История развития педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 06:46, контрольная работа

Описание работы

В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени - взрослые и дети - участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была "вплетена" в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками.

Работа содержит 1 файл

педагогика.docx

— 30.25 Кб (Скачать)

Введение.

 

     В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени - взрослые и дети - участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была "вплетена" в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и присматривать за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода - самые уважаемые и умудренные опытом - образовали, в современном понимании, первую социальную группу людей - воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История развития педагогики

 

      Каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени и социально-политического строя, характера общественных отношений. В целях и задачах, которые она выдвигает, просматриваются идеалы человека данной эпохи. В связи с этим следует ориентироваться на понимание истоков дошедших до нас традиций. По отношению к воспитательной традиции не существует оценочного критерия типа «плохая» или «хорошая».

     Примеры конкретных систем воспитания показывают, что все они развивались согласно логике эволюции конкретно-исторических, культурных, нравственных, идеологических и жизненных ценностей. На протяжении всей истории развития человечества средоточием воспитания человека были и остаются семья, церковь, общество и государство. Главным для каждой из педагогических систем является ориентация на воспитание человека, готового и способного жить в современном для него обществе.

     Педагогика прошла длительное развитие, которое можно разделить на  три больших этапа.

     На первом, эмпирическом этапе развития педагогики начиная с древнейших времен, человечество накапливало и осмысливало опыт обучения и воспитания различных эпох и народов, создавая различные образовательные учреждения. 

     На западе колыбелью европейских систем обучения и воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (427 – 370 до н.э.) создал обобщающие труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания обучение и воспитание. Демокрит считал, что воспитание ведёт к обладанию трёмя дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». Он считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее, его руками действует природа, ибо человек - её часть «микрокосмос». Он отмечал важность необходимости родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей.Процесс воспитания и обучения - тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека, утверждал Демокрит. Он полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. Демокрит предлагал использовать метод принуждения в процессе воспитания. Идеи Демокрита оказали влияние на взгляды учёных-софистов. (V-IV до н. э.)

     Софисты «мудрецы»  расширили программу образования  за счёт изучения грамматики, диалектики, обучению искусства  спора. Затем были добавлены  ещё четыре: арифметика, геометрия,  астрономия и музыка, что составляло  в целом семичастную «эн-киклос-пацдейу» (энциклопедию), которая оказалась предтечей программы «семи свободных искусств», являвшейся символом образованности вплоть до Нового времени. Первые софисты считали своим основным призванием преподавание красноречие - риторики. По их суждениям, овладевая искусством риторики, человек приобретает умение завоевать на свою сторону мнение большинства, т.е. угадывать смысл общего блага.

     Крупнейшим представителем  философии софистов являлся Сократ. Его главное дидактическое достижение - майэвтика «повивальное искусство» - диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов. Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек является обладателем разумного сознания, направленного на добро и истину. Он один из основоположников учения о доброй природе человека. Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование.

     Сократ - родоначальник  диалектики как метода отыскания  истины путем постановки наводящих  вопросов - так называемого сократического метода. Главной задачей наставника Сократ считал пробуждение мощных душевных сил ученика. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании ученика. В поисках истины ученик и наставник должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом: «Я знаю только то, что я ничего не знаю».

    Согласно Платону, достижение знания и истины, - мучительный труд избавления от привычных пут и предрассудков. Он открыл связи между воспитанием и общественным устройством. Педагогическая проблематика присутствует в трактатах «Диалоги», «Государство», «Законы». Основанное им в Афинах учебное заведение - Академия - просуществовало более 1000 лет.

     Своеобразным итогом развития античной педагогической мысли стал трактат «Об образовании оратора» римского философа и педагога Квинтилиана. Этот его труд долгое время был важнейшей книгой по педагогике, наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех школах риторики.  
     Кроме того, издавна существовали школы афинского и спартанского воспитания, школы греческой культуры, монастырские, городские, соборные школы, системы иезуитского и христианско-католического обучения. 
На востоке китайские ученые реализовывали в школьном обучении изучение четырех дисциплин: морали, языка, политики и литературы. Они впервые выдвинули концепцию идеального человека – не по происхождению, а благодаря обучению и воспитанию. Арабские же и иранские мыслители всегда стремились повысить всеобщую ценность образования, подчеркивали важность систематического и постоянного учения, необходимость всестороннего физического и духовного развития людей, формирования у них таких качеств, как уважительное отношение к старшим, справедливость, смелость, вежливость.

