Использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:45, реферат

Описание работы

Одной из современных тенденций дальнейшего цивилизованного развития общества является воспитание чувства ответственности у подрастающего поколения за состояние окружающей среды в условиях поиска инновационных концептуальных механизмов конструктивного взаимодействия в системе «Человек-Общество-Природа».
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы.

Работа содержит 1 файл

курсовая исправленая моя.docx

— 36.11 Кб (Скачать)

Игра- как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и включенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, то есть игровую обучающую ситуацию, характеризует следующее:

  • имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочно-литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;
  • в игре используются необходимые игрушки, атрибутика; для нее специально организуется пространство и предметная среда;
  • в содержание игры заложены дидактическая цель и воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей;
  • игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее на протяжении всей игры, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;
  • воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Игры экологического содержания расширяют представления детей  о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально-ценностного  отношения к природе, выработке  навыков культуры поведения в  окружающей природной среде.

Чтобы поддержать стремление дошкольников отражать полученные в  играх экологические представления  и игровые навыки в самостоятельной  игровой деятельности, в группах  в отдельных уголках целесообразно  разместить материал для организации  детьми игр экологического содержания (планшеты с изображением природных  зон, муляжи, картинки с изображением растений, животных, гербарии). Таким  образом, будет удовлетворяться возрастающий интерес дошкольников к природе, будут конкретизироваться полученные ранее представления.

Психолого-педагогическое обоснование  проблем экологического воспитания детей дошкольного возраста отражено в работах В.П. Горошенко, С.Н. Николаевой, Н.Ф. Ярышевой и др. Одним из эффективных  и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры с природным материалом. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.

Игра - ведущая деятельность ребенка-дошкольника, в том числе  и в экологическом образовании, что отличает дошкольную ступень  от других ступеней системы непрерывного экологического образования. Выделены три основных подхода к игровым  методам: создание новых игр с  экологическим (природоохранным) содержанием, экологизация традиционных игр и  адаптация народных игр. К каждому  блоку занятий программы «Наш дом - природа» создан комплекс разнообразных  игр для дошкольников. По особенностям содержания и правил выделен ряд  видов игр экологического содержания. Сюжетно-ролевые игры предполагают наличие природоведческого, природоохранного или экологического содержания и  существование определенных правил. В рамках программы разработан ряд  таких игр, которые знакомят детей  с различными природными явлениями, процессами. Среди дидактических игр выделяются предметные (с использованием природных объектов). Интеллектуальные игры успешно используются для целей экологического образования старших дошкольников при условии адаптации на дошкольный уровень. К этой группе игр отнесены разработанные нами игровые ситуации с использованием рекламных роликов.

Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес  к объектам природы. В дидактических  играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками  игры, оценивать результаты и т. д.

В ознакомлении детей с  природой полезно использовать игры с природным материалом (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды, листья деревьев и кустарников, комнатные  растения). Игры с естественным материалом природы или изображениями его  являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. Игры с природным материалом можно проводить в естественных условиях, на открытом воздухе и  в групповой комнате.

Организуя игры старших дошкольников с природным материалом, особое внимание следует обратить на умение детей  пользоваться общепринятой терминологией  при определении характерных  свойств, качеств, признаков растений. Детей 5-7 лет нужно учить более  полно и точно описывать наблюдаемые  растения.

Перед детьми 5-7 лет необходимо ставить более сложные задачи, требующие умения выделять отдельные  части растений, сравнивать их, объединять похожие, устанавливать последовательность изменений по мере роста и развития.

Старшие дошкольники должны уметь пользоваться своими знаниями, применять их в новой ситуации. Помогут научить их этому сюжетные дидактические игры, игровыми действиями которых становится изображение  сюжетно-ролевых отношений, а содержание отражает жизнь природы, труд человека в ней. Именно такие игры следует  проводить с детьми старших групп. Чтобы решить поставленные в них  задачи, дети должны обладать довольно высоким уровнем знаний о природе, уметь решать одновременно несколько  задач.

Важное место в таких  играх занимает сюжет. Он делает познавательную задачу более увлекательной, а это  в свою очередь повышает умственную активность и самостоятельность  детей при достижении поставленной перед ними цели.

Сюжетная игра отражает определенную жизненную ситуацию, ее воссоздание  в ином плане побуждает детей  мобилизировать знания, применять их для решения игровой задачи. Чем  интереснее ситуация, чем больше она  захватывает ребенка, тем выше его  умственная и творческая активность, тем лучше усваиваются знания. Причем энергичнее, самостоятельнее  становятся не только исполнители отдельных  ролей, но и все дети, следящие за ходом игры и контролирующие правильность выполнения задания.

Некоторые сюжетные игры можно  объединить в серии, связанные определенной темой. При этом нужно учитывать  намеченное программное содержание, а также то, что проведение серии  игр должно быть связано с такими закономерностями жизни природы, которые  доступны пониманию детей дошкольного  возраста.

