Использование компьютера в предматематической подготовке ребенка дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:13, реферат

Описание работы

Цель работы — изучить направления применения информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:
-рассмотреть положительное и отрицательное влияние компьютера на ребенка.
-изучить значение использования компьютерной техники в дошкольном образовании.
-выявить условия и требования к использованию информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе, в частности при обучении математике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
Компьютер: за и против. Требования к условиям для работы с компьютерной техникой………………………………………………………….4
Значение использования компьютерной техники в дошкольном образовании………………………………………………………………………7
Значение использования компьютера в предматематической подготовке дошкольников…………………………………………………………………….9
Заключение………………………………………………………………..11
Список использованной литературы…………………………………….12

Работа содержит 1 файл

использование компьютера.docx

— 28.87 Кб (Скачать)

Использование компьютера в  предматематической подготовке ребенка  дошкольного возраста.

 

Введение…………………………………………………………………….2

Компьютер: за и против. Требования к условиям для работы с компьютерной техникой………………………………………………………….4

Значение использования компьютерной техники в дошкольном образовании………………………………………………………………………7

Значение использования  компьютера в предматематической подготовке дошкольников…………………………………………………………………….9

Заключение………………………………………………………………..11

Список использованной литературы…………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Информатизация общества существенно изменила повседневную жизнь. И педагоги, работающие в дошкольных образовательных учреждениях, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводниками в мир новых технологий.

Компьютеризация школьного  образования в нашей стране уже  имеет почти двадцатилетнюю историю. Постепенно использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) входит и в систему дошкольного образования. Начинается использование компьютеров на занятиях в детских садах.

 Сегодня многие дошкольные учреждения России оснащаются компьютерными классами, во многих семьях есть компьютеры, при помощи которых дети постепенно входят в мир современных инноваций, играют, знакомятся с окружающим миром.

Но до сих пор отсутствуют  методика использования информационных компьютерных технологий в образовательном процессе, систематизация компьютерных развивающих программ, не сформулированы единые программно-методические требования к компьютерным занятиям. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой.

Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его  в свою деятельность.

Основная идея применения в образовательном процессе информационных компьютерных технологий заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей. Это новый подход к использованию информационных компьютерных технологий в работе с детьми, который позволяет сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образования.

 

Цель работы — изучить направления применения информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

 

Задачи:

-рассмотреть положительное  и отрицательное влияние компьютера  на ребенка.

-изучить значение использования компьютерной техники в дошкольном образовании.

-выявить условия и требования к использованию информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе, в частности при обучении математике.

 

Гипотеза — учебный процесс в детском саду может быть более успешным при использовании компьютера и интерактивных технологий в качестве дидактического средства на примере обучения математике: процесс обучения математике старших дошкольников может быть более эффективным, если при объяснении определенных математических понятий и терминов будут использованы компьютер и интерактивное оборудование, так как: применение цвета, графики, звука, компьютера позволяет моделировать различные ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности детей дошкольного возраста, вызывая интерес к изучаемому предмету;

 

Предмет исследования — формирование элементарных математических представлений старших дошкольников с использованием компьютера.

Компьютер: за и против. Требования к условиям для работы с компьютерной техникой

 

Современные дети все активнее используют в качестве главных источников информации телевидение, видео, компьютеры, порой в ущерб чтению книг, общению  с окружающими людьми, природой, двигательной активности, необходимыми для гармоничного развития личности. 
При работе на компьютере организм человека испытывает определенные нагрузки, характеризующиеся умственным, зрительным и физическим напряжением. Широкое использование компьютеров в системе образования привело к необходимости проведения специальных исследований влияния компьютерной техники на детский организм. Этот вопрос особенно актуален в последнее время в связи с повсеместным внедрением здоровьесберегающих технологий.

С тех самых пор, как  впервые ребенок сел к монитору компьютера, ведутся споры о пользе и вреде раннего обучения детей  играм по определенным правилам и  азам компьютерной грамотности. 
Аргументы «за», имеющие научное обоснование и подтверждение, выдвигают многие педагоги и родители, говоря о том, что компьютер способствует интеллектуальному росту ребенка, так как развивает важнейшие операции мышления.

У детей, периодически проводящих время за компьютером, очень рано развивается так называемая «знаковая  функция сознания», улучшаются произвольная память и внимание, формируется познавательная мотивация, моторная координация и  координация совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. А развитие этих качеств во многом обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.

Озабоченность здоровьем  детей высказывают медики, приводя  немало аргументов «против» раннего  обучения ребят дошкольного и  младшего школьного возраста информатике: воздействие электромагнитного  излучения монитора, сидячее положение  в течение длительного времени  и как следствие этого - появление утомления, нервно-эмоционального напряжения, эмоциональных стрессов, ухудшение зрения и осанки. Из этого напрямую следует, что «виртуальный мир» скорее опасен для физического и психического здоровья ребенка, чем полезен. 
Кто же прав в этих бесконечных спорах и дискуссиях? Подпускать или нет дошкольников к компьютеру? Благо это для растущих малышей или вред? Вопрос остается открытым. Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося на его алтарь здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры - это наше будущее. Иными словами, нужна «золотая середина».

А чтобы найти эту «середину», необходимо учитывать следующие рекомендации: 
1. Самые жесткие требования необходимо предъявлять к монитору. Монитор должен соответствовать международным стандартам безопасности. На современном этапе лучшими по безопасности признаются мониторы на жидких кристаллах. В связи с этим желательно, чтобы дети (особенно дошкольники) пользовались компьютером, оснащенным именно таким монитором. 
2. Сам компьютер (системный блок) должен быть не ранее 1997 года выпуска, что соответствует уровню Pentium II. Компьютеры предыдущего поколения не обладают современными техническими возможностями и не поддерживают современное программное обеспечение. 
3. Важную роль в уменьшении физической нагрузки на ребенка при работе с компьютером является правильно подобранная мебель, соответствующая возрасту и росту ребенка. 
4. Компьютер должен устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка. 
5. Комната должна иметь хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экране монитора. 
6. Для ребенка 6 лет максимальный предел одноразовой работы на компьютере - 10-15 минут. При этом периодичность занятий с одним ребенком должна быть не более 2 раз в неделю.

Покупая новую игру для  компьютера, обратите внимание: 
- на ее совместимость с вашей моделью компьютера, на то, с какой скоростью она будет загружаться и запускаться, как открывается; 
- проверьте, соответствует ли она возрасту ребенка, уровню знаний; 
- достаточно ли привлекательна по оформлению и содержанию; 
- посмотрите, какие именно знания будут приобретаться в ходе игры; 
- важно, чтобы этическое содержание игры, типы положительных и отрицательных героев, характер их взаимодействия друг с другом отвечали вашим моральным установкам; 
- для ребенка будет иметь значение, чтобы в игре были разные этапы и уровни сложности, чтобы она требовала сосредоточенности, анализа ситуации, способности комбинировать различные элементы и была занимательной; 
- хорошо, если игра или задание таковы, что за компьютером может сидеть сразу 2-3 человека, потому что при работе возникает много достаточно скучных пауз, и в эти моменты можно разговаривать друг с другом; 
- длительные задания должны чередоваться с краткосрочными; 
- в конце работы необходимо проводить гимнастику для глаз.

Для проведения таких занятий  необходим специальный кабинет, площадь которого определяется из расчета 6 квадратных метров на одно рабочее  место (стул и стол), оборудованное  с учетом роста детей. Стул должен обязательно иметь спинку. Ребенок  должен сидеть за компьютером так, чтобы  линия взора (от глаза до экрана) была перпендикулярна экрану и приходилась  на его центральную часть. Оптимальное  расстояние глаз до экрана составляет 55—65 см. В данном помещении необходима ежедневная влажная уборка.

 

Значение использования компьютерной техники в дошкольном образовании

 

Богатый опыт применения компьютера как средства обучения накоплен в  США, Канаде, Франции, Болгарии. Несмотря на различные подходы к организации  и содержанию деятельности за компьютером, полученные результаты во многом сходятся.

