Исторические аспекты становления родительства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить феномен родительства

Объект исследования: родительство как психологическое образование личности.

Предмет исследования: психологическая готовность к родительству.

Задачи исследования:

Раскрыть понятие "родительство", историю возникновения и современные тенденции.

Рассмотреть феномены материнства и отцовства.

Определить психологическую готовность к родительству

Содержание

Введение

1. Исторические аспекты становления родительства

1.2 Тенденции развития института материнства

1.3Тенденции развития института отцовства
Выводы

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Тема институт родительства,феномен материнства и отцовства психологическая готовность.docx

— 37.00 Кб (Скачать)

Мещерякова  С.Ю. в своих исследованиях предположила, что субъектное отношение к будущему ребёнку проецируется в стиль  материнского поведения и тем  самым обеспечивает наиболее благоприятные  условия для психического развития младенца, важнейшими показателями которого являются уровень общения ребёнка  с матерью, особенности становления  у него образа себя и потребности  в сопереживании.

Автор выделяет несколько групп показателей  психологической готовности к материнству.

1. В первую  группу включены особенности  коммуникативного опыта женщин  из её раннего детства.

Эта составляющая была определена Мещеряковой С.Ю., исходя из концепции Лисиной М.И., которая  считает, что основы личности, отношение  человека к миру и к самому себе закладываются с первых дней жизни  в общении с близкими взрослыми. Складывающееся в общении первое личностное образование может рассматриваться  и как вклад в становление  будущего родительского поведения. Если опыт общения с близкими был  положительным, это означает, что  стартовые условия для формирования субъектного отношения к другим людям были благоприятными и основа для формирования субъектного отношения  к своему ребёнку заложена. Мещерякова С.Ю. предположила, что о характере  раннего коммуникативного опыта, полученного  будущей матерью в общении  с близкими взрослыми, можно судить по аффективным следам, оставленным  в её первых воспоминаниях о себе и родителях, об их стиле воспитания, о своих привязанностях. Большое  значение в становлении родительского  поведения автор придаёт общению  со сверстниками, старшими и младшими детьми.

2. К показателям  второй группы отнесены переживание  женщиной отношения к ещё не  родившемуся ребёнку.

Наиболее благоприятной  ситуацией для будущего материнского поведения являются желанность ребёнка, наличие субъектного отношения  матери к ещё не родившемуся младенцу, которое проявляется в любви  к нему, мысленной или вербальной адресованности, стремлении интерпретировать движения плода как акты общения.

3. Третью группу  показателей составили установки  на стратегию воспитания ребёнка.

То, как будущая  мать намеревается осуществлять уход за ним, с точки зрения автора, также  свидетельствует о преобладании субъектного или объектного отношения  к ребёнку.

Брутман В.И. рассматривает  готовность к материнству как  способность матери обеспечивать адекватные условия для развития ребёнка, проявляющаяся  в определённом типе отношения матери к ребёнку. Тип материнского отношения, соответствующий готовности или  неготовности к материнству, автор  связывает с ценностью ребёнка  для матери.

Милосердова Е. выделяет два основных фактора, позволяющие  определить психологическую готовность к материнству:

1. Отношение  к беременности.

Самый благоприятный  вариант, когда беременность желанна, принимается с радостью на уровне осознания. Это несёт за собой  спокойное протекание беременности на психологическом и физиологическом  уровне. Такая женщина готова к  материнству и способна совершенно сознательно перенести ради ребёнка  любые трудности и ограничения.

2. Поведение  женщины в процессе родов.

Зачастую женщина, вместо того чтобы думать только об успешном завершении этого процесса для ребёнка, о его проблемах  и состоянии, вместо того чтобы сопереживать малышу, мысленно помогать и поддерживать его, понимая как ему нелегко, женщина полностью переключается  на свои ощущения, на свою собственную  персону, начинает себя жалеть, обвинять всех и вся, думая о том, чтобы  всё поскорее закончилось.

Филиппова Г.Г., исследуя психологические факторы  нарушения материнства, рассматривала  психологическую готовность к материнству  как ведущий фактор адаптации  к беременности и материнству. В  качестве составляющих психологической  готовности к материнству были выделены ценность будущего ребёнка; себя как  матери; материнская компетентность.

На уровень  психологической готовности к материнству  влияют различные факторы, в том  числе степень психофизиологической зрелости. Большое значение играет возраст женщины, так как для женщин различных возрастных групп характерны физиологические и психологические особенности, влияющие на готовность к материнству.

Учёные утверждают, что возраст от 16 до 18 лет не является благоприятным для рождения ребёнка  ни в физиологическом, ни в психологическом  плане.

