Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:01, отчет по практике
Обобщение опыта работы по теме "Исследовательская деятельность дошкольников, как направление развития личности" Представлен опыт работы по развитию познавательной активности к поисково-исследовательской деятельности с введением в технологию исследовательской деятельности дошкольников метода проектной деятельности.
Для того чтобы наглядно проследить изменения в живой и неживой природе, происходящие от сезона к сезону, я использую календарь наблюдений в природе.
На этом "волшебном круге" отмечаем те приметы сезона, которые наблюдали дети. помещаются символы, значки, обозначающие приметы каждого времени года. Знак, символ помогает ребёнку обобщать и сохранять информацию.
Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом. У детей появилось желание узнать новое о свойствах вещей, активно исследовать их. Они задают вопросы: "Почему осенью улетают птицы? Где зимой живут жучки и бабочки? Почему снег в комнате тает?"
Моя задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) выделены:
-
место для постоянной выставки,
где размещают музей,
- место для приборов
-Место для хранения материалов (природного, "бросового")
-) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
книги познавательного
- тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки,коллекции "Подарки :" (зимы, весны, осени), "Ткани".
- Песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной,
красители - пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.).
-Простейшие приборы и приспособления:
-
Лупы, сосуды для воды, "ящик
ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце
для игр с "солнечным зайчиком"
- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
- семена бобов, фасоли, гороха
- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
-
персонажи, наделанные
("Ежик-почемучка")
от имени которого
Современные исследователи (Савенков А.И., Иванова А.И., Куликовская И.Э., Дыбина О.В. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую, - опыты. Их провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами.
Их можно проводить в групповой комнате на занятиях по экологии и вне занятий, на прогулках по участку детского сада, в цветнике.
На занятиях дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если:", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.
При проведении опытов мы придерживаемся следующей структуры:
1. постановка проблемы;
2. поиск путей решения проблемы;
3. проведение наблюдения;
4. обсуждение увиденных результатов;
5. формулировка выводов.
Я сочла необходимым, включить в данное направление и метод проектов, т.к. он охватывает весь педагогический процесс, основанный на взаимодействии педагога – ребенка – родителя, способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели. Так, например, с большим интересом в течение всего учебного года проходила реализация проекта «Царство воды», вначале которого мы поставили перед собой цель: всесторонне изучить этот дар природы.
В ходе проекта была проделана большая работа, как детьми, так и их родителями. Всестороннее знакомство со свойствами воды осуществлялось благодаря многочисленным исследовательским опытам и наблюдениям. Через беседы и рассказы ребята знакомились с ее значением.
Для
меня важно, что данная деятельность
не задаётся мною заранее в виде
той или иной схемы, а строится
самими детьми по мере получения ими
новых сведений об объекте. Опыт работы
показывает, что познавательно-
Чтобы реализовать все задачи, я изменила свою позицию по отношению к детям, мы сотрудничаем с детьми на равных, а это делает детей более ответственными и самостоятельными. В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям.
Дидактические игры: "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", "Назови, кто я?", "Помоги найти маму", "Где, чей домик?", "Оденем Машу на прогулку" Такие игры помогают мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы.
Словесные игры: "Съедобное-несъедобное", "Кто как кричит?", "Что лишнее?", "Узнай по голосу", "Хорошо-плохо", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
Для более глубокого изучения темы "Домашние и дикие животные" использую мини-макеты "Скотный двор" и "Лесная поляна", здесь дети видят разницу жизни домашних и диких животных.
Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко, в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.
Большое внимание уделяю сказкам, её очарованию поддаются дети всех возрастов, да и взрослых она не оставляет равнодушными. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих Ещё с детьми мы любим, заниматься сказкосложением, оно очень помогает в развитии воображения, фантазии,. Сказку, знакомую детям, переделываем на свой лад, придумываем новых героев, новые поступки, приключения и заканчиваем её обязательно добром. Все высказывания детей я записываю на бумаге, потом читаю, где что нам с детьми не нравится, мы переделываем и придумываем к сказке свои рисунки. Сказкосложение помогает сплотить коллектив детей, так как работаем вместе, выбираем самые интересные высказывания и создаём в результате свои книги сказок.
Всё
воспитание и обучение детей строю
в личностно-ориентированной
Результаты анкетирования родителей на начало обучения детей показали, что 88% родителей не знали, что такое исследовательское поведение ребенка. В группах ведется большая работа с родителями по формированию навыков исследовательского поведения. С этой целью проводятся родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов. Для родителей проводятся консультации о проектной деятельности, Выпускаются информационные стенды по данному вопросу.
Родители
с большим интересом принимают
участие в подготовке проектов. Зачастую
к детской проектной
Выпускаются информационные стенды по данному вопросу.
Родители
с большим интересом
Родители участвуют в пополнении необходимыми материалами и оборудованием уголка экспериментирования, способствуют удовлетворению познавательных интересов в домашних условиях.
Результатами
нашей работы стали показатели мониторинга
развития детей по данному направлению,
которые свидетельствуют о
У детей возросли познавательная активность, интерес к миру. Они стали увереннее в себе, стремятся получить результат при достижении поставленной цели. Улучшилась речь детей (она понятна окружающим). У детей сложились предпосылки для дальнейшего обучения.
Результаты
анкетирования родителей на начало
2011 – 2012 учебного года показали, что 73%
родителей знают, какими предметами
и материалами любят
Мой опыт позволяет сделать вывод, что в процессе совместной исследовательской деятельности педагогов, детей и родителей можно успешно решать задачи формирования у дошкольников умений и навыков самостоятельной познавательной и творческой работы, появления и усиления интереса у детей к здоровому образу жизни, повышения уровня мотивации к исследовательской деятельности, навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками, становления личности, способной в рамках своего возраста принимать адекватные решения. учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.
ЛИТЕРАТУРА
Информация о работе Исследовательская деятельность дошкольников, как направление развития личности