 
     На  втором этапе формирования  педагогики как науки в период Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тиски теологии образование во многом потеряло свободу и прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались незыблемые принципы догматического и схоластического обучения, просуществовавшего в Европе почти 12 веков. Среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы – например, Тертуллиан (160-222 н.э.), Августин (354-430), теолог Фома Аквинский (1225-1274) и др., создавшие обширные трактаты по воспитанию и духовному образованию людей. 
     Но не только подавлением свободомыслия отмечен этот период в истории науки. Идея общеобразовательной школы с ее главными атрибутами принадлежит иезуитам, основателем ордена которых был И.Лойола (1491-1556). В 1522 году он написал книгу «Духовные упражнения», где изложил основы и принципы функционирования новой, неизвестной еще школы. Типовые программы иезуитов регламентировали весь учебный процесс: как и о чем говорить на уроке, как разрешать те или иные спорные вопросы, как учить географии и иностранным языкам. И.Лойола настаивал на абсолютной бесплатности образования. Иезуиты привозили с собой программы и учебники, напечатанные в типографиях, открывали школы, куда мог записаться каждый. Впервые в истории массовой школы (а свою школу орден иезуитов видел всеобщей и массовой) детей старались набирать из разных социальных групп, следуя идее, что школьный класс – это общество в миниатюре.  
     Эпоха возрождения дала миру целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, в числе которых итальянец В.Фельтре (1378-1446), голландец Эразм Роттердаамский (1469-1536), французы Ф.Рамбле (1494-1553) и М.Монтень (1553-1592).

     Научная педагогика зародилась в начале XVII в. Ее основателем считался педагог-гуманист Я.А.Каменский (1552-1670). Его главный труд «Великая дидактика», вышедший в Амстердаме в 1657г., - одна из первых научно-педагогических книг. Многие из высказанных в ней идей не утратили ни своей актуальности, ни своего научного значения и сегодня. Предложенные Я.А.Каменским принципы, методы, формы обучения – например, принцип природосообразности, классно-урочная система – вошли в золотой фонд педагогической теории. 

     Впоследствии непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII в. Д.Дидро(1713-1784), К.Гельвеций (1715-1771), П.Гольбах (1723-1789) и особенно Ж.Ж.Руссо (1712-1778). Демократические идеи французских просветителей во многом определили творчество великого швейцарского педагога И.Песталоцци (1746-1827). Немецкий философ  И.Гербарт (1776-1841) - , крупная, но противоречивая фигура в истории педагогики. Кроме значительных теоретических обобщений в области психологии обучения и дидактики (четырехзвеньевая модель урока, понятие воспитывающего обучения, система развивающих упражнений), он известен работами, ставшими теоретической базой для авторитарной педагогики, введения дискриминационных ограничений в образовании широких масс трудящихся. 
     В России развитие педагогики шло по пути формирования стройной сети образовательных учреждений во главе с созданным специально министерством народного просвещения. В основу ее деятельности легли мысли и идеи основоположника отечественной педагогики К.Д.Ушинского, который добился реализации на практике идеи народного общественного воспитания.  
     Широко известны также труды выдающихся русских мыслителей, философов и писателей В.Г.Белинского (1811-1848), А.И.Герцана (1812-1870), Н.Г.Чернышевского (1828-1889), Н.А.Добролюбова (1836-1861). Добролюбов критиковал ущемления права на образование по сословному, религиозному и национальному признакам. Видел идеальное воспитание в удовлетворении «естественных стремлений» человека.

