Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в работе учителя классов КРО

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 16:15, реферат

Описание работы

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

Содержание

Введение
§1 Что такое здоровьесберегающие технологии.
1.1 Понятие и классификация.
1.2 Принципы и требования.
§2 Методики, терапии

Работа содержит 1 файл

рефераьт.docx

— 35.91 Кб (Скачать)

Астраханский социально-педагогический колледж

 

 

 

Реферат на тему:

 

«Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в работе учителя классов КРО»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

Балченкова Кристина

Студентка группы 3 «В» 

 

 

Астрахань 2013

 

Содержание

Введение

§1 Что такое здоровьесберегающие технологии.

    1. Понятие и классификация.
    2. Принципы и требования.

§2 Методики, терапии

 

 

 

 

Введение.

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Здоровье ребенка, его  социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет  этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях  образования связаны более 70% времени  его бодрствования. В то же время  в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к  экзогенным факторам окружающей среды.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная  среда порождает факторы риска  нарушений  здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная  среда порождает факторы риска  нарушений  здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проанализировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  1. Стрессовая педагогическая тактика;
  2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  5. Провалы в существующей системе физического воспитания;
  6. Интенсификация учебного процесса;
  7. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции  физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В  результате существующая система школьного  образования имеет здоровьезатратный характер. 

Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство  проблем здоровья учащихся создается  и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому  учителю необходимо найти резервы  собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.  

 
§1. Что такое здоровьесберегающие  технологии.

    1. Понятие и классификация.

«Здоровьесберегающие  образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

    • условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); 
    • рациональная   организация   учебного   процесса   (в   соответствии свозрастными,     половыми,    индивидуальными  особенностями и гигиеническими требованиями);
    • соответствие     учебной     и     физической     нагрузки     возрастным возможностям ребенка;
    • необходимый,      достаточный      и     рационально      организованный двигательный режим.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

Существуют  различные типы технологий: 

Здоровьесберегающие   (профилактические   прививки,   обеспечение двигательной   активности,    витаминизация,  организация   здорового питания)

Оздоровительные        (физическая        подготовка,        физиотерапия, аромотерапия,     закаливание,     гимнастика,    массаж,     фитотерапия, арттерапия)

Технологии  обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

Воспитание    культуры    здоровья    (факультативные    занятия    по развитию     личности     учащихся,    внеклассные     и     внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).

    1. Принципы и требования.

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов: 
•   «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя. 
•   Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

    1. Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
    2. Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
    3. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
    4. Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
    5. Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
    6. Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии. 
Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

    1. технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
    2. технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
    3. разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Основные современные  требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

- рациональная плотность урока  (время, затраченное школьниками  на учебную работу) должна составлять  не менее 60 % и не более 75-80 %;

- в содержательной части урока  должны быть включены вопросы,  связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у  обучающихся ценностей здорового  образа жизни и потребностей  в нем;

- количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ,  рассматривание наглядных пособий,  ответы на вопросы, решение  примеров и т.д.) должно быть 4-7, а их смена осуществляться  через 7-10 мин.;

- в урок необходимо включать  виды деятельности, способствующие  развитию памяти, логического и  критического мышления;

- в течение урока должно быть  использовано не менее 2-х технологий  преподавания (при выборе технологий  необходимо учитывать и то: способствуют  ли они активизации инициативы  и творческого самовыражения  учащихся);

- обучение должно производиться  с учетом ведущих каналов восприятия  информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

- должен осуществляться контроль  научности изучаемого материала;

- необходимо формировать внешнюю  и внутреннюю мотивацию деятельности  учащихся;

- необходимо осуществлять индивидуальный  подход к учащимся с учетом  личностных возможностей;

- на уроке нужно создавать  благоприятный психологический  климат и обязательно ситуации  успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда,  а особенно умственного, зависит  от настроения, от психологического  климата – в недоброжелательной  обстановке утомление наступает  быстрее;

- нужно включать в урок технологические  приемы и методы, способствующие  самопознанию, самооценке учащихся;

- необходимо для увеличения  работоспособности и подавления  утомляемости включать в урок  физкультминутки, определять их  место, содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока, длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого).

- необходимо производить целенаправленную  рефлексию в течение всего  урока и в итоговой его части.

Применение здоровьесберегающих технологий как отдельных элементов урока по силам каждому учителю-предметнику. И если все учителя будут использовать это как систему, то результат будет очевиден, и мы все поймем, что здоровье – самое ценное, что есть у человека, именно его мы должны беречь и воспитывать детей, заботящихся о своем здоровье.

  

 

§2 Методики, терапии. 

  Все здоровьесберегающее педагогические технологии условно можно разделить на три категории: 

       *Технологии сохранения и стимулирования здоровья, 

       *Технологии обучения здоровому образу жизни, 

       *Коррекционные технологии.

 

Технологии  сохранения и стимулирования здоровья

 

Название

технологии

Определение

Особенности методики

проведения

Физкультурная

минутка

Динамическая пауза для  профилактики переутомления на занятиях интеллектуального цикла.

В зависимости от вида занятия  может включать в себя элементы гимнастики для глаз дыхательной гимнастики и т. п. Проводится во время занятий  по мере утомляемости детей. Продолжительность  – 2-3 мин.

Подвижные и спортивные игры

Это игры с правилами, где  используются естественные движения и достижение цели не требует высоких физических и психических напряжений.

Спортивные игры – игры, по которым проводятся соревнования.

Подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и  временем проведения.

Пальчиковая

гимнастика

Тренировка тонких движений пальцев и кисти рук.

Проводится в любое  удобное время. Рекомендуется всем детям, но особенно с речевыми проблемами.

Артикуляционная

гимнастика

Упражнения для формирования правильного произношения: выработки  полноценных движений губ, языка, челюсти.

Рекомендуется проводить  с детьми, начиная с 3-х лет. Результативна только при качественном ее выполнении.

Бодрящая

гимнастика

Переход от  сна к бодрствованию через движения. Поднятие настроения и мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.

Формы проведения: обширное умывание, ходьба по ребристым дощечкам, легкий бег с разной температурой в помещениях и др. Длительность – 5-10 мин.

Гимнастика для глаз

Упражнения для снятия глазного напряжения.

Ежедневно по 3-5 мин в любое  свободное время в зависимости  от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал и показ педагога

Дыхательная гимнастика

Специальные упражнения, позволяющие  очистить слизистую оболочку дыхательных  путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка.

Обеспечить проветривание  помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости  носа перед проведением процедуры. Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной  работы.

Стретчинг

Специально разработанная  система упражнений, направленная на совершенствование гибкости и подвижности  в суставах и на укрепление этих суставов.

Рекомендуется детям с  вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы. Проводится не раньше, чем  через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю. Проводит руководитель физ. воспитания.

Ритмопластика

Система физических упражнений, выполняемых под музыку, способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений, музыкальности, чувство ритма и пластику.

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям  ребенка. Проводится не раньше, чем  через 30 мин. после приема пищи. 2 раза в неделю по 30 мин.

Релаксация

Система расслабляющих упражнений, направленная на восстановление между  процессами равновесия возбуждения  и торможения и снижение двигательного  беспокойства (дыхание, мышечное расслабление)

В зависимости от состояния  детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно  использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки  природы.

Технологии эстетической направленности

Эмоциональное благополучие ребенка

Реализуются на занятиях художественно-эстетического  цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений  к праздникам и др. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса.

Гимнастика ортопедическая

Система упражнений, направленная на профилактику нарушений осанки и  плоскостопия.

Рекомендуется детям с  плоскостопием  и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

     

Информация о работе Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в работе учителя классов КРО