Интерактивное обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 08:51, доклад

Описание работы

В педагогике различают несколько моделей обучения:
1) пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)
2) активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)
3) интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Работа содержит 1 файл

Интерактивное обучение.docx

— 28.90 Кб (Скачать)

Концепции и технологии обучения

Концепции и технологии обучения

В процессе обучения можно  выделить как минимум:

    • содержательную (чему учить),
    • процессуальную (как обучать),
    • мотивационную (как активизировать деятельность учащихся)
    • и организационную (как структурировать деятельность преподавателя и учащихся) стороны.

Каждой из этих сторон соответствует  ряд концепций.

  • Так, первой стороне соответствуют концепции содержательного обобщения, генерализации учебного материала, интеграции учебных предметов, укрупнения дидактических единиц и др.
  • Процессуальной стороне - концепции программированного, проблемного, интерактивного обучения и др.
  • Мотивационной - концепции мотивационного обеспечения учебного процесса, формирования познавательных интересов и пр.
  • Организационной - идеи гуманистической педагогики, концепции педагогики сотрудничества, “погружения” в учебный предмет (М.П. Щетинин), концентрированного обучения и др.

 Все эти концепции  в свою очередь обеспечиваются  технологиями. Например, концепции  проблемного обучения соответствуют  такие его технологии:

  • проблемно-диалоговое обучение;
  • проблемно-задачное;
  • проблемно-алгоритмическое;
  • проблемно-контекстное;
  • проблемно-модельное;
  • проблемно-модульное;
  • проблемно-компьютерное обучение.

В процессе обучения можно  выделить как минимум содержательную (чему учить), процессуальную (как обучать), мотивационную (как активизировать деятельность учащихся) и организационную (как структурировать деятельность преподавателя и учащихся) стороны. Каждой из этих сторон соответствует  ряд концепций. Так, первой стороне  соответствуют концепции содержательного  обобщения, генерализации учебного материала, интеграции учебных предметов, укрупнения дидактических единиц и  др. Процессуальной стороне - концепции  программированного, проблемного, интерактивного обучения и др. Мотивационной - концепции  мотивационного обеспечения учебного процесса, формирования познавательных интересов и пр. Организационной - идеи гуманистической педагогики, концепции педагогики сотрудничества, “погружения” в учебный предмет (М.П. Щетинин), концентрированного обучения и др. Все эти концепции в  свою очередь обеспечиваются технологиями. Например, концепции проблемного обучения соответствуют такие его технологии: проблемно-диалоговое обучение; проблемно-задачное; проблемно-алгоритмическое; проблемно-контекстное; проблемно-модельное; проблемно-модульное; проблемно-компьютерное обучение.

Концепция и технология интерактивного обучения основаны на явлении интеракции (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга). В процессе обучения происходит межличностное познавательное общение и взаимодействие всех его субъектов. Развитие индивидуальности каждого школьника и воспитание его личности происходит в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом. Адекватной, с точки зрения сторонников этой концепции, и наиболее часто применяемой моделью таких ситуаций является учебная игра. М.В. Клариным, Ю.С. Тюнниковым и др. изучены образовательные возможности игры, применяемой в процессе обучения: игры предоставляют педагогу возможности, связанные с воспроизведением результатов обучения (знаний, умений и навыков), их применением, отработкой и тренировкой, учетом индивидуальных различий, вовлечением в игру учащихся с различными уровнями обученности. Вместе с тем игры несут в себе возможности значительного эмоционально-личностного воздействия, формирования коммуникативных умений и навыков, ценностных отношений. Поэтому применение учебных игр способствует развитию индивидуальных и личностных качеств школьника.

Под технологией интерактивного обучения (ТИО) мы понимаем систему  способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных  игр, гарантирующую педагогически  эффективное познавательное общение, в результате которого создаются  условия для переживания учащимися  ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и  других сфер.

