Использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:45, реферат

Описание работы

Одной из современных тенденций дальнейшего цивилизованного развития общества является воспитание чувства ответственности у подрастающего поколения за состояние окружающей среды в условиях поиска инновационных концептуальных механизмов конструктивного взаимодействия в системе «Человек-Общество-Природа».
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы.

Работа содержит 1 файл

курсовая исправленая моя.docx

— 36.11 Кб (Скачать)

ГЛАВА 1.

Теоретические основы использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников.

 

    1. Использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе.

Одной из современных тенденций  дальнейшего цивилизованного развития общества является воспитание чувства  ответственности у подрастающего  поколения за состояние окружающей среды в условиях поиска инновационных  концептуальных механизмов конструктивного  взаимодействия в системе «Человек-Общество-Природа».

Экологическое воспитание детей  дошкольного возраста - новое направление  педагогики, складывающееся в последние  годы и сменившее традиционно  представленное в программах ознакомление детей с природой. Проблема экологического воспитания подрастающего поколения  возникла, в первую очередь, в связи  с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого  общества и природы.

Экологически воспитанная  личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью  в природе, гуманным, природоохранным  отношением. Экологическое образование, в условиях современного экологического кризиса, для того, чтобы быть эффективным  должно решать главную задачу - формировать  экологически ориентированное сознание детей дошкольного возраста.

Достижением первых семи лет  является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного  мира, начинает понимать свое место  в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться  в окружающем предметно-природном  мире, вычленять его ценности. В  этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как  общую ценность для всех людей.

Все выдающиеся мыслители  и педагоги прошлого придавали большое  значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в  природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести  детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для  их умственного и словесного развития

Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка  с природой, в основу которого положен  экологический подход, когда процесс  поведения в природе опирается  на основополагающие идеи и понятия  экологии, в ходе которого проявляется  экологическая культура.

Экологическая культура - совокупность разнообразных форм деятельности человека, в которых находит внешнее  отражение экологическое мышление. Развитие человека и природы понимается как совместная эволюция. На современном  этапе вопросы традиционного  взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую  проблему. Если люди в ближайшее время не осознают значимость бережного отношения к природе, они погубят себя. Для того чтобы этого не произошло необходимо с раннего детства начинать заниматься воспитанием экологической культуры и ответственности. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает первые эмоциональные впечатления о природе.Таким образом, уже в период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Большое значение в научном  обосновании методики ознакомления с природой сыграли исследования, которые начали проводиться в 1950-е  годы на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов. Одно из первых - исследование Э. И. Залкинд, посвященное ознакомлению дошкольников с птицами, - показало, как важна правильная организация  чувственного восприятия объектов природы: продуманное руководство наблюдениями дает детям много впечатлений, которые  преобразуются в конкретные и  обобщенные представления, способствуют развитию речи.

В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в  ядро теоретико-экспериментального обоснования  методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась  необходимость: 1) усложнения содержания обучения - привнесения в него теоретических  знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2) построения системы  знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.

Реализацией этой идеи в  сфере дошкольного воспитания, которая  должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер (НИИ дошкольного  воспитания АПН). Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного  возраста могут усвоить систему  взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области  действительности, если эта система  будет доступна наглядно-образному  мышлению, преобладающему в этом возрасте.В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.

Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических  проблем планеты до кризисного состояния  и их осмысление человечеством. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

Именно на этапе дошкольного  детства ребенок получает эмоциональные  впечатления о природе, накапливает  представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы  экологического мышления, сознания, закладываются  начальные элементы экологической  культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир  природы, помогают наладить взаимоотношения  с ним.

Многими психологами созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.

Программа В. И. и С. Г. Ашиковых " Семицветик " нацелена на культурно-экологическое  образование детей, развитие в них  начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как  он будет действовать, какие поступки совершать. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей  и взрослых в детском саду, детских  студиях или в семье. В процессе обучения дошкольники приобретают  широкий кругозор, нравственное начало отношении к окружающему миру. Основой программы является восприятие красоты в природе, в созданных  человеком творениях и самом  человеке его внутреннем мире и созидательных  проступках. В программе имеются  две базовые темы "Природа" и "Человек". Тема природы включает не только четыре ее царства на Земле (минералы, растения, животные и человек), но и выходит за пределы планеты - в ближнее и дальнее космическое  пространство. Вторая тема рассматривает  человека-созидателя народных и национальных героев, подвижников мировой культуры, вошедших в летописи и оставивших добрый след на Земле.

