Использование мультимедийных средств на примере социального сервера подкастов при обучении французскому языку учащихся старших классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

целью данной курсовой работы будет являться создание и апробация комплекса упражнений с использованием подкастов, направленного на развитие речевой, языковой и социокультурной компетенций, умений аудирования и говорения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.
1.1. Роль регионального компонента в обучении ИЯ в средней школе...7
1.2. Социальный сервис подкастов………………………………………11
Выводы по Главе 1………………………………………………………..17
Список использованной литературы…………………………………….18

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА_ГОТОВАЯ.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

     Учебно-познавательный аспект межкультурного регионоведческого  образования предполагает знания о  своей и сопредельных культурах, включая знания о своем регионе, области, городе, деревне, крае, умение представить свой регион, свою культуру на международном уровне. Кроме того, необходимо владение такими коммуникативными умениями, которые позволили бы осуществлять межкультурный обмен.

     Использование регионально-национального компонента является значимой составляющей культуроведческого аспекта содержания обучения иностранному языку, его значение в общем и речевом развитии школьников очень велико. Однако реализация этого аспекта содержания обучения, как и весь процесс овладения иностранным языком, требуют использования учителем и учащимися современных технологий и творческих видов деятельности. 
 

1.2. Социальный сервис подкастов и его возможности в обучении ИЯ

     На  сегодняшний день в обучении иностранному языку велика важность аутентичных материалов. Они способствуют развитию речевой иноязычной коммуникативной компетенции, а также повышению мотивации в обучении иностранным языкам.

     Глобальная  сеть – это уникальная среда для обучения, поскольку здесь можно найти большое количество аутентичной информации на любую тему, вступить в контакт с носителями языка. Интернет выступает как средство обучения языку, так как создает потребность в общении на иностранном языке – письменном или устном.

     Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс (при условии соответствующей дидактической интерпретации), более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:

  • совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем;
  • совершенствовать умения монологического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети;
  • совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы, участвуя в подготовке сочинений, других эпистолярных проектов;
  • пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, новой лексикой. Лексика современного французского языка, отражающая определенный этап развития культуры, народа, социального и политического устройства общества;
  • формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования «живых» материалов, обсуждения не только вопросов к текстам учебника, но и проблем, интересующих каждого.

     В 2005 году в сети Интернет появился новый социальный сервис, называющийся подкасты. Первоначально сервис был воспринят без особого энтузиазма, однако стал быстро развиваться. И сегодня эксперты в области Интернет говорят о настоящей революции, которую подкастинг произведет на медиарынке.

     Инициатива  открытия первого подкаст-портала  в России принадлежит Василию  Стрельникову в 2005 году. Бывший ви-джей MTV и популярный ведущий, он запустил Интернет-площадку для всех русских подкастеров - сайт RussianPodcasting.

     Подкастинг (слово-гибрид, произошедшее от слов iPod и broadcasting) –это вид социального сервиса, позволяющий прослушивать, просматривать, создавать и распространять аудио- и видеопередачи во всемирной сети. В отличие от обычного телевидения или радио подкаст позволяет прослушивать аудиофайлы и просматривать видеопередачи не в прямом эфире, а в любое удобное для пользователя время [8].

     Технологическая база подкастинга — формат RSS или Atom со специфическим элементом enclosure («вложение»), описывающим подключаемый медиа-объект (картинку, видеоролик, файл звукозаписи и пр.) Данный формат предназначен для описания лент новостей, анонсов статей, изменений в блогах и т.п. Информация из различных источников, представленная в формате RSS, может быть собрана, обработана и представлена пользователю в удобном для него виде специальными программами-агрегаторами.

     Подкастинг  — это выгодная альтернатива радиовещанию и телевидению, поскольку не требует  лицензирования частоты и доступен в любое удобное для слушателя время. Ныне некоторые радиостанции — (Свобода, Немецкая волна) и телеканалы (НТВ) публикуют подкасты наряду с обычным, эфирным вещанием.

     Процесс создания и публикации подкаста происходит в несколько этапов:

  1. Поиск идеи подкаста, определение его тематики. Перед записью подкаста, как правило, составляется его план, облегчающий процесс повествования при записи.
  2. Подготовка оборудования. Как правило, для записи используют цифровой или аналоговый микрофон. Для увеличения качества записи звуковой сигнал обрабатывают с помощью цифрового или аналогового микшера, используют различные фильтры и т. д.
  3. Запись подкаста. Захват звукового сигнала производится либо программными, либо аппаратными средствами. При использовании программных средств (то есть аудиоредакторов), сигнал каждого человека записывается на отдельную звуковую дорожку. Связь между удаленными собеседниками осуществляется посредством интернет-телефонии.
  4. Монтаж. При монтаже подкаста синхронизируется порядок следования и наложения звуковых дорожек, удаляются шумы и помехи, накладываются различное музыкальное оформление.
  5. Публикация подкаста. Готовый подкаст, с битрейтом от 64 до 128 кбит/с, как правило, публикуется на различных подкаст-терминалах, блогах и сайтах, посвященных данному подкасту.

     Технические условия для записи подкаста:

  1. Средство для записи аудио файла в формате mp3
    • Персональный компьютер, оборудованный микрофоном и наушниками или колонками.
    • Цифровой диктофон, если вы хотите записать учеников прямо в аудитории.
  2. Программа для обработки аудио, монтажа видео.
  3. Подкаст-терминал – сайт на котором выкладываются подкасты.

     Из  функциональнных особенностей этого инструмента прослеживается возможность применения подкастинга в обучении.

     Можно выделить три типа подкастов сети Интернет, пригодных для использования на уроках иностранного языка:

  • аутентичные подкасты (созданные носителями языка);
  • подкасты, созданные обучающими – учителями, преподавателями;
  • подкасты, созданные обучающимися.