В связи с усложнением  задач в играх старших дошкольников возрастает и роль воспитателя в  игре. Он должен постоянно контролировать то, как дети выполняют свои роли, тактично направлять игру, подсказывать в случаях затруднения. Но, помогая  выполнить задание, он ни в коем случае не должен делать что-либо за них сам, лишать детей инициативы.

После занятия под руководством воспитателя можно предложить ребятам  самим организовать знакомую игру. При этом надо напомнить им о бережном отношении к природе.

 Игра - это эмоциональная  деятельность: играющий ребенок  находится в хорошем расположении  духа, активен и доброжелателен. Если рассматривать роль дидактической  игры в экологическом воспитании  то следует сказать, что эффективность  ознакомления детей с природой  в большой степени зависит  от их эмоционального отношения  к воспитателю, который обучает,  дает задания, организует наблюдения  и практическое взаимодействие  с растениями и животными. Поэтому  первый момент, который объединяет  два аспекта педагогики (игру  и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания. Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Все, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое ее и спровоцировало. В свою очередь усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу. Игра и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны: во время игры ребенок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может быть лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, т.е. он физически и морально не ограничен в этой деятельности. Познание природы, взаимодействие с ней требуют учета специфики живого организма и поэтому накладывают много запретов, ограничивают практическую деятельность ребенка.

Формами педагогической работы по ознакомлению дошкольников с растениями могут стать: «прокладывание» экологических  троп, разработка маршрутов и тем  экскурсий и экологических прогулок; оформление календарей природы; организация  и проведение смотров-конкурсов  детских работ; экологические праздники  и занятия.

Однако ничто не заменит  ребенку тех «наглядных пособий», которыми располагает природа. Поэтому  важно продумать такую организацию  работы, при которой у детей  была бы возможность наблюдать за природой, играть в природе, исследовать  природу,  использовать полученные знания не только на занятиях. Естественно, что такую работу необходимо проводить  на прогулке. Это могут быть наблюдения за природными объектами, проведение экскурсии, занятий не только по ознакомлению с природой, но и по математике (например: «Математика в природе»), развитию речи (например: «Сказки зимнего  леса»), занятия эстетического цикла, а также дидактические игры (например: «С какой ветки детки?»), подвижные  игры и т.д.

Дидактические игры как средство экологического воспитания рассматривали: Л.А. Каменева, А.К. Матвеева, Л.А. Маневцева, П.Г. Саморукова и др.

Исходя из констатации  факта, игровая деятельность будет  выступать эффективным средством  экологического воспитания старших  дошкольников.

Включение игр в процесс  экологического воспитания создает  эмоциональный фон, который обеспечивает более эффективный результат  усвоения знаний, умений, навыков. Эмоциональные  проявления влияют не только на уровень  интеллектуального развития ребенка, но и на его умственную активность, на его творческие способности.

Участие сверстников в  игре дает возможность «узнать и  почувствовать свое действие». Эта  возможность осуществляется через  два момента. Во-первых, наблюдая и  оценивая действия других и предвидя собственное выполнение тех же действий, ребенок лучше осознает правила  игры, поскольку в этом случае они  предоставлены ему во внешней  развернутой форме. И, во-вторых, постоянный контроль со стороны других детей (их замечания, предупреждения и даже угрозы исключить из игры за неправильное поведение), их ярко выраженное отношение  к действиям ребенка обращают внимание дошкольника на собственные  действия.

 

ВЫВОДЫ к главе I:

 

  1. Экологическому воспитанию дошкольников уделяется особое внимание, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.
  2. Экологическое воспитание детей - целенаправленный, систематический педагогический процесс, целью которого является экологически воспитанная личность.
  3. Анализ программ воспитания в детском саду и методических пособий по ознакомлению с природой позволяет сделать вывод, что к ним относятся знания о многообразии растительного и животного мира, закономерных особенностях роста и развития растений, сезонных явлениях в природе
  4. Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных, общественных качеств ребенка являются первоочередными.
  5. Игры с дидактическими игрушками, природным материалом, картинками, способствуя накоплению чувственного опыта, вместе с тем помогают эстетическому воспитанию детей.
  6. .Формирование знаний об окружающем мире в процессе дидактической игры возможно в условиях педагогического процесса под руководством взрослого.
  7. Необходимо использование различных методов и приемов:

Игровых (сюрпризные моменты, загадки, считалочки, элементы соревнования),

Словесных (беседа для уточнения  знаний, объяснение правил, анализ деятельности и другое);

Наглядных (использование  игрушек, картин, иллюстраций, предметов  природного и бросового материала, показ игровых действий).

  1. Для поддержания интереса и развития познавательной активности необходимо использовать игры различной вариативности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников