Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:01, творческая работа
Следует отметить, что сама идея создания дистанционных эвристических олимпиад и конкурсов великолепна! Безусловно, такая форма получения дополнительных знаний имеет свои преимущества, и в последнее время зарекомендовала себя с достаточно положительной стороны.
РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАЦИИ
I. Программа интеграции дистанционных олимпиад и конкурсов в образовательный процесс
II. Информационная деятельность по реализации программы
III. Подготовка к участию в дистанционных мероприятиях
IV. Анализ влияния эвристических методов обучения на качество образования учащихся
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
г. Южно-Сахалинска
Интеграция дистанционных олимпиад и конкурсов в образовательный процесс
Автор опыта: Пинемасова Жанна Александровна
учитель информатики
МОУ СОШ №1 г. Южно-Сахалинска
Южно-Сахалинск, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАЦИИ
I. Программа интеграции дистанционных олимпиад и конкурсов в образовательный процесс
II. Информационная деятельность по реализации программы
III. Подготовка к участию в дистанционных мероприятиях
IV. Анализ влияния эвристических методов обучения на качество образования учащихся
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
Следует отметить, что сама идея создания дистанционных эвристических олимпиад и конкурсов великолепна! Безусловно, такая форма получения дополнительных знаний имеет свои преимущества, и в последнее время зарекомендовала себя с достаточно положительной стороны. И все-таки, пока еще эвристические олимпиады идут как внеклассные занятия. Поэтому возникает ряд проблем:
учащиеся начинают «пресыщаться» эвристическими заданиями: если первое время достаточно было довести до сведения учащихся сроки олимпиад, то сейчас уже требуется дополнительная мотивация.
загруженность школьников.
Как правило, дистанционные эвристические олимпиады проводятся следующим образом: вывешивается объявление-листовка о предстоящей олимпиаде, собираются заявки от учеников, и в назначенный день, получив задания, во время или после занятий, учебное заведение участвует в ДЭО. Спустя некоторое время сообщаются результаты и, если есть победители, им вручаются грамоты. И так до следующей олимпиады.
С одной стороны, дистанционные эвристические олимпиады – весьма творческий и необходимый компонент образования. С другой, в школах есть много других дел и забот. Как сделать так, чтобы одно не мешало другому, а наоборот, дополняло и помогало?
В сложившейся ситуации потребовалось переопределить цели участия в дистанционных олимпиадах. Итак, для чего это все нужно? На кого, в первую очередь, следует ориентироваться при формировании команды участников?
На мой взгляд, на данном этапе назрела ситуация, когда важно проектировать модель целостного педагогического процесса как в рамках одного конкретного предмета, так и целой образовательной области, образовательного учреждения, в которую последовательно будут введены подобного рода олимпиады, расширяющие образовательные модули.
Дело в том, что форма олимпиады имеет достаточно импульсный характер. И если это импульс подхватывать, можно подводить учеников к более серьезным процессам и результатам.
Педагогический коллектив нашей школы пытается найти точки соприкосновения в том, как целесообразно включить в учебный процесс подобного рода олимпиады и конкурсы, чтобы при этом учебный процесс не нарушался, а только совершенствовался и вместе с тем имел реальный положительный результат, позволяющий получать учащимся дополнительные знания, а также развивать степень креативного мышления.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ
1. Стихийный этап участия в олимпиадах завершен. Теперь практически все участники делают это осознанно, ставя перед собой цель развития своих способностей.
2. Постоянные участники совершенствуют свои творческие навыки. Для них эвристические задания являются признаком не только дистанционной олимпиады, но и самого процесса обучения в школе.
3. Большинство участников дистанционных олимпиад занимаются исследовательской деятельностью.
4. На основе анализа ответов учащихся на вопросы анкеты выделены параметры осознаваемой творческой деятельности и получены следующие результаты (см. диаграмму 1):
Диаграмма 1. Характеристика учащимися собственной творческой деятельности в дистанционных эвристических олимпиадах
5. Проявление положительных эмоций, среди которых преобладают интерес, вдохновение, радость, волнение, восторг, азарт, ответственность, гордость и др. называют 47% учащихся, причем среди них преобладают учащиеся младшего и среднего возраста. Можно сделать вывод, что участие в дистанционных эвристических олимпиадах способствуют развитию у школьников устойчивых положительных эмоций.
6. Использование фантазии, творческого потенциала, воображения, неординарного мышления при ответах на задания называют 27% учащихся. Таким образом, треть учащихся, принимающих участие в олимпиаде, осознают использование при создании творческих работ фантазии, которая является одним из важнейших качеств творческой личности.
7. Приобретение новых знаний, умений и навыков, понятий сформулировало 31% учащихся. Дистанционная эвристическая олимпиада способствует открытию учащимися качественно новых знаний, что говорит об обучающем характере таких олимпиад.