Первого ребёнка  женщина должна родить в возрасте 19 - 28 лет

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4 Феномен отцовства 

Отечественные исследователи не столь часто обращались к проблеме отцовства, чаще они рассматривали роль матери в семье, не уделяя отцу должного внимания, как, например, исследователи США или Германии. Тем не менее, в отечественной психологии была сформулирована структура отцовства, состоящая из четырёх компонентов.

Первый компонент — потребностно-эмоциональный блок, включающий биологические, социальные аспекты мотивации, потребность в контакте, эмоциональные реакции, переживания. Этот блок показывает заинтересованность отца в появлении потомства, потребность в этом и ответные реакции на ситуацию рождения ребёнка. В этом блоке могут возникнуть такие проблемы, как нежелание по какой-либо причине иметь детей, эмоциональная холодность и отстранённость, психологическая и социальная неготовность к отцовству, страх перед новой ролью и неумение принять на себя новую ответственность.

Второй элемент  структуры отцовства — это операциональный блок, включающий в себя осведомленность и умения, операции по уходу за ребенком и общение с ним. Проблемы данного блока: неумение обращаться с ребёнком, нежелание учиться этому, скрытый страх перед младенцем и супругой. Второй блок взаимосвязан с первым, так как достаточная мотивация позволяет научиться обращению с детьми (женщины также изначально не обладают этими навыками, но очень быстро обучаются им).

Третий блок — ценностно-смысловой, как отношение отца к ребенку, включая экзистенциальные переживания. Это достаточно важный компонент, так как отношение отца к своему ребёнку влияет на его поведение с ребёнком и, тем самым, оказывает влияние на личность ребёнка.

Четвёртый компонент  стоит над всеми предыдущими, как бы интегрируя их и определяя их содержание. Это оценочный компонент, в который входят:

  1. Cамооценка, как элемент Я-концепции, принятие или непринятие роли отца и рациональная и эмоциональная оценка себя, как отца, и своего ребенка;
  2. Cоциальная оценка окружающих, базирующаяся на принятых в данном конкретном обществе социальных стереотипах и предписаниях по выполнению роли, требованиях, которые необходимо соблюдать для соответствия статусу. Социальная оценка является базой для формирования собственной оценки, так как через социальные стереотипы влияют на формирование образов Я-идеального. Оценочный компонент является интегральным, так как пронизывает и влияет на все остальные компоненты структуры.

      Отцовство в разных обществах принимает разные формы. В первобытных человеческих обществах роль отца, сконцентрированная на добывании пищи и обеспечении защиты, была ключевой и значительно повышала выживаемость потомства. В современном обществе большинство детей могут выжить и в неполных семьях, в частности у матерей-одиночек. Однако многочисленные наблюдения показывают, что дети, выросшие без отцов, подвержены большему риску во всем, начиная от школьной успеваемости и заканчивая подростковыми самоубийствами, девиантным поведением.

    Современные специалисты выделяют два подхода  к роли отца – это традиционный подход, а также «новое отцовство». Под первым термином скрывается роль отца, которая основывается только на биологическом уровне, то есть отец особо пристального внимания своему чаду не уделяет. В его обязанности  входит не столько уход за младенцем, сколько его обеспечение в  финансовом плане. Получается, что традиционный подход основывается на том, что мужчина  обязан создать ячейку общества, воспроизвести  детей и обеспечивать их всем необходимым. Именно отец должен также выбрать  брачную стратегию, решить все имеющиеся  вопросы относительно наследования, а также определить свое место  в семье, которое чаще всего становится главенствующим. Такие мужчины практически  всегда следуют примеру своих  отцов, то есть они действуют по четко  спланированному плану, который создавался в их головах еще с детства. 
     
    «Новое отцовство» начало развиваться только в середине двадцатого века и все потому, что именно в этот период положение представительниц слабого пола в обществе претерпело целый ряд изменений. Именно с середины двадцатого века наибольшее количество женщин пришло к выводу, что жить в замкнутом пространстве им уже надоело. В результате, все чаще и чаще во главе того или иного производства можно было увидеть как раз таки даму. Так как женщины начали самостоятельно зарабатывать деньги, это значительно повысило их статус в семье. Сложившаяся ситуация привела к тому, что все большее количество мужчин начало осознавать, что они также как и женщины несут ответственность за своих детей. Получается, что «новое отцовство» не разделяет
    материнство от отцовства, а наоборот воссоединяет эти две области, причем связь эта достаточно тесная.

