Исследовательская деятельность дошкольников, как направление развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:01, отчет по практике

Описание работы

Обобщение опыта работы по теме "Исследовательская деятельность дошкольников, как направление развития личности" Представлен опыт работы по развитию познавательной активности к поисково-исследовательской деятельности с введением в технологию исследовательской деятельности дошкольников метода проектной деятельности.

Работа содержит 1 файл

Исследовательская деятельность дошкольников,как направление развития личности.docx

— 32.96 Кб (Скачать)

    "Исследовательская  деятельность дошкольников,как направление развития личности"

    Данилова  Н.В.

    МДОУ  №9 «Колосок»

    Познавательная  деятельность наряду с игровой, имеет  огромное значение в развитии личности ребенка. Процесс познания – творческий процесс, и задача педагога – поддержать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям; создать необходимые  для этого условия. Эксперимент  в детском саду похож на игру, на маленькое чудо, которое может  сделать каждый ребенок. Чем разнообразнее  и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее  он развивается.  Через исследовательскую  деятельность ребенок познает и  осваивает окружающий мир. Усваивается  все прочно и надолго, когда ребенок  слышит, видит, делает сам.

    Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве (А.Н. Поддьяков, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова, Л.М. Кларина,  Е.Н. Герасимова, Н.Б. Шумакова, И.Э. Куликовская и др.).

    Исследовательская деятельность положительно влияет на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей,  дает детям реальные представления  о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с  другими объектами и со средой обитания. В процессе исследовательской  деятельности идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает  необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения  и классификации, обобщения. Необходимость  давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

    Развитие  познавательного интереса к различным  областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес  дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить  все новое - основа формирования этого  качества.

    Дети  дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают  причинно-следственные связи. Поэтому  я веду педагогическую работу по теме: "Исследовательская деятельность дошкольников,как направление развития личности", которая способствует и обогащает ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает, оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развития его человеческих, социальных чувств.

    Моя работа направлена на развитие исследовательской  деятельности детей и решения  следующих задач:

    1) формирование у ребёнка основы  культуры мышления, развития умений  и навыков исследовательского  поведения;

    2) развитие умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать  их на практике;

    3) развитие  в ребенке интерес  к исследованиям, открытиям, 

    4) создание необходимых  условий  для исследовательской деятельности  дошкольников.

    5) развитие личностных качеств  (умение работать в команде,  переговорные навыки, организационные  способности, умение доводить  дело до конца, проявлять инициативу, презентовать и защищать результаты, стремление быть социально полезным  и востребованным, отсутствие страха  перед ситуациями неопределенности).

    Познавательное  развитие - сложный процесс. Оно имеет  свои направления, закономерности и  особенности. Ребенок по своей природе  пытливый и исследователь мира (Н.Н. Поддъяков). Познавательная деятельность-это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества.

    Однако  я сталкиваются в своей практике с интеллектуальной пассивностью детей. Исследования Н.Н. Поддъякова доказывают, что причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться простым заданием, дети быстро выполняют его, когда задание переводится в практическую деятельность или в игру.

    Опираясь  на труды отечественных педагогов  Г.М. Лялиной, А.П. Усовой, Е.А. Панько, я  пришла к выводу о необходимости  включения дошкольников в осмысленную  деятельность, в процессе которой  дети смогли бы обнаруживать все новые  и новые свойства предметов, их сходства и различия.

    В обыденной жизни дети сами часто  экспериментируют с различными предметами, стараясь узнать что-то новое. Они разбирают  игрушки, наблюдают за падающими  в воду предметами (тонет или не тонет), пробуют языком в сильный  мороз металлические предметы и  т.д. Опасность такой “самодеятельности” заключается в том, что дошкольники  еще не знакомы с законами смешивания веществ, элементарным правилам безопасности. Это побудило меня  к целенаправленному  развитию у детей познавательного  интереса с младшего возраста.

    Новизна работы состоит в том, что предусматривает  создание таких условий непрерывного образования детей дошкольного, которые приводят к более эффективному, в сравнении с традиционной практикой, развитию в научно-исследовательской  деятельности детей.

Практическая  значимость результатов исследования определяется тем, что используемые педагогические методы и приемы обеспечат  качественно новый образовательный  эффект, имеют практическую ценность для развития у детей способности  к исследовательской деятельности.

Любое исследование построено на спонтанном желании изучать окружающее. Для  поддержания познавательного интереса наиболее эффективное средство –  максимальное снижение ограничений  на детские исследования. Для того чтобы у детей развивался познавательный интерес, они должны иметь  бесконечно много возможностей для свободной  полной фантазии, конструктивной деятельности и общения. Исследовательская деятельность ребенка универсальна и реализуется  во всех видах взаимодействия ребенка  с миром, в любой предметной среде. Расширение сферы знаний служит основой  для развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления.