     Во всем мире признаны провидческие идеи Л.Н.Толстого. (1828-1910), изучаются труды Н.И.Пирагова (1810-1881). В педагогическом наследии  Пирогова особое место занимает идеи самопознания посредством воспитания и общечеловеческого воспитания, общечеловеческого образования. Идеал нравственного воспитания в христианской религии. Он выделял два вида воспитания: общечеловеческое и специальное. Разработал проект школьной системы. Являлся сторонником женского образования, но вместе с тем ограничивал сферу применения женского воспитания. Главный пункт педагогической концепции Толстого - идея «свободного воспитания». Он утверждал, что воспитание есть, прежде всего, саморазвитие. Вслед за Руссо высказывал убеждение, что в совершенстве детской природе, которой воспитание лишь вредит. В дидактических указаниях Толстого выдвинут принцип учета особенностей ребенка и его интересов. Вместе они выступили с резкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразования дела народного воспитания в стране.

     На  третьем этапе развития педагогики в ХХ в. Ее научная мысль развивалась бурными темпами.

     На западе интенсивные исследования педагогических проблем были начаты в США, куда постепенно смещался центр педагогической мысли. Не отягощенные догмами активные покорители Нового Света без предубеждений приступили к исследованиям педагогических процессов в современном обществе и быстро достигли ощутимых результатов. Были сформулированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования, обеспечивающие каждому человеку возможность сравнительно быстро и достаточно успешно достичь задуманных целей. 
Виднейшими представителями американской педагогики являются Д.Дьюи (1859-1952), чьи работы оказали заметное влияние на развитие педагогической мысли во всем западном мире, Э.Торндайк (1874-1949), прославившийся исследованиями процесса обучения, созданием хотя и прагматически приземленных, но весьма действенных технологий. 
В нашей стране хорошо известно имя современного американского педагога Б.Спока. задав публике второстепенный на первый взгляд вопрос: «Что в воспитании должно превалировать – строгость или доброта?» - он всколыхнул умы далеко за пределами своей страны. За этим простым вопросом стоит ответ: какой быть педагогике – авторитарной или гуманистической. Ответ пока не очевиден. Свой ответ Б. Спок предлагает в своих книгах «Ребенок и уход за ним», «Разговор с матерью» и др. 
     В целом западная педагогика ориентировалась на обслуживание экономического процесса общества, необходимость создания высокотехнологичных систем обучения и подготовки специалистов конкретного профиля. В окончательном итоге за рубежом сложились предпосылки для превращения педагогики в узкоприкладную область знаний, ориентированную на решение, прежде всего проблем, относящихся к подготовке педагогов-управленцев. 

     На востоке, прежде всего в СССР, педагогическая наука решала преимущественно задачи воспитания, повышения эффективности и качества образования, всестороннего развития личности. Ее главными отраслями были: детская педагогика (преддошкольного, дошкольного, школьного возраста); педагогика профессионального образования, семейного воспитания, педагогика высшей школы, военная педагогика, дефектология, история педагогики.

     Активное участие в педагогических исканиях в нашей стране приняли С.Т.Шацкий (1884-1934), П.П.Блонский (1884-1941), А.П.Пинкевич (1884-1939). Известность педагогике советского периода принесли работы Н.К.Крупской (1869-1939), А С.Макаренко (1888-1939), В.А.Сухомлинского (1918-1970). Теоретические поиски Н.К.Крупской  концентрировались вокруг проблем формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы,, зарождающегося пионерского движения. А.С.Макаренко выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства, детским коллективом, методики трудового воспитания молодежи, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. В.А.Сухомлинский сосредоточил свои исследования вокруг моральных проблем воспитания молодежи. Многие его дидактические советы, меткие наблюдения сохраняют свое значение и в условиях коренной перестройки общества. 
В 194-1960г.г. на ниве народного образования активно трудился М.А.Данилов (1899-1973).  В 1970-1980г.г. активная разработка проблем начального образования велась в научной лаборатории под руководством Л.В.Занкова (1901-1977). В результате исследования была создана новая система обучения младших школьников, основанная на приоритетности развития познавательных возможностей учеников. 

Информация о работе История развития педагогики