Исследовательская деятельность дошкольников, как направление развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:01, отчет по практике

Описание работы

Обобщение опыта работы по теме "Исследовательская деятельность дошкольников, как направление развития личности" Представлен опыт работы по развитию познавательной активности к поисково-исследовательской деятельности с введением в технологию исследовательской деятельности дошкольников метода проектной деятельности.

Работа содержит 1 файл

Исследовательская деятельность дошкольников,как направление развития личности.docx

— 32.96 Кб (Скачать)

Для того чтобы наглядно проследить изменения  в живой и неживой природе, происходящие от сезона к сезону, я  использую календарь  наблюдений в природе.

На  этом "волшебном круге" отмечаем те приметы сезона, которые наблюдали  дети. помещаются символы, значки, обозначающие приметы каждого времени года. Знак, символ помогает ребёнку обобщать и сохранять информацию.

Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают  интеллект детей и личность в  целом. У детей появилось желание  узнать новое о свойствах вещей, активно исследовать их. Они задают вопросы: "Почему осенью улетают  птицы? Где зимой живут жучки  и бабочки? Почему снег в комнате  тает?"

Моя задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) выделены:

- место для постоянной выставки, где размещают музей, различные  коллекции. --------   -Экспонаты, редкие  предметы (раковины, камни, кристаллы,  перья и т.п.)

- место для приборов

-Место  для хранения материалов (природного, "бросового")

-) место для проведения опытов

4) место для неструктурированных  материалов (песок, вода, опилки, стружка,  пенопласт и др.)

  книги познавательного характера  для младшего возраста;

- тематические альбомы;

- коллекции:  семена разных растений, шишки, камешки,коллекции "Подарки :" (зимы, весны, осени), "Ткани".

- Песок, глина;

- набор игрушек резиновых и  пластмассовых для игр в воде;

- материалы для игр с мыльной  пеной, 

красители - пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.).

-Простейшие  приборы и приспособления:

- Лупы, сосуды  для воды, "ящик  ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце  для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов"  с отверстиями, внутрь помещены  вещества и травы с разными  запахами.

- "бросовый материал": веревки,  шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

- семена бобов, фасоли, гороха

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  младшего возраста.

-  персонажи, наделанные определенными  чертами

("Ежик-почемучка") от имени которого моделируется  проблемная ситуация. Все эти предметы дают возможность ребенку проводить всевозможные опыты, а также позволяют детям самостоятельно изучать предметы и явления. Ребята с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.

Современные исследователи (Савенков А.И., Иванова  А.И., Куликовская И.Э., Дыбина О.В. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую, - опыты. Их провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили  опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами.

Их можно  проводить в групповой комнате  на занятиях по экологии и вне занятий, на прогулках по участку детского сада, в цветнике.

На  занятиях дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем  так", "Давайте посмотрим, что  будет, если:", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

При проведении опытов мы придерживаемся следующей структуры:

1. постановка проблемы;

2. поиск путей решения проблемы;

3. проведение наблюдения;

4. обсуждение увиденных результатов;

5. формулировка выводов.

Я сочла необходимым, включить в данное направление и метод проектов, т.к. он охватывает весь педагогический процесс, основанный на взаимодействии педагога – ребенка – родителя, способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели. Так, например, с большим интересом  в течение всего учебного года проходила реализация проекта «Царство воды», вначале которого мы поставили  перед собой цель:  всесторонне  изучить этот дар природы.

В ходе проекта была проделана большая  работа, как  детьми, так и их родителями. Всестороннее знакомство со свойствами воды осуществлялось благодаря многочисленным исследовательским опытам и наблюдениям. Через беседы и рассказы ребята знакомились  с ее значением.

Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими  новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская  деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся  интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом  успешного обучения в дальнейшем.

Чтобы реализовать все задачи, я изменила свою позицию по отношению к детям, мы сотрудничаем с детьми на равных, а это делает детей более ответственными и самостоятельными. В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям.

Дидактические игры: "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", "Назови, кто я?", "Помоги найти маму", "Где, чей домик?", "Оденем Машу на прогулку" Такие игры помогают мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы.