    Сегодня, говоря об отцовстве в его широком значении, подразумеваем совокупность биологических, правовых и воспитательных функций, выполняемых мужчиной по отношению к своим детям 

1.5Психологическая  готовность к отцовству

Проблема отцовства  в психологии является слабо разработанной  и характеризуется отсутствием каких-либо целостных концепций. В основном рассматриваются данные о роли отца в развитии ребенка, негативных последствиях безотцовщины, доминировании материнского начала в семейном воспитании и необходимости взаимодействия материнства и отцовства. В литературе отцу отводится второстепенная роль, идущая после матери.

В частности А. С. Спиваковская говорит о том, что воспитательная позиции отца в своём формировании несколько отстаёт от материнской позиции, так как наибольшую привязанность к ребёнку отцы начинают чувствовать, когда дети уже подросли. Нередко утверждается лучшее, что может сделать мужчина для своего будущего либо рождённого ребёнка, это любить жену. (В. И. Кочетков, Т. М. Афанасьева, А. С. Спиваковская и др.).

К. Витакер (1998) отводит  отцу роль стороннего наблюдателя во время беременности жены и ухода  за младенцем. Эта “невключённость” вызывает у мужчины ощущение одиночества  и причиняет ему боль. В то же время К. Флейк-Хобсон (1992) считает, что  участие отца в процессах рождения и воспитания ребёнка оказывает  существенное воздействие и на супругов, и на малыша, привнося нечто неординарное в их отношения.

Дж. Хесс (2003) полагает: то, как человек определяет сущность отцовства, становится в нашей культуре своего рода водоразделом. С одной  стороны находятся те, кто разделяет  точку зрения Б. Малиновски (1962), который  утверждал, что самое важное моральное  и юридическое правило относительно психологического положения сыновства  в том, что ни один ребёнок не должен приходить в мир без мужчины  – единственного мужчины, принимающего на себя социальную роль отца, воспитателя  и защитника, мужчины-посредника между  ребёнком и окружающим миром. Он пояснил, что это сводится к универсальному социальному закону, именуемому принципом  законнорожденности, и что ребёнку  необходим отец, точно так же, как и мать.

Отцовство формирует  основу самой насущно¬го требования общества — социализации муж¬чин, связывая их обязательствами со своими детьми. Это обяза¬тельство является наиболее важным, решающим общественным фактором в общем, благосостоянии детей, которое  в свою оче-редь, определяет будущее  самого общества. Во - первых, оно обес¬печивает  родительскую защиту в физическом смысле. Во - вторых, дает ребенку финансовый и прочие материальные источники. В-третьих, оно обеспечивает детей «передачей культуры», осуще¬ствлять которую  отец определенно способен. Родительский вклад также дает детям ежедневную подпитку: пищей, игрой, сказкой на ночь и т. д. (Д. Блэнкенхорн, 1995).

«Инстинкт отцовства» предполагает наличие комплекса  врожденных реакций, предопределяющих поведение отца в направлении  заботы о жене и детях и их защиты. Только ожидаемый или новорожденный  ребенок уже дает отцу возможность  почувствовать наличие «отцовского  инстинкта», ощутить себя защитником, продемонстрировать родительскую любовь и привязанность. Считают, что отец в этом процессе также подвержен  психологическим кризисам, и в  том случае, если у него самого не решены проблемы детской привязанности  к собственному отцу и матери, то для него возрастает риск психопатологических  нарушений.

Психологическая готовность к отцовству определяется сформированностью:

- всех сторон  личности, предполагающих выполнение  возложенных обязанностей и принятых  обязательств;

- представлений  об отцовстве, то есть знание  функций отца в семье и роли  его в воспитании ребенка;

- оценки собственной  готовности стать отцом, то  есть готовность принять на  себя ответственность за жизнь  и благополучие другого человека, ребенка.

На представления  юношей об отцовстве влияет их возраст, наличие или отсутствие собственного отца и реальные отношения в родительской семье. Представление о том, что отец нужен только для того, чтобы ребе¬нок появился на свет, глубоко ошибочно.

Чтобы развеять его, необходимо поднимать социальную престижность и ответственность  отцовства, изменяя устоявшиеся  консервативные стереотипы. Роль мужчины  в семье в современных условиях вовсе не уменьшилась. Изменение  роли отца носит скорее качественный характер. И дело обстоит так, что  ребенку нужен отец в той же мере, как и отцу нужен ребенок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Таким образом, родительство- это не просто определенный этап в жизни человека, включающий в себя определенные установки и ожидания, чувства, отношения и позиции, ответственность, но и сложная деятельность, требующая определенных теоретических знаний о том, какими методами следует действовать, чтобы достичь воспитательных целей. Также нужно обладать и соответствующими знаниями, ведь воспитание ребенка в семье может быть успешным лишь в одном случае: если родители умеют творчески использовать имеющиеся у них знания и умения, то есть если родительство становится для них творчеством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Исторические аспекты становления родительства