Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 20:07, реферат
Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи с изучением становления личности развивающегося человека.
Аристотель
придавал первостепенное
Марк Квинтилиан (35 – 96 г.г.)
Главный труд Квинтилиана – «Ораторское образование». Из его 12 книг трактата наиболее известны: «О домашнем воспитании мальчика» и «О риторическом обучении». Чтобы достичь хороших результатов, считал Квинтилиан, необходимо соединить природную доброту человека и воспитание. Вслед за Плутархом Квинтилиан говорил, что воспитание должно формировать свободного человека. Ребенок – «драгоценный сосуд», с которым надо обращаться бережно и уважительно.
Цель
воспитания он видел в
Тертуллиан (160 – 222 г.г.)
Августин (354 – 430 г.г.)
Аквинат (1225 – 1274 г.г.)
Идеологи раннего христианства
иначе, чем представители
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
В средние века проблемы
Эразм Роттердамский (1466 – 1536 г.г.)
Витторино де Фельтрэ (1378 – 1446 г.г.)
Франсуа Рабле (1494 – 1553 г.г.)
Мишель Монтень (1533 – 1592 г.г.)
Итальянские гуманисты (
Основной труд Монтеня «Опыты» рассматривает человека как высшую ценность. Ребёнок от рождения обладает первозданной чистотой, которую потом «разъедает» общество. Ребёнок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность к критическим суждениям. Монтень осуждал гипертрофированное словесное обучение.
В
своём главном труде Э.
Ф.Рабле
едко и остроумно обличал
Я.А. Коменский (1592 – 1670 г.г.)
Коменский - отец современной педагогики. «Великая дидактика», вышедшая
в
Амстердаме в 1654 г. – одна
из первых научно –
Взгляды Коменского
Природосообразность в воспитании означала для чешского ученого признание природного равенства людей. Фундаментальной идеей педагогики Коменского является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. У него человек – «микрокосм»
Он
определил понимание, волю и
деятельность воспитанника как
основные составляющие педагогического
процесса. Классно – урочная система.
Выделение из состава философии.
Джон Локк (1632 – 1704 г.г.)
В трудах Джон Локка – «Мысли
о воспитании» и «Об
Локк
утверждал, что человеческое
СРЕДНИЕ
ВЕКА
Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778 г.г.)
В основе педагогических
Главный
педагогический труд – «Эмиль».
Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827 г.г.)
Воспитание униженных и оскорбленных.
Песталоцци предлагал при определении
основ образования опираться на знание
человеческой психологии. Песталоцци
разработал метод элементного образования.
Суть метода заключается в том, что чтобы
пробудить задатки способностей, которые
заложены в каждом ребенке.
И.Ф. Гербарт (1776 – 1841 г.г.)
Гербарт - автор труда «Общая педагогика».
Работал в сфере гимназического образования.
Центральный тезис рассуждений Гербарта
– формирование нравственного человека.
Это – ядро идеи о гармоническом развитии
всех способностей. Воспитание должно
создавать гармонию между волеизъявлением
и выработкой многосторонних интересов.
Пути достижения такой гармонии – управление,
обучение и нравственное воспитание. Им
определены три универсальных метода
обучения – описательный, аналитический
и синтетический.
А. Дистервег (1790 – 1886 г.г.)
Дистервег работал в сфере народной массовой школы. Интерпретатор. Основной педагогический труд – «Руководство к образованию немецких учителей». В нем сформулированы два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания – природосообразность и культуросообразность. Он предлагал в воспитании и обучении следовать природе человека, учитывать индивидуальные особенности ребенка (принцип природосообразности).
Принцип
культуросообразности означал организация
учебно-воспитательного процесса на основе
определенной внешней, внутренней и общественной
культуры. Внешняя культура – нормы морали,
быта, потребления. Внутренняя – духовная
жизнь человека. Общественная культура
– социальные отношения национальная
культура.
РУССКАЯ
ПЕДАГОГИКА
В.Г. Белинский (1811 – 1848 г.г.)
А.И. Герцен (1812 – 1870 г.г.)
Н.А. Добролюбов (1836 – 1861 г.г.)
Н.Г. Чернышевский (1828 – 1889 г.г.)
Белинский определил гуманистические и демократические подходы к воспитанию и образованию. Развивал идею народного воспитания.
Герцен с демократических позиций критиковал официозную школьную политику. Он подчеркивал, что важнейшей целью педагогических преобразований в России должно стать развитие у народа чести, права и гражданства.
Чернышевский вскрывал диалектическую взаимосвязь между политическим
режимом,
материальным достатком и
Добролюбов критиковал
Л.Н. Толстой (1828 – 1910 г.г.)
Н.И. Пирогов (1810 – 1881 г.г.)
В педагогическом наследии
Главный пункт педагогической
концепции Толстого – идея
«свободного воспитания». Он утверждал,
что воспитание есть, прежде всего, саморазвитие.
Вслед за Руссо высказывал убеждение,
что в совершенстве детской природе, которой
воспитание лишь вредит. В дидактических
указаниях Толстого выдвинут принцип
учета особенностей ребенка и его интересов.
К.Д. Ушинский (1824 – 1871 г.г.)
Ушинский основатель научной педагогики в России. Стержень его педагогической концепции – принцип народности. Этот принцип должен был реализовываться через приоритет родного языка как предмета школьного образования. Не менее важное место он отводил идее труда как ведущего фактора развития личности. Педагогика по Ушинскому должна твердо стоять на фундаменте обширного круга «антропологических наук».
Процесс обучения должен строиться на основополагающих принципах:
1) сознательность и активность, 2) наглядность, 3) последовательность,
4) доступность, 5) прочность.
Ушинский
разработал учение о двухуровневой
дидактике: общей и частной. Основополагающий
тезис Ушинского – двуединство обучения
и воспитания.
П.П. Блонский (1884 – 1941 г.г.)
Блонский стремился превратить педагогику
в строго нормативную науку. Педагогика
должна изучать причинно-следственные
связи в воспитании и обучении. Согласно
концепции трудовой школы Блонского предполагалось,
что учащиеся должны приобретать знания
не через отдельные учебные дисциплины,
а посредством трудовой жизни и отношений
людей, а также окружающего мира.
С.Т. Шацкий (1878 – 1934 г.г.)
Шацкий считал, что главное влияние на
ребенка имеют не генетические задатки,
а социально-экономическая среда. Главными
факторами деятельности ребенка в процессе
воспитания и обучения Шацкий называл
творчество и самостоятельность.