Использование компьютерных технологий на уроках английского языка как средство контроля навыков и умений владения английским языком

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение особенностей использования компьютерных технологий, Интернет-ресурсов и мультимедийных учебно-методических комплексов в процессе обучения английскому языку. Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
-изучить сущность компьютерных технологий;
-рассмотреть возможности использования компьютерных и информационных технологий в процессе обучения английскому языку;
-выявить и проанализировать особенности использования мультимедийных учебно-методических комплексов и Интернет- ресурсов в обучении английскому языку;

Содержание

Введение.. 3
Глава 1. Теоретические основы использования компьютерных технологий в учебном процессе…………………………………………………………….........5
1.1 Мультимедийные учебно-методические комплексы и компьютерные обучающие программы как средство обучения английскому языку………….6
1.2 Интернет-ресурсы как средство обучения английскому языку …….7
Глава 2. Пути и возможности применения компьютерных технологий в образовательном процессе……………………………………………………..… 9
2.1 Использование мультимедийных учебно-методических комплексов в процессе обучения английскому языку………..…………………………………10
2.2 Использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка….13
Заключение……………………………………………………………………….....16
Библиографический список………………………………………………………..18

Работа содержит 1 файл

САМА КУРСОВАЯ!! использование компьютерных технологий на уроках англ.docx

— 47.21 Кб (Скачать)

        Есть программы, обучающие работе  с толковыми словарями и страноведению.  Очень эффективны программы грамматических  упражнений и контрольных работ  с мгновенной проверкой и оценкой  результатов. Имеются и программы,  обеспечивающие корректировку слухо-произносительных навыков, так как они дают возможность записи и воспроизведения собственного голоса для сравнения с образцами.

      Опираясь  на теоретические разработки отечественных  и зарубежных исследователей , приводятся основные принципы построения мультимедийного  учебно-методического комплекса [1, с. 96]:

  1. Модульность: содержание учебного материала должно быть структурировано по модульному принципу, то есть разбито на относительно самостоятельные и завершенные смысловые фрагменты.
  2. Асинхронность: изучение учебного материала может происходить в индивидуальном режиме, при отсутствии непосредственного контакта с преподавателем, причем отдельные фрагменты учебного материала могут изучаться как последовательно, так и параллельно.
  3. Адаптивность: изучение учебного материала может осуществляться по индивидуальным образовательным траекториям, которые выбираются исходя из уровня первоначальной подготовки, познавательных способностей и личностных потребностей обучающихся.
  4. Элективность: некоторые фрагменты учебного материала (как правило, те, которые имеют одинаковую сложность и посвящены взаимно не пересекающимся проблемам) могут изучаться обучающимися на альтернативной основе.
  5. Интерактивность: изучение учебного материала должно сопровождаться непрерывной обратной связью, позволяющей оперативно исправлять допущенные ошибки и своевременно корректировать образовательную траекторию обучающихся.
  6. Иллюстративность: представление учебного материала должно основываться на применении мультимедийных технологий, позволяющих визуализировать и озвучить учебный материал с целью его наилучшего усвоения целевой аудиторией (обучающимися).

      Явным преимуществом компьютера является возможность обеспечить индивидуальный подход к учащимся. С помощью компьютерных программ можно изучать язык в  индивидуальном темпе и последовательности, что позволяет учитывать психологические  особенности каждого ученика. Кроме  того, эффективность обучения увеличивается  за счет того, что обучающиеся получают информацию в тот момент, когда  она им требуется. Они в любое  время могут вернуться и повторить  ранее пройденное и попросить  у компьютера подсказку, т.е. осуществляется обратная связь.

      Использование мультимедийных комплексов является еще  и фактором, положительно влияющим на мотивацию к изучению языка. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказывается на мотивации. Положительная атмосфера на занятии и заинтересованность обучающихся имеют очень большое значение.

      Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, погружая учащихся в определенную языковую ситуацию, давая возможность учащимся запросить определенную форму помощи, излагая учебный материал с иллюстрациями, графиками. Значительно расширяются  типы задач, с которыми учащиеся работают: моделирование, составление алгоритма, программирование и т. д. [25, с. 67].

     Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Контроль, как известно, является неотъемлемой частью учебного процесса и выполняет функцию обратной связи между учащимся и преподавателем. Компьютер обеспечивает всесторонний (текущий, рубежный, итоговый) контроль учебного процесса. При использовании компьютера для контроля качества знаний учащихся достигается и большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех учащихся. Во многих случаях компьютер  не только фиксирует ошибку, но довольно точно определяет ее характер, что помогает вовремя устранить причину, обуславливающую ее появление. Это даёт возможность преподавателю уделить больше внимания творческим аспектам работы с учащимися.

      На  сегодняшний момент существует огромное количество  мультимедийных программ по английскому языку, как зарубежных, так и отечественных («Профессор Хиггинс. Английский без акцента!»,  «Bridge to English. Базовый курс английского языка», «English Platinum 2000», «Oxford Platinum», курс Т.Н. Игнатовой «Английский язык для общения», курс Н.А.Бонк «Английский – шаг за шагом», «Английский язык. Путь к совершенству» и др.).  

