
духовную жизнь общества, направляя воспитание
в религиозное русло. Зажатое в тиски теологии
образование во многом потеряло свободу
и прогрессивную направленность античных
времен. Из века в век оттачивались незыблемые
принципы догматического и схоластического
обучения, просуществовавшего в Европе
почти 12 веков. Среди деятелей церкви были
образованные для своего времени философы
– например, Тертуллиан (160-222 н.э.), Августин
(354-430), теолог Фома Аквинский (1225-1274) и др.,
создавшие обширные трактаты по воспитанию
и духовному образованию людей.
Но не только подавлением
свободомыслия отмечен этот период в истории
науки. Идея общеобразовательной школы
с ее главными атрибутами принадлежит
иезуитам, основателем ордена которых
был И.Лойола (1491-1556). В 1522 году он написал
книгу «Духовные упражнения», где изложил
основы и принципы функционирования новой,
неизвестной еще школы. Типовые программы
иезуитов регламентировали весь учебный
процесс: как и о чем говорить на уроке,
как разрешать те или иные спорные вопросы,
как учить географии и иностранным языкам.
И.Лойола настаивал на абсолютной бесплатности
образования. Иезуиты привозили с собой
программы и учебники, напечатанные в
типографиях, открывали школы, куда мог
записаться каждый. Впервые в истории
массовой школы (а свою школу орден иезуитов
видел всеобщей и массовой) детей старались
набирать из разных социальных групп,
следуя идее, что школьный класс – это
общество в миниатюре.
Эпоха возрождения дала
миру целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов,
в числе которых итальянец В.Фельтре (1378-1446),
голландец Эразм Роттердаамский (1469-1536),
французы Ф.Рамбле (1494-1553) и М.Монтень (1553-1592).
Научная педагогика зародилась в начале XVII в. Ее основателем считался педагог-гуманист Я.А.Каменский (1552-1670). Его главный труд «Великая дидактика», вышедший в Амстердаме в 1657г., - одна из первых научно-педагогических книг. Многие из высказанных в ней идей не утратили ни своей актуальности, ни своего научного значения и сегодня. Предложенные Я.А.Каменским принципы, методы, формы обучения – например, принцип природосообразности, классно-урочная система – вошли в золотой фонд педагогической теории.
Впоследствии непримиримую
борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом
в педагогике вели французские материалисты
и просветители XVIII в. Д.Дидро(1713-1784), К.Гельвеций
(1715-1771), П.Гольбах (1723-1789) и особенно Ж.Ж.Руссо
(1712-1778). Демократические идеи французских
просветителей во многом определили творчество
великого швейцарского педагога И.Песталоцци
(1746-1827). Немецкий философ И.Гербарт (1776-1841)
- , крупная, но противоречивая фигура в
истории педагогики. Кроме значительных
теоретических обобщений в области психологии
обучения и дидактики (четырехзвеньевая
модель урока, понятие воспитывающего
обучения, система развивающих упражнений),
он известен работами, ставшими теоретической
базой для авторитарной педагогики, введения
дискриминационных ограничений в образовании
широких масс трудящихся.
В России развитие педагогики
шло по пути формирования стройной сети
образовательных учреждений во главе
с созданным специально министерством
народного просвещения. В основу ее деятельности
легли мысли и идеи основоположника отечественной
педагогики К.Д.Ушинского, который добился
реализации на практике идеи народного
общественного воспитания.
Широко известны также труды
выдающихся русских мыслителей, философов
и писателей В.Г.Белинского (1811-1848), А.И.Герцана
(1812-1870), Н.Г.Чернышевского (1828-1889), Н.А.Добролюбова
(1836-1861). Добролюбов критиковал ущемления
права на образование по сословному, религиозному
и национальному признакам. Видел идеальное
воспитание в удовлетворении «естественных
стремлений» человека.
