Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 08:15, доклад
Образование и педагогическая наука насчитывают несколько тысячелетий своей истории. На этом пути педагогика постепенно из разрозненных взглядов, идей и теоретических положений превращалась в науку. Развитие воспитательно-образовательных институтов было многообразным, противоречивым и неоднозначным процессом.
• Тема 1. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОТРАСЛЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ………………………………………………………………….
• Тема 2. ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО И ЗАРОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ НА РАННИХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА…………………
• 2.1.Возникновение воспитания как особого вида общественной деятельности • Тема3.ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
• 3.1. Базовые концепции развития современного образования…..
• 3.2. Направления развития практики образования……………….
• Тема4. НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………………………
• 4.1. Понятие о целях воспитания в истории педагогики……...
• 4.2. Принципы воспитания и обучения в истории педагогики
• ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………..
В период приблизительно 100 тыс. лет назад в Евразии начался процесс оледенения, что значительно ускорило эволюцию социальных отношений и хозяйственной деятельности. В результате появляется новая ступень в развитии человечества – Человек разумный. Таким образом, к периоду 45–40 тыс. лет назад воспитание окончательно выделяется как специализированная социальная функция, чему способствует постоянное усложнение и накопление социального опыта, требующего специальных форм и методов его передачи.
На втором этапе (40–10 тыс. лет назад) в ранних, а затем в поздних первобытных общинах зарождаются специальные приемы и формы воспитания, реализующиеся в ритуалах и обрядах. Образ жизни человеческой общины в этот период характеризуется переходом от присваивающих форм хозяйства к производящему труду, формируется родовая община с социальным равенством всех ее членов. В ранней родовой общине, жившей по преимуществу охотой и рыбной ловлей, воспитанием занимается практически все взрослое поколение. Молодежь органично вливается в процесс жизнедеятельности общины, в ходе которого и осваиваются необходимые знания и умения.
Магические ритуалы, в которые включались подростки 10–13 лет, стали одной из первых организованных форм воспитания, поскольку они способствовали физическому развитию подрастающего поколения и обучению его элементарным навыкам (подражание повадкам животного, имитация последовательности движений охотника или рыболова и т. п.). Среди первых средств воспитания можно назвать игрушки-тотемы, орудия труда и охоты, изготовленные специально для детей. Опыт трудового и социального поведения подростки получали в играх, ритуальных танцах, в качестве мощного регулятора поведения использовались запреты – табу и словесные приемы – одобрение или неодобрение.
На третьем этапе (от 10 до 8 тыс. лет назад) в результате дальнейшего усложнения хозяйственной и, как следствие, социальной жизни общины появилась семья. Родовая община стала постепенно делиться на семейные ячейки, утрачивать коллективный контроль за воспитанием подрастающего поколения, который теперь осуществляла семья. В семье воспитание дифференцировалось по половому признаку: девочек воспитывали матери и другие женщины рода, мальчиков – мужчины. Важным этапом в развитии воспитания как особого вида социальной деятельности стало появление обряда инициации, символизирующего переход юношей и девушек в разряд социально зрелых полноправных членов общины.
Инициация предполагала
целый комплекс испытаний, их успешное
прохождение было жизненно важным условием
дальнейшего существования
Таким образом, к IV–V тысячелетиям до н. э. возникают предпосылки к образованию школьных форм обучения. Появление школы как социального института относится к эпохе Древних цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока. Отделение умственного труда от физического приводит к появлению новой профессии – наставник, учитель.
Тема 3.ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
3.1. Базовые концепции развития современного образования
В современном мире наблюдается значительное многообразие теорий и подходов к развитию образования. Сегодня педагогическая теория и практика представлены тремя базовыми концепциями образования: традиционалистской идеологией в обучении, рационалистической моделью школы, феноменологической моделью (А.Н. Джуринский, А.В. Ду-хавнева, Л.Д. Столяренко). Каждая из названных моделей формулирует собственный подход к решению фундаментальных проблем, связанных с образованием человека: определение функции и миссии школы как социального института, выявление общественно значимых целей обучения и воспитания, разработка приоритетов в деятельности школы, формирование содержания образования за счет включения актуальных знаний, реализация интересов и потребностей каждой личности в образовании.
В традиционалистской концепции воспитание и образование рассматриваются как формирование заданных обществом черт личности, что соответствует технократическим целям обучения. Эта концепция образования является базовой в Западной Европе и США, в ее рамках ведущими выступают три постулата.
1. Школьное образование в качестве основной своей цели должно рассматривать овладение учащимися базовыми знаниями, умениями и навыками. Лишь прочно усвоив такие основополагающие «инструменты учения», как чтение, письмо, математическая грамотность, учащиеся смогут потом успешно изучать различные академические дисциплины.
2. Общеобразовательные учебные заведения всех уровней должны нести ответственность за то, чтобы на первый план выдвигалось изучение и усвоение действительно важных и необходимых знаний.
3. Цивилизованная жизнь невозможна без усвоения определенных этических ценностей, следовательно, одна из задач школы – приобщение обучающихся к непреходящим ценностям духовной культуры.
В традиционалистской концепции предлагается решение некоторых проблем образования. В определении целей образования фундаментальная роль школы заключается в сохранении и передаче молодому поколению наиболее существенных элементов культурного наследия человеческой цивилизации – многообразия важных знаний, умений и навыков, идеалов и ценностей, способствующих как индивидуальному развитию, так и сохранению социального порядка. В формировании содержания школьных программ обучения признается необходимым выделение общего ядра знаний, составляющих костяк академических дисциплин. В организации процесса обучения традиционалисты выступают за стабильные, проверенные временем методы обучения и контроля знаний. В соответствии с данной концепцией важную роль в обучении играют четкие стандарты и критерии успеваемости. Академическую успеваемость учащихся обеспечивают такие инструменты интеллектуального труда, как тщательная проработка учебных материалов, опора на память, повторение пройденного.
