Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 21:14, научная работа
Проблемой моделирования занимаются многие известные педагоги. В современной дидактической литературе распространено представление о моделировании как об одном из методов обучения, хотя как научный метод, моделирование известно очень давно. Моделирование (от французского "образец") - это метод научного исследования, заключающийся в построении и изучении модели исследуемого объекта. Моделью служит система элементов, воспроизводящая определенные стороны, связи, функции предмета исследования, т.е. оригинала. Так определяет понятие моделирования Философский словарь. Моделирование образовательного процесса необходимо для определения целей, способов, средств их достижения и получения надлежащих результатов. Исследования подтверждают, что применение моделирования как метода обучения приводит к существенному повышению эффективности обучения.
Комплексная модель образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий
Проблемой
моделирования занимаются многие известные
педагоги. В современной дидактической
литературе распространено представление
о моделировании как об одном
из методов обучения, хотя как научный
метод, моделирование известно очень
давно. Моделирование (от французского
"образец") - это метод научного
исследования, заключающийся в построении
и изучении модели исследуемого объекта.
Моделью служит система элементов,
воспроизводящая определенные стороны,
связи, функции предмета исследования,
т.е. оригинала. Так определяет понятие
моделирования Философский
Моделирование
выполняется несколькими
Таким образом, под моделированием понимается процесс построения и исследования моделей. При определении понятия "учебная модель" акцент делается на то, что характеристики модели должны легче восприниматься дидактически, чем сходные или идентичные характеристики в самом объекте. Структура дидактической модели содержит меньше элементов, чем сам объект.
В.А. Штофф определяет модель как "средство отображения, воспроизведения той или иной части действительности с целью ее более глубокого познания от наблюдений и эксперимента к различным формам теоретических обобщений". В.В. Краевский определяет модель как "систему элементов, воспроизводящую определенные стороны, связи, функции предмета исследования". То есть, определение модели содержит четыре признака:
Выбор педагогом
учебной модели является одним из
важнейших аспектов проблемы продуктивной
педагогической деятельности. При выборе
учебной модели Ю.К. Бабанский предлагает
учитывать шесть основных параметров,
которые включают в себя все разнообразие
факторов: закономерности и принципы
обучения; цели и задачи обучения; содержание
предмета; учебные возможности
С позиций системного
подхода, проблема оптимального выбора
состоит в выяснении
Выделить структурные компоненты, еще не значит полностью описать систему (модель). Для того, чтобы задать систему, необходимо не только выявить ее структурные элементы, но и определить совокупность связей между ними, то есть описать, как именно составляющие модели зависят друг от друга.
Н.В. Кузьмина предлагает использовать в модели пять функциональных компонентов: 1) гностический; 2) проектировочный; 3) конструктивный; 4) организаторский; 5) коммуникативный.
В.И. Гинецинский также предлагает модель системного характера, в которой выделяет четыре функциональных компонента: 1) презентативный; 2) инсентивный; 3) корректирующий; 4) диагностический.
Преобладание той или иной функции указывает на то, что реализуется определенный метод обучения. Например, ведущему положению инсентивной функции сопутствует применение проблемного метода.
Разработанная
нами комплексная модель образовательного
процесса с использованием информационно-коммуникационных
технологий, представляет собой структурную
взаимосвязь целевого, содержательного,
технологического и результативного
компонентов, а именно: обоснованные
цели обучения; содержание обучающих
программ (информационно-
Рассматривая целевой компонент модели, мы определили основные направления целей при организации учебного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий. Синтезируя образовательные, воспитательные и развивающие аспекты обучения, целевой компонент нашей модели можно определить следующим образом:
Применение современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе имеет свои дидактические функции:
Обучение с использованием ИКТ осуществляется на основе системы принципов, отражающих основные требования к организации образовательного процесса:
Важная составляющая
модели - содержание образования. Содержание
образования в нашем
Отбор содержания учебной дисциплины, в которую входит изучаемая тема, проводится и отражается в учебной программе дисциплины. Однако, наличие учебной программы по дисциплине не исключает дальнейшей творческой работы преподавателя по отбору содержания учебных вопросов, изучаемых в данной теме. Этот отбор базируется на дидактических принципах, представленных выше, и включает следующие элементы:
Этот процесс
должен идти непрерывно в ходе работы
преподавателя над структурой учебной
дисциплины. Кроме широко распространенных
научно-библиографических
В основу структурирования
содержания учебного материала следует
положить системно-структурный подход
к деятельности дидактической системы,
основанный на достижении конечных целей
обучения, то есть способствующий прочному
усвоению тех разделов и тем учебной
программы, которые являются наиболее
значимыми. Структура этой системы
устойчива, так как связи между
отдельными ее элементами довольно жестко
определены логикой науки и психолого-
Структурный анализ учебного материала позволяет выделить наиболее существенные (опорные) элементы темы, выявить системообразующие связи, определяющие эффективность функционирования дидактической системы в целом. Необходимо учитывать и то влияние, которое та или иная структура учебного материала оказывает на мотивацию обучения, на формирование интереса к учению и научного стиля мышления. Анализируя содержание обучения, по данной дисциплине необходимо выделить элементы структуры (разделы, темы, понятия), по которым обучение следует вести на уровне знаний, умений, навыков, творческого подхода к практическому применению.