     Их можно адаптировать к любому этапу обучения.

     Подкасты можно загрузить с сайта (большинство сайтов предоставляют эту возможность бесплатно, однако есть и платные библиотеки подкастов) и перенести на mp3-плееры, записать на CD, чтобы использовать на занятии, или дать ссылку на них учащимся, чтобы они прослушали аудио дома. Кроме этого, ко многим подкастам, например, созданным для изучения английского как иностранного, существуют скрипты, которые облегчают понимание.

     Привлекательность подкаста не только в том, что он может служить как дополнительный материал для аудирования, обучения говорению на иностранном языке, но и в том, что учащиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность, продуктом которой будет подкаст. Подкаст может сделать любой, у кого есть доступ в Интернет, включая и учащихся. На подготовку подкаста требуется много времени, но польза от этого для учащихся неоценима.

     Учащиеся  получат возможность показать себя большому количеству людей путём  размещения своих подкастов в  мировой паутине. Это, несомненно, подвигнет их на более тщательную подготовку и проработку проекта. К тому же, после того, как записанный подкаст будет выложен в сеть Интернет, ссылку на него можно будет дать родителям, друзьям, другим изучающим иностранный язык. Наличие реальной аудитории, для которых эта информация будет представлять ценность, послужит также сильным мотивирующим фактором.

     Использование подкастов в обучении иностранному языку необычный и нетрадиционный прием, оно внесет разнообразие в процесс изучения языка. Практической ценностью сервиса подкастов является возможность совершенствования умений аудирования и говорения на иностранном языке, а также введение социокультурного компонента обучения иностранному языку. Как и любой другой аутентичный материал, подкаст может быть крайне мотивирующим.

     Итак, использование подкастов по учебной тематике позволит:

  • подобрать аудио- и видеоматериал по изучаемым темам;
  • организовать в группах и целом классе обсуждение (дебаты) насущных культурных и социальноострых проблем;
  • провести лингвистический анализ устной и письменной речи носителей языка (представителей различных социальных групп, носителей диалектов и акцентов);
  • организовать внеурочную и внеклассную проектную деятельность учащихся;
  • создать благоприятные условия для учащихся с высоким уровнем иноязычной коммуникативной компетенции,

     При работе с подкастами преподавателям следует знать, что на сегодняшний день существует огромное количество аудио- и видеоподкастов самых разнообразных направлений и тематик, как познавательной, так и рекламной или развлекательной направленности. И учителю необходимо внимательно подбирать материал, учитывая возрастные особенности учащихся, их уровень подготовленности и интересы, а также цель обучения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выводы  по Главе 1.

     В первой главе мы проанализировали роль  регионального (национально-регионального) компонента в обучении иностранным языкам и подтвердили необходимость его введения в обучение. Можно сделать вывод, что целенаправленная  реализация  регионального (национально-регионального) компонента на уроках иностранного языка стимулирует развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы личности учащихся, повышает мотивацию к овладению иностранным языком и к изучению культуры народа-носителя изучаемого языка.

     Одним из средств для реализации регионального  компонента на уроках иностранного языка может быть социальный сервис подкастов. Являясь новой и малоизученной частью современных мультимедиатехнологий, сервис подкастов, тем не менее, обладает значительным  

     Наше  исследование является предпосылкой для  разработки комплекса упражнений и приемов работы с подкастами при обучении французскому языку в старших классах школ с филологическим уклоном.

     Целью дипломного исследования будет являться создание с учащимися проекта, состоящего из монологических высказываний, презентирующих свой город либо свою республику для дальнейшего возможного их выкладывания в сети Интернет. Экспериментальной базой для проведения обучения послужит Гимназия имени А.С. Пушкина (г.Сыктывкар). 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы: 

     
  1. Абалуев Р.Н., Астафьева Н.Г., Баскакова Н.И. и др. Интернет-технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. Ч.3. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. - 114 с.
  2. Бим И.Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования (ИЯ).
  3. Бим И.Л., Маркова Т.В. Об одном из возможных подходов к составлению программ по иностранным языкам // Иностр. яз в шк. – 1992. - №1.
  4. Иванова Н.Н., Чудилова А.И., Вилкова Н.Д. Использование краеведческого материала в обучении иностранному языку. Метод проектов// Иностр. яз. в шк. – 2006. - №4 – С. 55-57.
  5. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка//Иностр. яз. в шк. – 2001. – №2. – С.16-19.
  6. Полат Е.С. Инфокоммуникационные технологии как средство моделирования социокультурного пространства изучения иностранного языка//Иностр. яз. в шк. – 2007 - №8. - С.60–66.
  7. Примерные программы по французскому языку// Иностр. яз. в шк. – 2005 - №5. №7.
  8. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис подкастов в обучении иностранному языку//Иностр. яз. в шк. – 2009. – №6. – С.8-11.
  9. Топленкина И.П. Региональный компонент на уроках иностранного языка// Иностр. яз. в шк.  – 2007. - №3. – С.51-53.
  10. Шевцова М. В., Яценко И. А. Интеграция национально-регионального компонента в обучении английскому языку// http://festival.1september.ru/articles/419556/
  11. Федотова М.А. Регионоведческое содержание в контексте школьного языкового образования// Иностр. яз. в шк. – 2008. - №3. – С. 31-34.
  12. [http://ru.wikipedia.org/]
  13. [http://www.teachingenglish.org.uk/russia/technology/podcasting-elt]
  14. [http://rpod.ru/] – русскоязычный подкаст-терминал

Информация о работе Использование мультимедийных средств на примере социального сервера подкастов при обучении французскому языку учащихся старших классов