Традиционалистская концепция опирается на теоретические положения, разработанные Э. Шартье, Ж. Мажо, Л. Ка-ро, Ж. Капель, Г. Кэвевелти и др.
Рационалистическая концепция основывается на выявлении наиболее эффективных способов усвоения учащимися различных видов знаний, а также решении задач практической адаптации молодежи к существующим социальным условиям через определенные школьно-образовательные механизмы. В рамках данной концепции школа функционирует по принципу индустриальной структуры. Знания рассматриваются как упорядоченная совокупность объективных данных. Они выступают для учащихся как внешняя субстанция и предлагаются им извне как производная от фигуры преподавателя, «образовательного менеджера».
Рационалисты исходят из сравнительно пассивной роли учащихся, которые, получая знания, умения и навыки, приобретают «поведенческий репертуар», необходимый им для адекватного жизнеустройства в обществе. Суть технологии обучения сводится к разработке техники подкрепления, поощрения и наказания, направленной на освоение учащимися определенной образовательной программы.
В основе рационалистической концепции лежат теории П. Блума, Р. Тайлера, Р. Генье, Б. Скиннера и др.
В трактовке феноменологической концепции смысл образования состоит в личностном самовыражении. Учение для феноменологистов персонально значимо. Образование должно наиболее полно и адекватно соответствовать природе человеческой личности. Учение должно управляться не извне, а изнутри. Огромное внимание феноменологисты уделяют среде обучения, которая выступает своеобразным катализатором успешного усвоения знаний. В данной концепции ценностно-значимыми становятся взаимозависимость, сотрудничество, равенство, доверительность. Задача школы – дать возможность свободного развития индивидуальности. Процесс воспитания понимается как помощь в саморазвитии, развитии способностей и своеобразия личности.
К недостаткам феноменологической концепции образования можно отнести ослабление целенаправленного воздействия, возможность формирования людей с приглушенным чувством ответственности и ослабление социальных связей.
Многие педагоги современности, понимая несовершенство этих моделей, основывают образование на религиозной и философской морали, например в традициях вальдорфской педагогики Р. Штайнера. В России среди возможных концепций развития школы выделяются концепция национальной школы Е.П. Белозерцева, концепция диалога культур В.С. Биб-лера, концепция личностно ориентированного образования, концепция непрерывного образования и ряд других.
3.2. Направления развития практики образования
Среди основных тенденций в развитии школьного образования на рубеже XX–XXI вв. исследователи выделяют расширение дифференциации образования и обучения, ориентацию на многопрофильность и вариативность образования, увеличение возможностей выбора моделей образования, модернизацию всех ступеней образовательной системы в связи с изменяющимися требованиями общества и др.
Школьные реформы 1960-1980-х
гг., коренным образом изменившие облик
образовательной практики во всем мире,
позволили сделать среднюю
В процессе осуществления
дифференциации важным аспектом становится
ориентация учащихся – распределение
их по разным направлениям общего образования
(учебная ориентация) и приобретение
образования для определенной деятельности
(профессиональная ориентация). Во многих
странах ориентация учащихся – предмет
специальных систематических
В рамках развития многопрофильности и альтернативности образования возникают новые типы школ. Как правило, в большей степени это относится к сфере среднего и профессионально-технического образования. Один из путей развития образования в этом направлении заключается в интеграции общего и среднего образования в рамках полной средней школы (например, в Англии по окончании городского технологического колледжа можно сразу приступить к профессиональной деятельности или поступить в высшую школу).
В современном мире
предоставляются все более
Поиски путей развития образования осуществляются на базе экспериментальных учебных заведений. Эти школы предназначены для эмпирической проверки, выработки и обоснования основных педагогических идей с учетом опыта лучших педагогов. Опыт экспериментальных учебных заведений не всегда определяет будущие тенденции в развитии образования, но их деятельность является заметным фактом обновления школьного дела.
Главным фактором, обусловливающим тенденции развития современного образования, становится потребность человека в высоком качестве образования.
Тема 4. НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
4.1. Понятие о целях воспитания в истории педагогики
Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание; будущее, на достижение которого направлены его усилия. Цель воспитания в конечном итоге отражает достигнутый уровень развития общества, им определяется и изменяется с изменением способа производства. В первобытно-общинном строе воспитание было призвано обеспечить существование людей, а его целью являлось вооружение человека опытом выживания. При рабовладельческом строе цели воспитания дифференцировались. Для свободнорожденных граждан предусматривались всестороннее развитие личности, знание «семи свободных искусств»; путь к всестороннему развитию лежал через «пайдейю» – познание всех вещей. Для рабов требовалось воспитание смирения, покорности, трудолюбия, знание «семи механических искусств» (ремесел). При феодализме классовое деление целей сохраняется: для феодалов – это рыцарское воспитание, для ремесленников и крестьян – трудовое. При капитализме воспитание и образование имеют своей целью формирование высококвалифицированных рабочих и компетентных и образованных буржуа, способных управлять производством. В демократическом обществе целью воспитания становится гармоничное развитие личности, предполагающее гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. В современной трактовке эта цель формулируется как создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.
Информация о работе История педагогики и образования как отрасль научного знания