Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 14:53, курсовая работа
Цель работы: изучить феномен родительства
Объект исследования: родительство как психологическое образование личности.
Предмет исследования: психологическая готовность к родительству.
Задачи исследования:
Раскрыть понятие "родительство", историю возникновения и современные тенденции.
Рассмотреть феномены материнства и отцовства.
Определить психологическую готовность к родительству
Введение
1. Исторические аспекты становления родительства
1.2 Тенденции развития института материнства
1.3Тенденции развития института отцовства
Выводы
Список литературы
1.4
Феномен отцовства
Отечественные исследователи не столь часто обращались к проблеме отцовства, чаще они рассматривали роль матери в семье, не уделяя отцу должного внимания, как, например, исследователи США или Германии. Тем не менее, в отечественной психологии была сформулирована структура отцовства, состоящая из четырёх компонентов.
Первый компонент — потребностно-эмоциональный блок, включающий биологические, социальные аспекты мотивации, потребность в контакте, эмоциональные реакции, переживания. Этот блок показывает заинтересованность отца в появлении потомства, потребность в этом и ответные реакции на ситуацию рождения ребёнка. В этом блоке могут возникнуть такие проблемы, как нежелание по какой-либо причине иметь детей, эмоциональная холодность и отстранённость, психологическая и социальная неготовность к отцовству, страх перед новой ролью и неумение принять на себя новую ответственность.
Второй элемент структуры отцовства — это операциональный блок, включающий в себя осведомленность и умения, операции по уходу за ребенком и общение с ним. Проблемы данного блока: неумение обращаться с ребёнком, нежелание учиться этому, скрытый страх перед младенцем и супругой. Второй блок взаимосвязан с первым, так как достаточная мотивация позволяет научиться обращению с детьми (женщины также изначально не обладают этими навыками, но очень быстро обучаются им).
Третий блок — ценностно-смысловой, как отношение отца к ребенку, включая экзистенциальные переживания. Это достаточно важный компонент, так как отношение отца к своему ребёнку влияет на его поведение с ребёнком и, тем самым, оказывает влияние на личность ребёнка.
Четвёртый компонент стоит над всеми предыдущими, как бы интегрируя их и определяя их содержание. Это оценочный компонент, в который входят:
Отцовство в разных обществах принимает разные формы. В первобытных человеческих обществах роль отца, сконцентрированная на добывании пищи и обеспечении защиты, была ключевой и значительно повышала выживаемость потомства. В современном обществе большинство детей могут выжить и в неполных семьях, в частности у матерей-одиночек. Однако многочисленные наблюдения показывают, что дети, выросшие без отцов, подвержены большему риску во всем, начиная от школьной успеваемости и заканчивая подростковыми самоубийствами, девиантным поведением.
Современные
специалисты выделяют два подхода
к роли отца – это традиционный
подход, а также «новое отцовство».
Под первым термином скрывается роль
отца, которая основывается только
на биологическом уровне, то есть отец
особо пристального внимания своему
чаду не уделяет. В его обязанности
входит не столько уход за младенцем,
сколько его обеспечение в
финансовом плане. Получается, что традиционный
подход основывается на том, что мужчина
обязан создать ячейку общества, воспроизвести
детей и обеспечивать их всем необходимым.
Именно отец должен также выбрать
брачную стратегию, решить все имеющиеся
вопросы относительно наследования,
а также определить свое место
в семье, которое чаще всего становится
главенствующим. Такие мужчины практически
всегда следуют примеру своих
отцов, то есть они действуют по четко
спланированному плану, который создавался
в их головах еще с детства.
«Новое отцовство» начало развиваться
только в середине двадцатого века и все
потому, что именно в этот период положение
представительниц слабого пола в обществе
претерпело целый ряд изменений. Именно
с середины двадцатого века наибольшее
количество женщин пришло к выводу, что
жить в замкнутом пространстве им уже
надоело. В результате, все чаще и чаще
во главе того или иного производства
можно было увидеть как раз таки даму.
Так как женщины начали самостоятельно
зарабатывать деньги, это значительно
повысило их статус в семье. Сложившаяся
ситуация привела к тому, что все большее
количество мужчин начало осознавать,
что они также как и женщины несут ответственность
за своих детей. Получается, что «новое
отцовство» не разделяет материнство от отцовства, а наоборот
воссоединяет эти две области, причем
связь эта достаточно тесная.
Сегодня, говоря
об отцовстве в его широком значении, подразумеваем
совокупность биологических, правовых
и воспитательных функций, выполняемых
мужчиной по отношению к своим детям
В частности А. С. Спиваковская говорит о том, что воспитательная позиции отца в своём формировании несколько отстаёт от материнской позиции, так как наибольшую привязанность к ребёнку отцы начинают чувствовать, когда дети уже подросли. Нередко утверждается лучшее, что может сделать мужчина для своего будущего либо рождённого ребёнка, это любить жену. (В. И. Кочетков, Т. М. Афанасьева, А. С. Спиваковская и др.).
К. Витакер (1998) отводит отцу роль стороннего наблюдателя во время беременности жены и ухода за младенцем. Эта “невключённость” вызывает у мужчины ощущение одиночества и причиняет ему боль. В то же время К. Флейк-Хобсон (1992) считает, что участие отца в процессах рождения и воспитания ребёнка оказывает существенное воздействие и на супругов, и на малыша, привнося нечто неординарное в их отношения.
Дж. Хесс (2003) полагает:
то, как человек определяет сущность
отцовства, становится в нашей культуре
своего рода водоразделом. С одной
стороны находятся те, кто разделяет
точку зрения Б. Малиновски (1962), который
утверждал, что самое важное моральное
и юридическое правило
Отцовство формирует основу самой насущно¬го требования общества — социализации муж¬чин, связывая их обязательствами со своими детьми. Это обяза¬тельство является наиболее важным, решающим общественным фактором в общем, благосостоянии детей, которое в свою оче-редь, определяет будущее самого общества. Во - первых, оно обес¬печивает родительскую защиту в физическом смысле. Во - вторых, дает ребенку финансовый и прочие материальные источники. В-третьих, оно обеспечивает детей «передачей культуры», осуще¬ствлять которую отец определенно способен. Родительский вклад также дает детям ежедневную подпитку: пищей, игрой, сказкой на ночь и т. д. (Д. Блэнкенхорн, 1995).
«Инстинкт отцовства»
предполагает наличие комплекса
врожденных реакций, предопределяющих
поведение отца в направлении
заботы о жене и детях и их защиты.
Только ожидаемый или новорожденный
ребенок уже дает отцу возможность
почувствовать наличие «
Психологическая готовность к отцовству определяется сформированностью:
- всех сторон
личности, предполагающих выполнение
возложенных обязанностей и
- представлений об отцовстве, то есть знание функций отца в семье и роли его в воспитании ребенка;
- оценки собственной
готовности стать отцом, то
есть готовность принять на
себя ответственность за жизнь
и благополучие другого
На представления юношей об отцовстве влияет их возраст, наличие или отсутствие собственного отца и реальные отношения в родительской семье. Представление о том, что отец нужен только для того, чтобы ребе¬нок появился на свет, глубоко ошибочно.
Чтобы развеять
его, необходимо поднимать социальную
престижность и ответственность
отцовства, изменяя устоявшиеся
консервативные стереотипы. Роль мужчины
в семье в современных условиях
вовсе не уменьшилась. Изменение
роли отца носит скорее качественный
характер. И дело обстоит так, что
ребенку нужен отец в той же
мере, как и отцу нужен ребенок.
Заключение
Таким образом,
родительство- это не просто определенный
этап в жизни человека, включающий в себя
определенные установки и ожидания, чувства,
отношения и позиции, ответственность,
но и сложная деятельность, требующая
определенных теоретических знаний о
том, какими методами следует действовать,
чтобы достичь воспитательных целей. Также
нужно обладать и соответствующими знаниями,
ведь воспитание ребенка в семье может
быть успешным лишь в одном случае: если
родители умеют творчески использовать
имеющиеся у них знания и умения, то есть
если родительство становится для них
творчеством.
Информация о работе Исторические аспекты становления родительства