Программа Н. А. Рыжовой "Наш  дом - природа" (1998) нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным  взглядом на природу, с пониманием места  человека в ней. В соответствии с  программой детей получают представления  о взаимосвязях в природе, которые  и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде  и своему здоровью. Программа предусматривает  выработку у детей первых навыков  экологически грамотного и безопасного  поведения в природе и быту, навыков практического участия  в природоохранной деятельности в своем крае.

 

Программа "Наш дом-природа" состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и развитие к детей  разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту  и др.) Половина программы (пять блоков) рассматривает область неживой  природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой  природе - растениям, животным и экосистеме леса, два - взаимодействию человека с  природой. Программа имеет методическое обеспечение - разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом. Ценным аспектом программы является то, что автор  обращает внимание на отходы, которые  в большом количестве производит человечество и которые составляют реальную опасность для природы  планеты. Методические рекомендации предусматривают  эмоциональное воздействие на детей  автором, написаны экологические сказки, придуманы "письма животным", создан экологический проект "Мое дерево". Программа Н. А. Рыжовой имеет  продолжение в начальной школе.

Одной из первых в 90-х годах  появилась программа С. Николаевой "Юный эколог", созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. "Юный эколог" включает две подпрограммы - программу  экологического воспитания дошкольников программу повышения квалификации дошкольных работников в области  экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления  начал экологической культуры у  детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей). Программа имеет обстоятельное  теоретическое и экспериментальное  обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

Содержание программы  отражает биоцентрический взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь  организма со средой обитания в разных аспектах как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности  любимых растений и животных к  среде, как смену форм приспособительной  взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического  развития, как сходство разных живых  существ, проживающих в однородной среде. Решить эти вопросы можно  при наличии в жизненном пространстве детей (в помещении и на участке  ДОУ) в достаточном количестве самих  объектов природы - растений и животных. Программа экологического воспитания детей содержит шесть разделов. Первый - это объекты неживой природы, которые рассматриваются и сами себе, и как компоненты среды жизни  живых существ. Показано, что без  воды, воздуха, почвы невозможна жизнь  растений, животных и человека, что  планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет  весь комплекс необходимых условий  для жизни во всех ее формах. Последний  раздел посвящен человеку - он рассматривает  в трех аспектах как живое существо, нуждающееся в благоприятных  условиях, как пользователь природы  и как ее хранитель. Разделы со второго по пятый - это познание собственно экологических законов (жизнь растений и животных в своей среде обитания и в сообществе) эти законы можно интересно познавать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понять, приобщиться к ним в своем поведении и жить по ним на Земле. Экологические знания - это не самоцель, это лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувственной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Психологические механизмы использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников

 

Существуют три канала формирования субъективного отношения к природе: перцептивный — в процессе построения перцептивного образа, когнитивный — на основе переработки получаемой информации, практический — в процессе непосредственного практического взаимодействия.

Важнейшую роль в формировании субъективного отношения к природе  играют психологические релизеры. Психологический  релизер — это специфический  стимул, связанный с природным  объектом, определяющий направление  и характер формирования субъективного  отношения к нему.

Развитие субъективного  отношения к природе в онтогенезе

Для дошкольного возраста характерен когнитивный субъектно-прагматический тип субъективного отношения  к природе.

Для младшего школьного возраста характерен когнитивный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения  к природе.

Для младшего и среднего подросткового возраста, в целом, характерен поступочный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения  к природе.

Для старшего подросткового  возраста характерен практический объектно-прагматический тип субъективного отношения  к природе.

Для юношеского возраста, в  целом, характерен перцептивный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения  к природе.

Выделяются два “кризисных периода”: младший школьный возраст  и старший подростковый возраст. В них происходят переходы между  эпохами и эрами в развитии объектно-субъектного характера  модальности. Они сопровождаются также  переходами между прагматической и  непрагматической модальностью. Именно в эти периоды “нестабильности” происходит и переструктурирование компонентов интенсивности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Особенности использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников

 

Первой ступенью организации  экологического образования детей  должно и может стать дошкольное образовательное учреждение, так  как именно в дошкольном возрасте дети делают «первые шаги» в прекрасный мир природы, богатый красками, звуками, запахами, мир, развивающий все потенциальные  возможности ребенка. Именно в этом возрасте взрослые должны помочь малышу ощутить себя частью этой природы.

Информация о работе Использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников