Интерактивное обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 08:51, доклад

Описание работы

В педагогике различают несколько моделей обучения:
1) пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)
2) активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)
3) интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Работа содержит 1 файл

Интерактивное обучение.docx

— 28.90 Кб (Скачать)

Интерактивное обучение.

 

В педагогике различают несколько  моделей обучения:

1) пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)

2) активная - ученик выступает  «субъектом» обучения (самостоятельная  работа, творческие задания)

3) интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование  жизненных ситуаций, использование  ролевых игр, совместное решение  проблем. Исключается доминирование  какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Это учит, гуманному, демократическому подходу к модели. 

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей - создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Технологии интерактивного обучения.

 

1)Работа в парах.

2)Ротационные (сменные)  тройки.

3)Карусель.

4)Работа в малых группах.

5)Аквариум.

6)Незаконченное предложение.

7)Мозговой штурм.

8)Броуновское движение.

9)Дерево решений.

10)Суд от своего имени.

11)Гражданские слушания.

12)Ролевая (деловая) игра.

13)Метод пресс.

14)Займи позицию.

15)Дискуссия.

16)Дебаты.

Основные требования успешного  обучения в режиме интерактивной

технологии

Положительная взаимозависимость  – члены группы должны понимать, что общая учебная деятельность приносит пользу каждому.

Непосредственное взаимодействие – члены группы должны находиться в тесном контакте друг с другом.

Индивидуальная ответственность  – каждый ученик должен овладеть предложенным материалом, и каждый несёт ответственность  за помощь другим. Более способные  ученики не должны выполнять чужой  работы.

Развитие навыков совместной работы – ученики должны освоить  навыки межличностных отношений, необходимых  для успешной работы, например, расспрашивание, распределение, планирование заданий.

Оценка работы – во время  групповых собраний необходимо выделить специальное время для того, чтобы  группа могла оценить, насколько  успешно она работает.

 

Интерактивные технологии позволяют  в учебно-игровом поле слушателям проиграть разнообразные должностные  и личностные роли и освоить их, создавая будущую модель взаимодействия людей в производственной ситуации. Применение интерактивных технологий в обучении позволяет максимально  приблизить ученика к условию  учебного материала, включить в изучаемую  ситуацию, побудить к активным действиям, переживать состояние успеха и соответственно мотивировать своё поведение.

 Каждый учитель может  самостоятельно придумать новые  активные формы работы с классом.

Интерактивная игра – одна из особо  продуктивных педагогических технологий, создающих оптимальные условия  развития, самореализации участников учебно-воспитательного процесса.

 Цель интерактивной игры  – изменение и улучшение моделей  поведения, деятельности субъектов  педагогического взаимодействия  и осознанное усвоение этих  моделей.

 Игровая технология как целостное  образование охватывает определённую  часть учебного процесса, объединенного  общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается  параллельно основному содержанию  обучения, помогает активизировать  учебный процесс, осваивать ряд  учебных элементов.

 Интерактивные игры способствуют  социальному развитию и стимулированию  деятельности детей с ОПФР. Они  создают волшебный мир игры, живущий  по своим законам и нормам  поведения, которые все принимают.  Дети и молодёжь не должны  прятать свои эмоции, они могут  свободно общаться с другими  участниками игры вербально или  невербально, играть различные роли, свободно перемещаться по залу или согласно правилам терпеливо сидеть на одном месте, могут также принимать решения.

 Взаимодействие во время  игры поддерживает процесс социализации  и развития личности, а также  позволяет проверить развитие  и интеграцию уже имеющихся  навыков и умений. Кто активно  действует в группе, тот и учится  более интенсивно и с большей  мотивацией, в отличие от тех,  кто концентрируется только на  ведущем игры. Благодаря детским  интерактивным играм дети намного  быстрее устанавливают контакты  друг с другом, а действия, заключающиеся  в выслеживании, охоте и оказании  помощи, позволяют активно участвовать  в игре. Кроме того, игра способствует  ускорению темпа реакции и  одновременно даёт возможность  выражать свои негативные и  положительные эмоции. Интерактивные  игры могут касаться различных тем, например изучения своего собственного тела, взаимных контактов и чувств, семьи или друзей, школы или дома, подарков или писем, иллюстрирования собственного настроения, радости, печали или зрелости; времен года, цветов или вкусов. Это также постановка жанровых сценок и импровизаций на какую-нибудь тему.

 

Реализация игровых приёмов  и ситуаций при урочной форме  занятий происходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится  перед учащимися в форме игровой  задачи;

- учебная деятельность подчиняется  правилам игры;

- учебный материал используется  в качестве её средства;

 - в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение дидактического  задания связывается с игровым  результатом.

 Место и роль игровой технологии  в учебном процессе, сочетание  элементов игры и учения во  многом зависят от понимания  учителем функций и классификации  педагогических игр. 

 Большинству игр присущи  4 главные черты:

Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию ребёнка.

Творческий, импровизационный, очень  активный характер этой деятельности.

Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество.

Наличие прямых и косвенных правил.

Одним из самых эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету является дидактическая игра. Желание играть, потребность в игре необходимо использовать и направлять на решение определенных учебных и воспитательных задач.

 Дидактические игры для детей  с ОПФР должны быть продуманы,  подготовлены учителем, иначе они  будут утомительными и недоступными  детям. Правила игры должны  быть краткими и понятными.  Эффективность игры во многом  зависит от эмоционального отношения  педагога к ходу игры, от его  заинтересованности в ее результате. Результативность дидактических  игр зависит от систематического  их использования, от целенаправленности  программы игр в сочетании  с обычными дидактическими упражнениями.

 Урок-игра реализует познавательную, воспитательную и коррекционную  задачи обучения. В процессе обучения  наиболее пригодны методы, которые  наиболее реалистичны, например, деловые игры. Деловая игра –  это форма деятельности людей,  имитирующая те или иные практические  ситуации, одно из средств активизации  учебного процесса в системе  образования. 

 Технология игры включает  в себя возможное игровое моделирование  – создание макетов, замещающих  объекты реальной ситуации, а  также манипулирование ими с  целью замены реального экспериментирования  искусственно сконструированными  поведенческими образцами. Правила  отражают соотношение всех компонентов  игры. Они могут быть перенесены  в игру из реальной ситуации, в которой развёртывается игровой  процесс, или же придуманы. 

 Проведение деловой игры  в учебном процессе позволяет  сформировать позитивные установки  участников:

-на интерес к учебным занятиям  и к тем проблемам, которые  моделируются и разыгрываются  в игровом процессе;

-усвоение больших объёмов информации, способствующих творческому поиску  решений производственных задач;

-формирование объективной самооценки  обучаемых;

-возможность к адекватному анализу реальной ситуации;

-развитие инновационного, аналитического, психологического и экономического  мышления.

 Деловая игра приносит желаемый  эффект лишь тогда, когда она  опирается на теоретические знания, ясные представления о той  области деятельности, которую она  имитирует, и является логическим  продолжением учебного процесса, его переходящим в практическую  поведенческую стадию заключением.

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество.

Каждый учитель может  самостоятельно придумать новые  формы работы с классом. Часто  используют на уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них.

Очень нравится детям такой  вид работы, как Карусель, когда  образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это  сидящие неподвижно ученики, а внутреннее - ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить  за несколько минут несколько  тем и постараться убедить  в своей правоте собеседника.

Технология Аквариум заключается  в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а  остальные наблюдают и анализируют.

Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.

Дерево решений - класс  делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом  группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

Часто используют и такую  форму интеракции, как, «Займи позицию».

Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они  объяснили свою позицию.

Иногда на обобщающих уроках используют такой прием, как Свеча. По кругу передается зажженная свеча, и учащиеся высказываются о разных аспектах обучения.

Интерактивное творчество учителя  и ученика безгранично. Важно  только умело направить его для  достижения поставленных учебных целей.

МНОГИЕ основные методические инновации связаны сегодня с  применением интерактивных методов  обучения. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Каковы основные характеристики “интерактива”? Следует признать, что интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный  процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс  познания, они имеют возможность  понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в  процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами  деятельности. Причем, происходит это  в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет  не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию  и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению  общих, но значимых для каждого участника  задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Что представляют собой формы  интерактивного обучения? В настоящее  время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой  работы для обучения праву. Наиболее известные из них - “большой круг”, “вертушка”, “аквариум”, “мозговой  штурм”, “дебаты”. Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается  какая-либо проблема в целом, о которой  у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень  узкими. Так, например, нет смысла в  групповом обсуждении вопроса о  том, каким должно быть наказание  за хищение или какой должна быть ставка налога. Важно, чтобы уровень  обсуждаемой проблемы позволял перейти  от узкоэкономических (правовых, политических, исторических и пр.) вопросов к широкой постановке проблемы.

Информация о работе Интерактивное обучение