Так, отмечается устойчивое внимание в процессе деятельности за компьютером и огромный интерес к нему у детей. Французские исследователи констатируют, что наибольший интерес наблюдается у детей, когда они добиваются лучших результатов в компьютерной игровой деятельности; дети более пассивны, когда сталкиваются с трудностями в решении поставленных задач.

У всех старших дошкольников наблюдаются настойчивость и  терпение, не свойственные обычно детям  этого возраста.

Было выделено несколько  типов мотивации к деятельности детей за компьютером:

а) интерес к новому, загадочному  предмету – компьютеру;

б) исследовательский мотив (желание найти ответ на вопросы);

в) мотив успешного решения  познавательных задач.

 

Использование компьютерных игр развивает «когнитивную гибкость»  – способность человека находить наибольшее число принципиально  различных решений задачи. Развиваются  также способности к антиципации, стратегическому планированию, осваиваются  наглядно-действенные операции мышления.

За компьютером дети предпочитают играть вместе, находя общее решение. Взрослые только помогают детям советами. Совместные компьютерные игры позволяют  снять ряд трудностей в общении  детей.

Возрастает роль компьютерной игры как инструмента диагностики  и реабилитации: в настоящее время  компьютерные игры используются как  средство помощи детям с нарушениями  навыков письменной речи, в связи  с трудностями обучения счету, для  улучшения координации, диагностики  пространственных способностей. Компьютер  можно эффективно использовать для  коррекции речи, зрения, в работе с детьми с задержкой умственного  развития. Компьютерные игры помогают тревожным и застенчивым детям  открыто выразить свои проблемы, что  является важным в процессе психотерапии.

Применение компьютерных технологий способствует выявлению  и поддержке одаренных детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значение использования  компьютера в предматематической подготовке дошкольников

 

Использование компьютерных игр развивает способность ребенка  находить наибольшее количество принципиально  различных решений задачи. Формирование элементарных математических представлений  происходит на основе построения и  использования детьми наглядных моделей. Педагогами подобрано много компьютерных программ, предназначенных для развития элементарных математических представлений детей 4-7 летнего возраста. Программы для обучения счету и обозначению множества цифрой, закрепления знаний о величине предметов, их форме, знакомства с геометрическими фигурами (например, кругом, квадратом, прямоугольником, треугольником и др.). Ориентировка в пространстве (близко, далеко, справа, слева) и во времени (сутки, день, месяц, год). Компьютерные математические программы помогают детям закрепить представление о том, что число не зависит ни от предметного содержания множества, ни от пространственного расположения его элементов.

В компьютерных программах этой серии дети упражняются в  прямом и обратном порядковом счете, учатся решать задачи на сложение и  вычитание, определять состав числа (в  пределах 10). Они внимательно всматриваются  в картинки на экране, изображающие разные фигуры, и с интересом отыскивают их в окружающих предметах. При успешном счете, решении задач, правильном выборе на экране дорисовываются картинки, предметы перемещаются, изменяется игровая ситуация, ребенку предлагаются новые более  трудные задания. Благодаря этим программам занятия приобретают  непринужденный характер, вызывают желание  добиться успеха.

Компьютерные математические игры, помогая закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формируют элементарные формы  логического мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы, требуют  умения сосредоточиться на учебной  задаче, запоминать и понимать ее условия, выполнять задание правильно. Компьютерные математические игры не навязывают детям темп игры, в них учитываются ответы детей при формировании новых заданий, тем самым обеспечивая индивидуальный подход к обучению.

Компьютерных математических программ для детей старшего дошкольного  возраста с ролевыми способами решения  необоснованно мало. Между тем  именно такие программы помогут  привлечь внимание детей к внутреннему  миру другого, побуждает поставить  себя на его место, помочь преодолеть препятствия. «Все компьютерные программы  для дошкольников должны иметь положительную  нравственную направленность, в них  не должно быть агрессивности, жестокости, насилия» Особый интерес вызывают программы  с элементами новизны, необычности.

Информация о работе Использование компьютера в предматематической подготовке ребенка дошкольного возраста