В структуре процесса обучения с  применением ТИО можно выделить следующие этапы:

1. Ориентация. Этап подготовки участников  игры и экспертов. Учитель предлагает  режим работы, разрабатывает вместе  со школьниками главные цели  и задачи занятия, формулирует  учебную проблему. Далее он дает  характеристику имитации и игровых  правил, обзор общего хода игры и выдает пакеты материалов.

2. Подготовка к проведению. Это  этап изучения ситуации, инструкций, установок и других материалов. Учитель излагает сценарий, останавливается  на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах  подсчета очков (составляется  табло игры). Учащиеся собирают  дополнительную информацию, консультируются  с учителем, обсуждают между собой  содержание и процесс игры. Проведение  игры. Этот этап включает собственно  процесс игры. С момента начала  игры никто не имеет права  вмешиваться и изменять ее  ход. Только ведущий может корректировать  действия участников, если они  отклоняются от главной цели  игры. Учитель, начав игру, не должен  без необходимости принимать  в ней участие. Его задачи  заключаются в том, чтобы следить  за игровыми действиями, результатами, подсчетом очков, разъяснять неясности  и оказывать по просьбе участников помощь в их работе.

3. Обсуждение игры. Этап анализа,  обсуждения и оценки результатов  игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого выступают  эксперты, участники обмениваются  мнениями, защищают свои позиции  и решения, делают выводы, делятся  впечатлениями, рассказывают о  возникавших по ходу игры трудностях, идеях, приходивших в голову.

Применение ТИО позволяет учителю  соединить деятельность каждого  школьника (возникает целая система  взаимодействий: учитель - учащийся, учитель - класс, учащийся - класс, учащийся - учащийся, группа - группа), связать его учебную  деятельность и межличностное познавательное общение.

Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается  какая-либо проблема в целом, о которой  у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на уроках или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень  узкими. Так, например, нет смысла в  групповом обсуждении вопроса о  том, каким должно быть наказание  за хищение или какой должна быть ставка налога. Важно также, чтобы  уровень обсуждаемой проблемы позволял перейти от узко экономических (правовых, политических и пр.) вопросов к широкой  постановке проблемы. Эта проблема должна быть актуальной, интересной и  значимой для учащихся. Так, при обсуждении правовых аспектов обществознания предметом группового обсуждения может стать спорная законодательная норма (например, об альтернативной военной службе), судебное решение или документ (фрагмент из Гражданского, Семейного, Трудового, УК, УПК кодексов). В этом случае предметом группового обсуждения будет вопрос о соответствии правовых норм или судебных решений международным стандартам в вопросах защиты прав и свобод человека.

 

При работе с учениками 6-8 классов уместнее начинать с наиболее простых форм групповой работы ("вертушка", "большой круг", "аквариум"). Это формы совместного обсуждения проблемы и выработки общего решения. Они позволяют ребенку не только выразить свое мнение, взгляд и оценку, но и услышать аргументы партнера по игре, подчас отказаться от своей  точки зрения или существенно  изменить ее. В обществоведческом  образовании это особенно актуально, ибо вопросы культурологии, политики, права всегда неоднозначны и требуют от человека не только логического мышления, но толерантности, уважения к чужому мнению.

 

Наиболее простая  форма группового взаимодействия - "большой круг". Работа проходит в три этапа.

 

Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом  кругу. Учитель формулирует проблему.

 

Второй этап. В течение  определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

 

Третий этап. По кругу  каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту - включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

 

Прием "большого круга" оптимален в случаях, когда возможно быстро определить пути решения вопроса  или составляющие этого решения. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать законопроекты  или инструкции, локальные нормативно-правовые акты.

Использование в работе технологии интерактивного обучения дает

ученику:

·        развитие личностной рефлексии;

·        осознание  включенности  в общую работу;

·        становление  активной субъектной позиции в учебной  деятельности;

·        развитие навыков  общения;

·        принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;

·        повышение  познавательной активности

 

классу:

·        формирование класса как групповой общности;

·        повышение  познавательного интереса;

·        развитие навыков  анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

 

учителю:

·        нестандартное  отношение к организации образовательного процесса;

·        формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

 

 

 

 


Информация о работе Интерактивное обучение