    Главным мотивом исследовательского поведения  является любознательность, познавательная потребность. Любознательность является наиболее яркой чертой детей дошкольного возраста. Непосредственный интерес к окружающему обеспечивает особую готовность к усвоению знаний. Развитие познавательного интереса определяется не только богатством знаний, но и возможностью самостоятельно использовать их для решения новых задач, т.е. позволяет сформировать исследовательские умения.

    Исходя  из вышесказанного, при организации  исследовательской деятельности в  нашем дошкольном учреждении я  придерживаюсь  основных правил:

  1. Проблема выявляется детьми в самостоятельной деятельности. Например, в наблюдениях, во время чтения литературы как художественной, так и энциклопедической; в процессе трудовой деятельности; в процессе рассматривания иллюстративного материала, т. д.
  2. Гипотезу (предположение) о причинах происходящего, а также способы ее проверки (элементарные опыты) дети формулируют и выбирают сами.
  3. Эксперимент организуется как активная деятельность детей. При этом каждый ребенок поясняет, что он хотел узнать? Как проверял? Что получилось?
  4. Результаты экспериментирования фиксируются в специальном журнале наблюдений (записи, рисунки, фотографии).
  5. Проведение исследований не привязано к рамкам одного отдельного занятия. Оно, как правило, осуществляется в свободное время, с небольшими подгруппами, а также в виде исследовательско-творческих проектов.

Знания  и навыки даю детям не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных  занятий.

Дети  подмечают многое: особенности строения предметов, животных, их поведение, настроение людей и т.д. Способность наблюдать  окружающий мир - очень важное преимущество детства.

Каждую  неделю мы посвящаем определенной познавательной теме:

«Домашние животные», «Цветы», «Мир растений», «Средства  передвижения», «Человек» и др. Тема недели соответствует теме познавательного  занятия (которое проводится в четверг  или в пятницу по расписанию). В пятницу во второй половине дня  мы определяем, какая у нас следующая  тема, и начинаем поэтапную работу над ней.

Для накопления определённых знаний и применения их в практической деятельности, я  начала свою работу через наблюдения в природе. При наблюдениях я  опираюсь на любознательность детей. Маленькие  дети хотят всё знать. Их многочисленные вопросы к взрослым - лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов у многих детей меняется, если в три года они задавали вопрос: "Что это?", то в четыре уже  появились "Почему?", "Зачем?", а в пять, шесть лет очень  важные для развития "Как это  происходит?"

И.П.Павлов считал наблюдательность одним из самых главных качеств исследователя, без которого невозможно сделать ни одного открытия.        Наблюдение - очень сложный процесс и требует огромной концентрации внимания, интеллектуальных и волевых усилий. Наблюдения бывают краткосрочные и длительные.

Целевые прогулки вокруг детского сада, на своём  участке, наблюдения за трудом взрослых, старших дошкольников всё это  расширяет кругозор детей.

В содержание наблюдений за объектами  природы включаю следующие моменты:

- определение строения растений  и животных, выделение целостного  объекта и частей, из которых  он состоит;

- разнообразные проявления живых существ (способыфункционирования, для животных - разные формы поведения);

- определение свойств и характеристик  объектов и их частей (цвета,  размера, формы, особенностей  поверхности);

- выделение компонентов внешней  среды и их качественных характеристик.

Так, рассматривая одуванчик, дети отмечают, из чего он состоит, каковы его функции (что делает: цветёт, растёт, пахнет, колышется, пьёт, гнётся, гибнет, размножается), какой он на ощупь (влажный, мягкий, шершавый), почему утром бутон закрыт, а днём раскрывается?

. Я считаю полезными и интересными  для детей выходы на природу  в ближайшее окружение. Например, во время прогулки по территории  детского сада, я предложила детям  описать своё любимое дерево, но так, чтобы оно всем понравилось.  Приведу некоторые ответы:

"Я  люблю тополь, ветки у него  раскинулись в стороны, как  шатёр в сказке, ствол большой  - даже руками обхватить нельзя". ( Настя П..,5лет).

"Какая  печальная ива, её веточки почти  касаются земли". ( Алена Б..,4,5года).

"Берёзка  светлая, солнечная, стройная; ветки  у неё спускаются вниз и  растут вместе, как подружки". (Вероника К..,5лет).

Я рассказываю детям, как трудно вырастить  большое дерево, сколько опасностей подстерегает молодой росточек: и  затоптать его могут, и сломать. Любуясь берёзой, дети отмечают, что  ствол у неё необычный: белый, гладкий, листья мелкие, с зубчиками. И в конце, я обязательно читаю  стихи о белоствольной красавице, а дети слушают, затаив дыхание. Убеждена, именно стихи помогут найти путь к детскому сердцу, ведь, как отмечал  В.Г.Белинский "поэзия первоначально воспринимается сердцем и уже, потом передаётся голове".

Информация о работе Исследовательская деятельность дошкольников, как направление развития личности