Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 21:55, курсовая работа
Цель исследования: Проанализировать и обосновать эффективность использования развивающих компьютерных игр для формирования и развития творческих способностей младших школьников.
Задачи исследования:
1. изучить теоретические основы формирования и развития творческих способностей младших школьников;
2. выявить особенности использования развивающих компьютерных игр на уроках в начальной школе
3. проанализировать организацию работы учителя по использованию компьютерных игр на уроках информатики для развития творческих способностей учащихся.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Развивающая игра как метод обучения……………………………......5
1.1. Происхождение и сущность игры………………………………………..5
1.2. Особенности развивающих игр………………………………………......7
Глава 2. Сущность творческих способностей.……………………….…….….10
2.1. Определение понятия «способности»…………………………………..10
2.2. Понятия творчество и творческие способности………………………..15
Глава 3. Работа учителя по формированию творческих способностей посредством развивающих игра..……………………………………………….17
3.1 Влияние развивающих игр на формирование творческих способностей учащихся начальной школы средствами информационных технологий…17
3.2 Организация работы по использованию развивающих игр для развития творческих способностей на уроках информатики в начальной школе…..21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список используемой литературы……………………………………………...26
Игры несут в себе способы обучения чтению, развитие математических навыков, конструирование, развитие творческих способностей.
Важная причина, побуждающая активнее внедрять развивающие игры и приёмы в учебный процесс начальной школы, возможность проведение эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей. Это возможно, так как развивающие игры базируются на психодиагностических методиках. И, наконец, возможность представления заданий и упражнений в игровой форме, наиболее доступной для ребенка, способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода. Игровой, увлекательный характер занятий снижает стресс, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.
Использование
развивающих игр и игровых
приёмов в учебном процессе оказывает
благотворное влияние на развитие не только
познавательной, но и личностно-мотивационной
сферы учащихся. Создаваемый на уроках
благоприятный эмоциональный урок в немалой
степени способствует развитию учебной
мотивации, что является необходимым условием
эффективной адаптации младшего школьника
к условиям новой для него среды и успешного
протекания всей последующей учебной
деятельности. При этом разные игры развивают
разные интеллектуальные качества: внимание,
память, особенно зрительную; умение находить
зависимости и закономерности, классифицировать
и систематизировать материал; способность
к комбинированию, т. е. умение создавать
новые комбинации из имеющихся элементов,
деталей, предметов; умение находить ошибки
и недостатки; пространственное представление
и воображение, способность предвидеть
результаты своих действий. В совокупности
эти качества, видимо, и составляют то,
что называется сообразительностью, изобретательностью,
творческим складом мышления.
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.
2.1. Определение понятия «способности».
Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда. Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические способности) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми.
Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности. Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек успешно и на высоком уровне осуществляет деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности. Вот почему способность нельзя свести к одному какому- либо свойству (чувство пропорции, музыкальный слух и т. п.) Таким образом, способность можно определить как синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней. Развитие способностей происходит поэтапно. Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность - одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.
Говоря
о способностях, надо упомянуть, что
они у каждого человека разные.
Каждый человек имеет индивидуально-
Способности можно классифицировать на:
Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:
Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.
Выделяют следующие виды способностей:
Отметим, что учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Способности следует расценивать лишь как возможность приобретения навыков, умений и знаний. А будут или не будут они приобретены, зависит от множества условий.
Способности - это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле - это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет музыкантом. Для того чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, проявленная педагогам и ребенком, хорошее состояние здоровья, наличие музыкального инструмента, нот и многих других условий, без которых способности могут заглохнуть так и не развившись.
Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности.
Говоря о способностях
Серьезной психологической ошибкой педагога являются скоропалительные, без серьезной проверки утверждения, что у данного школьника нет способностей, на том лишь основании, что ребенок еще не овладел необходимыми умениями и навыками. Известно немало случаев, когда в детстве человек не встречал со стороны окружающих признания тех
способностей, дальнейшее развитие которых принесло ему заслуженную славу. Альберт Эйнштейн в средней школе считался весьма заурядным учеником, и ничего, казалось бы, не предвещало его грядущей гениальности.
Уровень развития способностей зависит от качества полученных знаний и умений (верные или не верные, твердые или не твердые и т.д.), от степени их объединения в единое целое, от природных задатков человека, качества врожденных нервных механизмов элементарной психической деятельности, от большей или меньшей тренированности самих мозговых структур участвующих в осуществлении самих познавательных процессов. Значительная роль при развитии творческих способностей у детей отводится
регуляторным процессам, к ним относят чувства и эмоции, сфера самоконтроля и саморегуляции. Способности ребенка формируются по средством овладения тем содержанием материальной и духовной культуры, техники науки искусства, который осваивает подрастающий человек в процессе обучения.
Исходной предпосылкой для такого развития способностей служат врожденные задатки, с которыми ребенок появляется на свет. Вместе с тем биологически унаследованные свойства человека не определяют его способностей. Мозг заключает в себе не те или иные специфические человеческие способности, а лишь способность к формированию данных способностей.
Проявление
творческих способностей находится
в прямой зависимости от конкретных
приемов (методик) формирования соответствующих
знаний и умений, которые исторически
вырабатываются людьми в ходе удовлетворения
потребностей общества.
2.2. Понятия творчество и творческие способности.
Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее. Творчество в общем смысле — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.
Под
творчеством обычно понимают художественное,
научное и техническое
Природные задатки творческих способностей присущи каждому человеку. Но чтобы раскрыть их и развить в полной мере, нужны определенные объективные и субъективные условия: раннее и умелое обучение, творческий климат, волевые качества личности (упорство, работоспособность, смелость и др.).
Самый главный «враг» творчества – страх. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу. Другой враг творчества – это чересчур высокая самокритичность, боязнь ошибок и несовершенств. Каждому, кто стремится развить в себе творческие способности, следует помнить, что неудовлетворенность – фермент нового. Она обновляет творчество. Ошибки – обычные и неизбежные спутники достижений. С точки зрения извлечения уроков недостатки даже «интереснее» достоинств, они лишены одинаковости совершенств, многообразны, в них отражена личность творца. Уметь находить свои ошибки так же важно, как беречь хорошее в своей работе. Третий серьезный враг творчества – лень и пассивность. Даже маленькую задачу надо выполнять с полной отдачей.
Сердцевина
творчества, пик творческого акта
– «озарение», когда в сознание
проникает, порождается (генерируется)
новая идея – научная, философская,
техническая или
С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества.
Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.