Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:45, реферат
Одной из современных тенденций дальнейшего цивилизованного развития общества является воспитание чувства ответственности у подрастающего поколения за состояние окружающей среды в условиях поиска инновационных концептуальных механизмов конструктивного взаимодействия в системе «Человек-Общество-Природа».
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы.
Игра- как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и включенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, то есть игровую обучающую ситуацию, характеризует следующее:
Игры экологического содержания расширяют представления детей о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.
Чтобы поддержать стремление
дошкольников отражать полученные в
играх экологические
Психолого-педагогическое обоснование проблем экологического воспитания детей дошкольного возраста отражено в работах В.П. Горошенко, С.Н. Николаевой, Н.Ф. Ярышевой и др. Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры с природным материалом. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.
Игра - ведущая деятельность ребенка-дошкольника, в том числе и в экологическом образовании, что отличает дошкольную ступень от других ступеней системы непрерывного экологического образования. Выделены три основных подхода к игровым методам: создание новых игр с экологическим (природоохранным) содержанием, экологизация традиционных игр и адаптация народных игр. К каждому блоку занятий программы «Наш дом - природа» создан комплекс разнообразных игр для дошкольников. По особенностям содержания и правил выделен ряд видов игр экологического содержания. Сюжетно-ролевые игры предполагают наличие природоведческого, природоохранного или экологического содержания и существование определенных правил. В рамках программы разработан ряд таких игр, которые знакомят детей с различными природными явлениями, процессами. Среди дидактических игр выделяются предметные (с использованием природных объектов). Интеллектуальные игры успешно используются для целей экологического образования старших дошкольников при условии адаптации на дошкольный уровень. К этой группе игр отнесены разработанные нами игровые ситуации с использованием рекламных роликов.
Игры способствуют развитию
у детей наблюдательности и любознательности,
пытливости, вызывают у них интерес
к объектам природы. В дидактических
играх развиваются
В ознакомлении детей с природой полезно использовать игры с природным материалом (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды, листья деревьев и кустарников, комнатные растения). Игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. Игры с природным материалом можно проводить в естественных условиях, на открытом воздухе и в групповой комнате.
Организуя игры старших дошкольников
с природным материалом, особое внимание
следует обратить на умение детей
пользоваться общепринятой терминологией
при определении характерных
свойств, качеств, признаков растений.
Детей 5-7 лет нужно учить более
полно и точно описывать
Перед детьми 5-7 лет необходимо
ставить более сложные задачи,
требующие умения выделять отдельные
части растений, сравнивать их, объединять
похожие, устанавливать
Старшие дошкольники должны уметь пользоваться своими знаниями, применять их в новой ситуации. Помогут научить их этому сюжетные дидактические игры, игровыми действиями которых становится изображение сюжетно-ролевых отношений, а содержание отражает жизнь природы, труд человека в ней. Именно такие игры следует проводить с детьми старших групп. Чтобы решить поставленные в них задачи, дети должны обладать довольно высоким уровнем знаний о природе, уметь решать одновременно несколько задач.
Важное место в таких играх занимает сюжет. Он делает познавательную задачу более увлекательной, а это в свою очередь повышает умственную активность и самостоятельность детей при достижении поставленной перед ними цели.
Сюжетная игра отражает определенную жизненную ситуацию, ее воссоздание в ином плане побуждает детей мобилизировать знания, применять их для решения игровой задачи. Чем интереснее ситуация, чем больше она захватывает ребенка, тем выше его умственная и творческая активность, тем лучше усваиваются знания. Причем энергичнее, самостоятельнее становятся не только исполнители отдельных ролей, но и все дети, следящие за ходом игры и контролирующие правильность выполнения задания.
Некоторые сюжетные игры можно объединить в серии, связанные определенной темой. При этом нужно учитывать намеченное программное содержание, а также то, что проведение серии игр должно быть связано с такими закономерностями жизни природы, которые доступны пониманию детей дошкольного возраста.
В связи с усложнением
задач в играх старших
После занятия под руководством воспитателя можно предложить ребятам самим организовать знакомую игру. При этом надо напомнить им о бережном отношении к природе.
Игра - это эмоциональная
деятельность: играющий ребенок
находится в хорошем
Формами педагогической работы
по ознакомлению дошкольников с растениями
могут стать: «прокладывание» экологических
троп, разработка маршрутов и тем
экскурсий и экологических
Однако ничто не заменит
ребенку тех «наглядных пособий»,
которыми располагает природа. Поэтому
важно продумать такую
Дидактические игры как средство экологического воспитания рассматривали: Л.А. Каменева, А.К. Матвеева, Л.А. Маневцева, П.Г. Саморукова и др.
Исходя из констатации
факта, игровая деятельность будет
выступать эффективным
Включение игр в процесс экологического воспитания создает эмоциональный фон, который обеспечивает более эффективный результат усвоения знаний, умений, навыков. Эмоциональные проявления влияют не только на уровень интеллектуального развития ребенка, но и на его умственную активность, на его творческие способности.
Участие сверстников в игре дает возможность «узнать и почувствовать свое действие». Эта возможность осуществляется через два момента. Во-первых, наблюдая и оценивая действия других и предвидя собственное выполнение тех же действий, ребенок лучше осознает правила игры, поскольку в этом случае они предоставлены ему во внешней развернутой форме. И, во-вторых, постоянный контроль со стороны других детей (их замечания, предупреждения и даже угрозы исключить из игры за неправильное поведение), их ярко выраженное отношение к действиям ребенка обращают внимание дошкольника на собственные действия.
ВЫВОДЫ к главе I:
Игровых (сюрпризные моменты, загадки, считалочки, элементы соревнования),
Словесных (беседа для уточнения знаний, объяснение правил, анализ деятельности и другое);
Наглядных (использование игрушек, картин, иллюстраций, предметов природного и бросового материала, показ игровых действий).