     2.2 Использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка

      Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на занятии:

      - формировать навыки и умения  чтения, непосредственно используя  материалы сети разной степени  сложности;

      - совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов Интернет, мультимедийных средств, также соответственно подготовленных преподавателем;

      - совершенствовать умения монологического  и диалогического высказывания  на основе проблемного обсуждения  представленных преподавателем  или кем-то из студентов материалов  сети;

      - совершенствовать умения письменной  речи, индивидуально или письменно  составляя ответы партнерам, участвуя  в подготовке рефератов, сочинений,  других эпистолярных продуктов  совместной деятельности партнеров;

      - пополнять свой словарный запас  как активный, так и пассивный  лексикой современного иностранного  языка, отражающего определенный  этап развития культуры народа, социального и политического  устройства общества;

      - знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;

      - формировать устойчивую мотивацию  иноязычной деятельности учащихся  на уроке на основе систематического  использования «живых» материалов, обсуждения не только вопросов  к текстам учебника, а «горячих»  проблем, интересующих всех и  каждого.

      Как компьютерно- информационная система, Интернет предлагает своим пользователям  многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может  включать в себя:

  • электронную почту (e-mail);
  • телеконференции (usenet);
  • видеоконференции;
  • возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере;
  • доступ к информационным ресурсам:
  • справочные каталоги (Yahoo!, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy);
  • поисковые системы (Alta Vista, HotBob, Open Text, WebCrawler, Excite);
  • разговор в сети (Chat).

      Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке английского языка.

      Использование Microsoft NetMeeting позволяет реализовать оперативный контроль выполнения полученных заданий. После объяснения учебного материала студенты получают самостоятельные задания в виде упражнений для закрепления полученных знаний и отработки приемов и навыков выполнения тех или иных видов работ. Со стороны преподавателя необходим оперативный контроль за их самостоятельной работой. Использование систем удаленного доступа обеспечивает осуществление контроля самостоятельной работы студентов на более качественном, прогрессивном уровне. Преподаватель со своего компьютера имеет возможность не только контролировать выполнение заданий, но и соучаствовать в этом процессе в реальном масштабе времени. Этот режим целесообразно использовать для любой формы творческой работы при изучении английского языка: написании эссе, выполнении письменного перевода, выявлении главной мысли текста, создании его аннотации, сочинении диалогического дискурса, выполнении грамматических тестов и упражнений. Данный режим позволяет преподавателю исправлять ошибки и писать комментарии в процессе непосредственного выполнения учебного задания, указывая ориентиры одному студенту и не отвлекая других, при этом охватывая по очереди всю аудиторию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Современность предъявляет всё более высокие  требования к обучению практическому  владению английским языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Объёмы информации растут и часто рутинные способы её передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы ученика.

      В мультимедийных обучающих программах по английскому языку используются различные методические приёмы, позволяющие  проводить ознакомление, тренировку и контроль.

      Помимо  использования мультимедийных обучающих  программ, компьютер является незаменимым  помощником для подготовки и проведения тестирования, мониторинга учебного процесса, собственного информационного  наполнения инструментальных сред для  разработки компьютерных уроков, подготовки дидактических материалов, использования  ресурсов и услуг Интернета для  аудиторной и самостоятельной работы, а также проектной деятельности учеников.

      Использование компьютерных технологий даёт возможность  освободить преподавателя от значительной части рутинной работы в проведении контроля знаний учащихся, такой как проверка выполнения отдельных упражнений, проведения фронтального опроса. Применение компьютерной техники делает занятие привлекательным и по - настоящему современным. Происходит индивидуализация обучения. Контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Тем не менее, внедрение использования мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Так же обучение немыслимо без воспитывающего воздействия личности обучающего на учеников, а для этого необходим их непосредственный контакт преподавателя с учащимися.

      Пожалуй, наиболее эффективно в настоящее  время – это сочетание традиционных форм обучения и компьютерных технологий в процессе обучения английскому языку. На мой взгляд, они прекрасно дополняют друг друга, позволяя максимально использовать как возможности студентов к самостоятельному обучению, так и значительно повысить эффективность работы преподавателей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список 