Во всем мире признаны провидческие идеи Л.Н.Толстого. (1828-1910), изучаются труды Н.И.Пирагова (1810-1881). В педагогическом наследии Пирогова особое место занимает идеи самопознания посредством воспитания и общечеловеческого воспитания, общечеловеческого образования. Идеал нравственного воспитания в христианской религии. Он выделял два вида воспитания: общечеловеческое и специальное. Разработал проект школьной системы. Являлся сторонником женского образования, но вместе с тем ограничивал сферу применения женского воспитания. Главный пункт педагогической концепции Толстого - идея «свободного воспитания». Он утверждал, что воспитание есть, прежде всего, саморазвитие. Вслед за Руссо высказывал убеждение, что в совершенстве детской природе, которой воспитание лишь вредит. В дидактических указаниях Толстого выдвинут принцип учета особенностей ребенка и его интересов. Вместе они выступили с резкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразования дела народного воспитания в стране.
На третьем этапе развития педагогики в ХХ в. Ее научная мысль развивалась бурными темпами.
На западе интенсивные
исследования педагогических проблем
были начаты в США, куда постепенно смещался
центр педагогической мысли. Не отягощенные
догмами активные покорители Нового Света
без предубеждений приступили к исследованиям
педагогических процессов в современном
обществе и быстро достигли ощутимых результатов.
Были сформулированы общие принципы, выведены
закономерности человеческого воспитания,
разработаны и внедрены эффективные технологии
образования, обеспечивающие каждому
человеку возможность сравнительно быстро
и достаточно успешно достичь задуманных
целей.
Виднейшими представителями американской
педагогики являются Д.Дьюи (1859-1952), чьи
работы оказали заметное влияние на развитие
педагогической мысли во всем западном
мире, Э.Торндайк (1874-1949), прославившийся
исследованиями процесса обучения, созданием
хотя и прагматически приземленных, но
весьма действенных технологий.
В нашей стране хорошо известно имя современного
американского педагога Б.Спока. задав
публике второстепенный на первый взгляд
вопрос: «Что в воспитании должно превалировать
– строгость или доброта?» - он всколыхнул
умы далеко за пределами своей страны.
За этим простым вопросом стоит ответ:
какой быть педагогике – авторитарной
или гуманистической. Ответ пока не очевиден.
Свой ответ Б. Спок предлагает в своих
книгах «Ребенок и уход за ним», «Разговор
с матерью» и др.
В целом западная педагогика
ориентировалась на обслуживание экономического
процесса общества, необходимость создания
высокотехнологичных систем обучения
и подготовки специалистов конкретного
профиля. В окончательном итоге за рубежом
сложились предпосылки для превращения
педагогики в узкоприкладную область
знаний, ориентированную на решение, прежде
всего проблем, относящихся к подготовке
педагогов-управленцев.
На востоке, прежде всего в СССР, педагогическая наука решала преимущественно задачи воспитания, повышения эффективности и качества образования, всестороннего развития личности. Ее главными отраслями были: детская педагогика (преддошкольного, дошкольного, школьного возраста); педагогика профессионального образования, семейного воспитания, педагогика высшей школы, военная педагогика, дефектология, история педагогики.
Активное участие в педагогических
исканиях в нашей стране приняли С.Т.Шацкий
(1884-1934), П.П.Блонский (1884-1941), А.П.Пинкевич
(1884-1939). Известность педагогике советского
периода принесли работы Н.К.Крупской
(1869-1939), А С.Макаренко (1888-1939), В.А.Сухомлинского
(1918-1970). Теоретические поиски Н.К.Крупской
концентрировались вокруг проблем формирования
новой советской школы, организации внеклассной
воспитательной работы,, зарождающегося
пионерского движения. А.С.Макаренко выдвинул
и проверил на практике принципы создания
и педагогического руководства, детским
коллективом, методики трудового воспитания
молодежи, изучал проблемы формирования
сознательной дисциплины и воспитания
детей в семье. В.А.Сухомлинский сосредоточил
свои исследования вокруг моральных проблем
воспитания молодежи. Многие его дидактические
советы, меткие наблюдения сохраняют свое
значение и в условиях коренной перестройки
общества.
В 194-1960г.г. на ниве народного образования
активно трудился М.А.Данилов (1899-1973). В
1970-1980г.г. активная разработка проблем
начального образования велась в научной
лаборатории под руководством Л.В.Занкова
(1901-1977). В результате исследования была
создана новая система обучения младших
школьников, основанная на приоритетности
развития познавательных возможностей
учеников.