Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:01, творческая работа
Следует отметить, что сама идея создания дистанционных эвристических олимпиад и конкурсов великолепна! Безусловно, такая форма получения дополнительных знаний имеет свои преимущества, и в последнее время зарекомендовала себя с достаточно положительной стороны.
РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАЦИИ
I. Программа интеграции дистанционных олимпиад и конкурсов в образовательный процесс
II. Информационная деятельность по реализации программы
III. Подготовка к участию в дистанционных мероприятиях
IV. Анализ влияния эвристических методов обучения на качество образования учащихся
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Выступления на родительских собраниях о роли эвристического образования для творческого развития учеников.
Информационный аспект:
Публикации листовок, объявлений;
Размещение информации о результатах олимпиад на стенде;
Выпуск информационных бюллетеней;
Пополнение портфолио.
Общие советы:
Виды дистанционных олимпиад:
1. по порядку участия
олимпиады, предусматривающие только коллективную работу
олимпиады, предусматривающие только индивидуальную работу
олимпиады, допускающие любой формат
2. по содержанию
обучающие олимпиады
эвристические олимпиады
олимпиады школьников, создающих веб‑сайты
олимпиады-тестирования
Необходимо настроить участников: Не бойся необычных идей и «сумасшедших» ответов! Будь смелее и раскованнее в своих мыслях и фантазиях! Помни, ты талантлив и способен на гениальные открытия!
Соревнование происходит по таким номинациям, как «Идея», «Феномен», «Символ», «Закономерность», «Опыт», «Конструкция» и др. Эти номинации являются метапредметными, то есть универсальными, не относящимися ни к одному отдельному учебному предмету.
В каждую номинацию входит 1-2 задания, которые отличаются тем, что не имеют заранее известного ответа, то есть, являются открытыми для поиска и нахождения решения. Они ориентируют участников на выявление смысла окружающих явлений, конструирование символов, исследование природных явлений, отыскание закономерностей и многое другое. От участника требуется предложить как можно
Задания олимпиады выполняются участниками с помощью компьютера в назначенный день. Происходит это самостоятельно или под руководством местного координатора – родителя, учителя, старшего товарища. Выполненные работы отсылаются по электронной почте в оргкомитет олимпиады.
Дистанционное жюри оценивает работы по установленным критериям, после чего лучшие из них размещаются в сети Интернет для всеобщего обозрения и обсуждения. По результатам конкурса проводится дистанционная телеконференция. Призёры олимпиады награждаются призами, в том числе и возможностью.
Регистрация
Это условие практически любого дистанционного мероприятия в образовательной сети Интернет – будь то дистанционный проект, курс, семинар или олимпиада. Регистрация включает в себя пересылку по электронной почте или заполнение непосредственно на Web-сервере организаторов конкурса специальной анкеты, в которую входят сведения о потенциальном участнике.
Если заявка направляется от школы или от организованной группы участников, то локальный координатор составляет общую заявку на всех участников.
Иногда в регистрационной анкете требуется указать технические возможности участника, например, наличие конкретного графического редактора или доступа к WWW. Так, для проведения итоговой конференции по эвристической олимпиаде организаторам необходимо знать, в какой форме участнику предпочтительнее участвовать в дистанционной конференции – с помощью E-mail или в режиме реального времени с помощью Chat.
После отсылки заявки по указанному адресу в установленный срок, участнику приходит подтверждение о его регистрации и другая необходимая информация. С этого момента автор заявки может считать себя полноправным участником данного проекта и начинает выполнять те действия, которые предлагаются ему в инструктивном письме.
Подготовка к олимпиаде
Чтобы подготовиться к эвристической олимпиаде, не надо листать учебники по школьным предметам. Дело в том, что задания олимпиады проводится без «привязки» к учебным программам по школьным дисциплинам, что позволяет на равных соревноваться в творчестве ученикам с достаточной разницей в возрасте и уровне базовых знаний. Задания в олимпиаде распределяются по возрастным группам: 1-4 классы (6-9 лет), 5-8 классы (10-13 лет), 9-11 классы (14-16 лет).
Подготовку к олимпиаде целесообразно проводить в двух взаимосвязанных направлениях:
1) освоение эвристических методов решений, тренировка и развитие универсальных эвристических навыков,
2) компьютерная общетехническая подготовка, освоение компьютерных средств представления творческих результатов.
Готовиться к олимпиаде можно не только по «бумажным» пособиям, но и путём целенаправленного освоения эвристических методов – эмпатии, символотворчества, гиперболизации, инверсии, замены элемента и др. Эффективный способ развития эвристических навыков – «включение» в познание объекта самого ученика – применение его физических органов чувств: зрения, слуха, осязания, эмпатии, то есть «вживания» в то, что изучаешь.
Другой эффективный эвристический метод – символотворчество, то есть умение расшифровать имеющийся символ или, наоборот, составлять собственный.
Универсальными эвристическими методами являются гиперболизация (преувеличение) и инверсия (обращение), с помощью которых можно выполнять любое творческое задание.
Логического творчества требует выполнение номинаций типа «ЗАКОНОМЕРНОСТЬ».
Второе направление подготовки к дистанционной олимпиаде – освоение необходимых компьютерных навыков. Для участников младшей возрастной группы (1-4 классы) возможна техническая помощь локального координатора – набор текста со слов участника, сканирование рисунков, выполненных участником на бумаге, архивирование и пересылка его работы по электронной почте. Учащиеся старших классов делают это, как правило, самостоятельно. Поэтому необходимым условием успешного участия в олимпиаде является овладение базовыми навыками работы со следующими программами: текстовым редактором типа Word, графическим редактором типа Photoshop, программой архивации файлов типа WinZip, программой электронной почты. Освоение данных программ является необходимым техническим требованием для успешного участия в дистанционной олимпиаде.
В условиях ограниченного времени, отводимого на олимпиаду, а это, как правило, 2-3 часа, участник должен полностью сосредоточиться на содержании выполняемых заданий и как можно меньше времени тратить на решение технических проблем.
Локальным координаторам целесообразно до начала дистанционной олимпиады заранее подготовить текстовые шаблоны, относящиеся к электронному оформлению будущих работ участников. В эти шаблоны входит служебная информация: организаторы олимпиады, название олимпиады, дата её проведения, Ф.И. ученика, его класс, школа, город, e-mail адрес, Ф.И.О. локального координатора, а также текст заданий олимпиады. Имея такую заготовку, участники олимпиады смогут сразу начинать творческую работу, не тратя время на технические моменты.
Подготовиться к дистанционной олимпиаде помогают предварительные тренировочные и отборочные конкурсы. Для их проведения можно воспользоваться заданиями прежних олимпиад, выполнение которых позволит лучше освоить процедуру соревнования, почувствовать его специфику, выявить сильные и слабые стороны своей подготовки. Однако не нужно считать, что в следующих олимпиадах будут такие же номинации и задания.
Не желательно увлекаться предварительным отбором учеников, поскольку дистанционные формы проведения олимпиад почти не имеют ограничений на количество участников и желательно дать возможность каждому желающему принять в них участие.
Важную роль в подготовке к дистанционной олимпиаде занимает создание эмоциональной атмосферы среди её потенциальных участников - учащихся школ, посетителей кружков. Обязательно нужно написать и вывесить красочное объявление об олимпиаде или её отборочном туре, объявить на общем собрании класса или школы о подготовке к конкурсу. Школа или другое образовательное учреждение могут учредить дополнительные призы за участие или победу в олимпиаде, найти другие стимулы для вдохновения своих учеников на творческие свершения.
Как правило, в день, предшествующий выполнению заданий, локальные координаторы зарегистрированных участников получают по электронной почте содержание олимпиадных номинаций с заданиями и условиями их выполнения.
Для каждой возрастной группы устанавливается график проведения олимпиады. На выполнение всех заданий олимпиады рекомендуется отвести 2 часа (для старшей группы - 3 часа) с перерывами для отдыха. Начало и окончание времени выполнения заданий в установленный оргкомитетом олимпиады день определяется локальным координатором исходя из местных условий.
Перед проведением олимпиады желательно напомнить участникам, что в предлагаемых им заданиях нет известных ответов, от ребят требуются их собственные версии, суждения и исследования, а не припоминание известной информации. Жюри олимпиады будет проверять не «правильность» решения задач, а качество созданных учениками результатов, их непохожесть на известные ответы. Например, чем меньшее количество раз среди участников олимпиады повторяется та или иная содержательная идея, тем большее количество баллов она получает. Оригинальность, впрочем, не единственный критерий оценки, ответ должен быть аргументирован и логически выведен из предлагаемой идеи, иметь соответствующую форму представления.