  1. Абалуев, Р.Н. Интернет-технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. Часть 3 / Р.Н. Абалуев, Н.Г. Астафьева, Н.И. Баскакова, Е.Ю. Бойко, О.В. Вязавова, Н.А. Кулешова, Л.Н. Уметский, Г.А. Шешерина. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. – 125 с.
  2. Алексеев, В.Е. Рекомендации по разработке учебных пособий для дистанционного обучения: Учебное пособие / В.Е. Алексеев, В.В. Усманов, В.М. Фролов; под ред. В.Б. Моисеева. – Пенза: Изд-во Пензенского государственного технического университета, 1997.- 45 с.
  3. Андресен, Бент Б. Мультимедиа в образовании: Специализированный учебный курс / Бент Б. Андресен, Катя ван ден Бринк. – Авторизированный перевод с англ; Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО ЮНЕСКО). – М.: Обучение-Сервис, 2005. – 180 с.
  4. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании / Н.В. Апатова. - М.: РАН, 1994. - 227 с.
  5. Беляев, М.И. Основы концепции создания образовательных электронных изданий (ОЭИ) / М.И. Беляев, В.М. Вымятин, С.Г. Григорьев, В.В. Гришкун, В.П. Демкин, А.М. Зимин, Г.А. Краснова, С.В. Коршунов, С.И. Макаров, Г.В. Можаева, М.И. Нежурина, И.П. Норенков, А.Б. Плосковитов, Б.М. Позднеев, И.В. Роберт, В.Е. Сафронов, А.В. Соловов, А.Г. Теслинов, С.А. Щенников // Электронная библиотека портала «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». – http:// www.ict.edu.ru/ft/002347/krasnova.pdf.
  6. Воронина, Т.П. Образование в эпоху новых информационных технологий (методические аспекты) / Т.П. Воронина, В.П. Кашицин, О.П. Молчанова. - М.: Издательство "Информатик", 1995. - 224 с.
  7. Гализина, Е.Г., Комарова, Э.П., Чепрасова, Т.В. Репрезентация современных концепций обучения иностранным языкам / Е.Г. Гализина, Э.П. Комарова, Т.В. Чепрасова  // Известия Воронежского педуниверситета. Т.249. Проблемы романо-германского языкознания и методики преподавания иностранных языков. - Воронеж: ВГПУ, 1999. - 182 с. - С.125-130.
  8. Голованова, И.А. Пути формирования межкультурной коммуникативной компетенции на факультете повышения лингвистической квалификации  / И.А. Голованова  // Сборник научных статей МГЛУ. - Выпуск 444. - С. 32-38.
  9. Горюнова, М.А. Электронные образовательные издания: Учебно-методическое пособие / М.А. Горюнова, Т.В. Горюхова, И.Н. Кондратьева, Д.Д. Рубашкин. – СПб.: ЛОИРО, 2003. – 89 с.
  10. Григорьев, С.Г. Информационные и коммуникационные технологии в современном открытом образовании: Сетевой учебно-методический комплекс электронных средств поддержки обучения для подготовки кадров современного открытого образования / С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун; Институт дистантного образования Российского университета дружбы народов (ИДО РУДН). – http://www.ido.edu.ru/ 
    open/ikt/index.html
  11. Дзегеленок, И.И. Информационные технологии в управлении качеством образования: учебное пособие / И.И. Дзегеленок, под общ. ред. Н.А.Селезневой. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 68 с.
  12. Дмитриева, Е.И. Дидактические возможности компьютерных телекоммуникационных сетей для обучения иностранным языкам / Е.И. Дмитриева // Иностр. языки в школе. - 1997. - N4. - С. 22-26.
  13. Жук, А.И. Основные элементы концепции создания и развития дистанционного образования в Республике Беларусь / А.И. Жук, Н.И. Листопад, И.А. Тавгень // http://www.bitpro.ru
  14. Каракозов, С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности / С.Д. Каракозов // Педагогическая информатика. - 2000. - N2. - С. 41.
  15. Карамышева, Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера / Т.В. Карамышева. - СПб.: Издательство "Союз", 2001. - 192 с.
  16. Кожушко, А.А. Использование компьютерных программ изучения английского языка в учебном процессе / А.А. Кожушко // Компьютеры. Программы. Интернет. – Киев, 2003. -  39 с.
  17. Носенко, Э. Л. ЭВМ в обучении иностранным языкам в вузе  / Э.Л. Носенко. - М.: Высшая школа, 1988. - 184 с.
  18. Ольховская, Л.И. Золотая рыбка в «сети». Интернет-технологии в средней школе (Практическое руководство) / Под ред. Ольховской Л.И., Рудаковой Д.Т., Силаевой А.Г. - М.: Прожект Хармони, Инк., 2001. – 76 с.
  19. Полат, Е.С. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е.С.Полат. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 272 с.
  20. Полат, Е.С. Компьютерные телекоммуникации в школе: Пособие для учителя /Под ред. Е.С.Полат. - М.: ИСО РАО, 1995. – 220 с.
  21. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. и др. - М.: Academia, 1999. - 224 с.
  22. Печерский, А.В. Интернет учит новый язык / А.В. Печерский // Компьютерра, 1999. - № 27-28. - с.36.
  23. Почепцов, Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века / Г.Г. Почепцов. -  М., 2000. - 356 с.
  24. Уваров, А.Ю. Компьютерная коммуникация в современном образовании / А.Ю. Уваров // Информатика и образование. - 1998. - N4. - С. 65-77.

Информация о работе Использование компьютерных технологий на уроках английского языка как средство контроля навыков и умений владения английским языком