Словесные игры: "Съедобное-несъедобное", "Кто как кричит?", "Что лишнее?", "Узнай по голосу", "Хорошо-плохо", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Для более глубокого изучения темы "Домашние и дикие животные" использую  мини-макеты "Скотный двор" и "Лесная поляна", здесь дети видят разницу  жизни домашних и диких животных.

Строительные  игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а  мокрый - нет; где быстрее прорастёт  зёрнышко, в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а  каким во вред? Все эти вопросы  заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.

Большое внимание уделяю сказкам, её очарованию поддаются дети всех возрастов, да и  взрослых она не оставляет равнодушными. Поэтому сказка должна быть одной  из обязательных составляющих Ещё с  детьми мы любим, заниматься сказкосложением, оно очень помогает в развитии воображения, фантазии,. Сказку, знакомую детям, переделываем на свой лад, придумываем новых героев, новые поступки, приключения и заканчиваем её обязательно добром. Все высказывания детей я записываю на бумаге, потом читаю, где что нам с детьми не нравится, мы переделываем и придумываем к сказке свои рисунки. Сказкосложение помогает сплотить коллектив детей, так как работаем вместе, выбираем самые интересные высказывания и создаём в результате свои  книги сказок.

Всё воспитание и обучение детей строю  в личностно-ориентированной модели. Для меня главное - это необходимость  развития каждого ребёнка как  личности, для этого создаю все  условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение  к делу, свобода поведения и  самооценка.

Результаты  анкетирования родителей на начало обучения детей показали, что 88% родителей  не знали, что такое исследовательское  поведение ребенка. В группах  ведется большая работа с родителями по формированию навыков исследовательского поведения. С этой целью проводятся родительские собрания, на которых  родители узнают о форме организации  исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов. Для  родителей проводятся консультации о проектной деятельности, Выпускаются  информационные стенды по данному вопросу.

Родители  с большим интересом принимают  участие в подготовке проектов. Зачастую к детской проектной деятельности с удовольствием подключается вся  семья – возникает настоящее  деловое сотрудничество детей с  родителями. Вместе они изготавливают  книжки-малышки, оформляют альбомы, сообщения, плакаты, организуют фотосессии и многое другое. Родители, которые  прекрасно понимают важность общения  с детьми, стараются уделять им максимум внимания и времени, не всегда знают, о чем с ними говорить, что  стоит вместе сделать. Проектная  работа дает им новые темы для разговоров и совместной деятельности.

Выпускаются информационные стенды по данному вопросу.

Родители  с большим интересом изготавливают  книжки-малышки, оформляют альбомы. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе были подготовлены и проведены исследовательские  проекты: «Царство воды», «Осенние дары»  и др.

Родители  участвуют в пополнении необходимыми материалами и оборудованием  уголка экспериментирования, способствуют удовлетворению познавательных интересов  в домашних условиях.

Результатами  нашей работы стали показатели мониторинга  развития детей по данному направлению, которые свидетельствуют о правильном пути решения данной задачи. Уровень  знаний детей удалось повысить до 96% высокого и среднего уровня.

У детей возросли познавательная активность, интерес к миру. Они стали увереннее  в себе, стремятся получить результат  при достижении поставленной цели. Улучшилась речь детей (она понятна  окружающим). У детей сложились  предпосылки для дальнейшего  обучения.

Результаты  анкетирования родителей на начало 2011 – 2012 учебного года показали, что 73% родителей знают, какими предметами и материалами любят экспериментировать дети, называют их. Часто продолжают исследование дома, принимают участие в них. Родители отмечают, что дети стали более открытыми, самостоятельными. Дети могут наблюдать, сопоставлять, анализировать, комбинировать. Нам удалось приобрести в лице родителей заинтересованных и понимающих партнеров.

Мой опыт позволяет сделать вывод, что  в процессе совместной исследовательской  деятельности педагогов, детей и  родителей можно успешно  решать задачи формирования у дошкольников умений и навыков самостоятельной  познавательной и творческой работы, появления и усиления интереса у  детей к здоровому образу жизни, повышения уровня мотивации к исследовательской деятельности, навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками, становления личности, способной в рамках своего возраста принимать адекватные решения. учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.

    ЛИТЕРАТУРА

  1. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,  2006.
  2. Киселева Л.С., Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: АРКТИ, 2006.
  3. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  4. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. – СПб.: Питер, 2004.

Информация о работе Исследовательская деятельность дошкольников, как направление развития личности