Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 16:15, реферат
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
Введение
§1 Что такое здоровьесберегающие технологии.
1.1 Понятие и классификация.
1.2 Принципы и требования.
§2 Методики, терапии
Астраханский социально-
Реферат на тему:
«Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в работе учителя классов КРО»
Работу выполнила:
Балченкова Кристина
Студентка группы 3 «В»
Астрахань 2013
Содержание
Введение
§1 Что такое здоровьесберегающие технологии.
§2 Методики, терапии
Введение.
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
Здоровье ребенка, его
социально-психологическая
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проанализировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
Таким образом, традиционная
организация образовательного процесса
создает у школьников постоянные
стрессовые перегрузки, которые приводят
к поломке механизмов саморегуляции
физиологических функций и
Анализ школьных факторов
риска показывает, что большинство
проблем здоровья учащихся создается
и решается в ходе ежедневной практической
работы учителей, т.е. связано с их
профессиональной деятельностью. Поэтому
учителю необходимо найти резервы
собственной деятельности в сохранении
и укреплении здоровья учащихся.
§1. Что такое здоровьесберегающие
технологии.
«Здоровьесберегающие
образовательные технологии», п
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
Под здоровьесберегающей
образовательной технологией (Петров) понимает
систему, создающую максимально возможные
условия для сохранения, укрепления и развития
духовного, эмоционального, интеллектуальн
Существуют различные типы технологий:
Здоровьесберегающие (
Оздоровительные (
Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
Воспитание культуры
По характеру деятельности здоровьесберегающ
Данные технологии должны
удовлетворять принципам
• «Не
навреди!» — все применяемые методы,
приемы, используемые средства должны
быть обоснованными, проверенными на практике,
не наносящими вреда здоровью ученика
и учителя.
• Приоритет
заботы о здоровье учителя и учащегося —
все используемое должно быть оценено
с позиции влияния на психофизиологическое
состояние участников образовательного
процесса.
Ответственность
за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться
сформировать ответственность за свое
здоровье, только тогда он реализует свои
знания, умения и навыки по сохранности
здоровья. Перед любым учителем неизбежно
встает задача качественного обучения
предмету, что совершенно невозможно без
достаточного уровня мотивации школьников.
В решении означенных задач и могут помочь
здоровьесберегающие технологии.
Следует отметить, что все здоровьесберегающие
технологии, применяемые в учебно-воспитательном
процессе, можно разделить на три основные
группы:
Основные современные
требования к уроку с комплексом
здоровьесберегающих
- рациональная плотность урока
(время, затраченное
- в содержательной части урока
должны быть включены вопросы,
связанные со здоровьем
- количество видов учебной
- в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
- в течение урока должно быть
использовано не менее 2-х
- обучение должно производиться
с учетом ведущих каналов
- должен осуществляться
- необходимо формировать
- необходимо осуществлять
- на уроке нужно создавать
благоприятный психологический
климат и обязательно ситуации
успеха и эмоциональные
- нужно включать в урок
- необходимо для увеличения
работоспособности и
- необходимо производить
Применение здоровьесберегающих технологий как отдельных элементов урока по силам каждому учителю-предметнику. И если все учителя будут использовать это как систему, то результат будет очевиден, и мы все поймем, что здоровье – самое ценное, что есть у человека, именно его мы должны беречь и воспитывать детей, заботящихся о своем здоровье.
§2 Методики, терапии.
Все здоровьесберегающее педагогические технологии условно можно разделить на три категории:
*Технологии сохранения и стимулирования здоровья,
*Технологии обучения здоровому образу жизни,
*Коррекционные технологии.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Название технологии |
Определение |
Особенности методики проведения |
Физкультурная минутка |
Динамическая пауза для профилактики переутомления на занятиях интеллектуального цикла. |
В зависимости от вида занятия может включать в себя элементы гимнастики для глаз дыхательной гимнастики и т. п. Проводится во время занятий по мере утомляемости детей. Продолжительность – 2-3 мин. |
Подвижные и спортивные игры |
Это игры с правилами, где используются естественные движения и достижение цели не требует высоких физических и психических напряжений. Спортивные игры – игры, по которым проводятся соревнования. |
Подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем проведения. |
Пальчиковая гимнастика |
Тренировка тонких движений пальцев и кисти рук. |
Проводится в любое удобное время. Рекомендуется всем детям, но особенно с речевыми проблемами. |
Артикуляционная гимнастика |
Упражнения для формирования правильного произношения: выработки полноценных движений губ, языка, челюсти. |
Рекомендуется проводить с детьми, начиная с 3-х лет. Результативна только при качественном ее выполнении. |
Бодрящая гимнастика |
Переход от сна к бодрствованию через движения. Поднятие настроения и мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. |
Формы проведения: обширное умывание, ходьба по ребристым дощечкам, легкий бег с разной температурой в помещениях и др. Длительность – 5-10 мин. |
Гимнастика для глаз |
Упражнения для снятия глазного напряжения. |
Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал и показ педагога |
Дыхательная гимнастика |
Специальные упражнения, позволяющие очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка. |
Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы. |
Стретчинг |
Специально разработанная система упражнений, направленная на совершенствование гибкости и подвижности в суставах и на укрепление этих суставов. |
Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы. Проводится не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю. Проводит руководитель физ. воспитания. |
Ритмопластика |
Система физических упражнений, выполняемых под музыку, способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений, музыкальности, чувство ритма и пластику. |
Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка. Проводится не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи. 2 раза в неделю по 30 мин. |
Релаксация |
Система расслабляющих упражнений, направленная на восстановление между процессами равновесия возбуждения и торможения и снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление) |
В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. |
Технологии эстетической направленности |
Эмоциональное благополучие ребенка |
Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса. |
Гимнастика ортопедическая |
Система упражнений, направленная на профилактику нарушений осанки и плоскостопия. |
Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. |