Набирать ответы детям младшей группы могут помочь взрослые, однако редактирование и изменение ответов при этом не допускается. В комментариях к ученической работе локальный координатор обязательно указывает, в чём автору была оказана помощь (например: помощь в наборе текста, в сканировании рисунка). Участники из средней и старшей группы свои ответы на задания набирают и обрабатывают на компьютере самостоятельно.
Неоценимы рефлексивные формы работы участников и локальных координаторов олимпиады, когда те анализируют успехи, проблемы и трудности, возникшие во время проведения олимпиады, а также способы, с помощью которых происходила их деятельность. Участники олимпиады и их локальные координаторы делятся мнениями о том, что удалось выполнить лучше и благодаря чему, что не удалось, какие могут быть перспективные планы и задачи.
Рефлексия проводится сразу после окончания олимпиады или на следующий день. Наиболее оптимальная форма её проведения, когда каждый участник письменно отвечает на рефлексивные вопросы, а затем происходит их коллективное обсуждение. Локальный координатор отсылает в оргкомитет олимпиады отдельным письмом свои и ученические ответы.
После объявления результатов олимпиады возможно проведение дистанционной пресс-конференции, на которую приглашаются призёры олимпиады, их локальные координаторы, члены оргкомитета олимпиады, представители средств массовой информации. Во время пресс-конференции все желающие могут задать вопросы победителям олимпиады, их учителям, оргкомитету.
Результаты эвристической олимпиады размещаются на web-сайте её организаторов. Полученные по почте дипломы, призы, «визитные карточки» участников олимпиады торжественно вручаются на общешкольных мероприятиях. Полученные участниками олимпиады результаты служат основой для продолжения их творческой самореализации в общеобразовательном процессе.
Исследовательская деятельность по анализу влияния методов эвристического обучения на творческое развитие учащихся.
Виды деятельности:
Проведение методического педагогического совета по анализу результативности участия учеников в дистанционных эвристических олимпиадах;
Диагностическая деятельность учителя, участвующего совместно с учениками в дистанционном конкурсе или олимпиаде, с обязательным составлением аналитической справки;
Матрица анализа для учителей
Название сетевого мероприятия |
|
Кол-во уч-ся, заявленных к участию |
|
Кол-во уч-ся, принявших участие |
|
Причина отказа уч-ся от участия |
|
Анализ результатов участия в мероприятии |
|
Какие приемы и методы вы использовали в работе с детьми |
|
Где вы планируете использовать полученные детьми знания и выполненные работы? |
|
Ваши советы, пожелания по организации и проведению сетевых мероприятий |
|
Для анализа и оценки результативности влияния эвристических технологий на качество образования учащихся необходимо разработать их формальную и содержательную составляющие.
Статистический анализ предусматривает отслеживание следующих вопросов [см. эл. документы «мониторинги участия» и «таблица участников»]:
1) В каких предметных эвристических олимпиадах и в каком количестве выступают учащиеся? С чем связано повышение (понижение) активности?
2) Как изменяется динамика количественного состава участников с точки зрения их личностных особенностей? (Изучение мотивации у лидеров и новичков ДЭО)
3) Ученики каких классов наиболее часто становятся участниками ДЭО.
Содержательная составляющая исследования направлена на изучение внутреннего интеллектуального роста учащихся, развитие их креативных способностей. В контент содержательного анализа необходимо внести:
отслеживание присутствия в работах личностного смысла;
развитие рефлективных качеств [см. эл. документы «Журнал рефлексий»];
динамику развития креативных качеств;
развитие мотивации к предмету и др.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. // Литература в школе. - 1996. - № 5. - С. 150-154.
2. Глинская Е. А. , Титова Б.В. Межпредметные связи в обучении. – Тула. - 1980. - 44 с.
3. Дик Ю.И., Пинский А.А., Усанов В.В. Интеграция учебных предметов // Советская педагогика. - 1957. - № 9. - С. 42-47
4. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в связи в современной школе- М.: Педагогика. - 1981. - 195 с.
5. Кололожвари И. Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок (о методике интегрированием образования)? //Народное образование. - 1996. - №1. - С. 87-89.
6. Максимова Б.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение. -1987. - 160 с.
7. Маркова А.К. Нормирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение. - 1983. - 33 с.
8. Филиппов В. Интеграция: дань моде или реальная потребность? // Учительская газета. - 1998. - № 3. - С. 6-7.
9. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение. - 1979. - 159 с.
Информация о работе Интеграция дистанционных олимпиад и конкурсов в образовательный процесс