8. Умение применять имеющиеся базовые знания и навыки для ответов на творческие задания назвали 6% учащихся, что говорит о возможности интеграции очного и дистанционного обучения. Необходимо обучать учащихся опираться на полученные базовые умения и навыки, давая аргументированные и логичные доказательства выдвинутой ими идеи.
9. Умения осознавать свои проблемы (трудности) и преодолевать их, делать выводы, вычленять методы решения задач (как выполнял работу) выделяют 16% школьников, среди которых преобладают средние и старшие возрастные группы. Дистанционные олимпиады формируют у учащихся навыки самостоятельной организации своей учебной деятельности, что является одним их универсальных умений для дистанционного учащегося.
10. Умение учащихся оформлять работы в htm-формате, необходимые для оперативного размещения творческой продукции в сети Интернет, называют только 2% учащихся 8-11 классов. Данная цифра указывает на недостаточную сформированность у учащихся технических навыков, входящих в набор универсальных умений дистанционного учащегося для презентации творческой продукции на веб-сервере и в веб-конференциях.
11. Неумение рисовать с помощью компьютера, графически оформлять свои работы называют 4% учащихся, что свидетельствует о необходимости развития технических навыков работы учащихся с графическими редакторами типа Paint Brush или PhotoShop для качественного оформления творческой работы в дистанционном мероприятии.
12. На основе метода контентного анализа ответов на анкету локальными координаторами (учителями и родителями) нами выделены следующие параметры организации творческой деятельности учащихся и получены следующие результаты (диаграмма 2):
Диаграмма 2. Характеристика локальными координаторами творческой деятельности учащихся в дистанционных эвристических олимпиадах
13. Положительные эмоции учащихся отметили 23% участника. Учителя также отмечают интерес учащихся к дистанционным эвристическим олимпиадам - 29%. Говорится о том, что происходит рост количества учащихся, желающих принять участие в таких олимпиадах (11%). Дистанционные эвристические олимпиады предлагают хорошую возможность раскрыть учащихся с новой стороны, раскрепостить их (29%). Данный вид дистанционных мероприятий предполагает сотрудничество разновозрастных учащихся (17%).
14. У учащихся появляется новое отношение к базовым предметам (11%). Олимпиады позволяют учащимся широко использовать их фантазию, неординарное мышление при ответах на эвристические задания (29%). Локальные координаторы отмечают реализацию учащихся в качестве дизайнеров, владение ими графическими пакетами htm (17%), при этом неумение учащихся оформлять работы в htm-формате отмечают 11%. Педагоги также отмечают психологические проблемы, связанных с усталостью школьников (11%), а также технические трудности, связанные с набором, сканированием, версткой и пересылкой работ (35%).
15. Для многих педагогов и родителей их дети открываются с новых сторон, особенно те из них, кого не отбирают в школе на участие в элитных районных и городских конкурсах. Именно этим учащимся участие в дистанционных эвристических олимпиадах помогает обрести веру в себя, свои возможности, увидеть свой креативный потенциал.
16. Был создан ряд предметных проектов: «Вредные привычки», «Заповедные места Сахалинской области», «По странам и континентам» и др. В последнее время в нашем образовательном учреждении всё больше стали разрабатываться проекты по самым различным темам, которые рассматриваются не только в рамках узкопредметных дисциплин, но и целых образовательных областей, что позволяет интегрировать полученные знания в целостные образовательные проекты: «Памятка выпускнику» (учащиеся 11 «А» класса заняли I место на городском конкурсе), «Край, в котором я живу», «Проблемы современного общества», «Моя семья» (Бек Дарья, учащаяся 4 «А» класса заняла II место на городском конкурсе) и др.
ВЫВОД:
Таким образом, дистанционные эвристические олимпиады формируют у учащихся устойчивые положительные эмоции, способствующие повышению у школьников мотивации к обучению, создают условия для разновозрастного обучения; развивают фантазию, воображение и творческое мышление, обучают навыкам создавать творческую продукцию, анализировать свою учебную деятельность, развивают технические навыки использования компьютерных программ.
Количественный рост учащихся и педагогов, принявших участие в дистанционных эвристических олимпиадах, а также качественное улучшение создаваемой ими творческой продукции, свидетельствует о востребованности предлагаемой формы креативной деятельности школьников и о необходимости введения такой дистанционного формы творческого обучения школьников, по крайней мере, в качестве дополнительного образования в общеобразовательной школе.
Интегративный подход в проведении дистанционных эвристических олимпиад и очного учебного процесса способствует созданию целостного видения каждой конкретной образовательной области и школьного учебного предмета.
Включение в учебный процесс дистанционных эвристических олимпиад делает его намного продуктивнее и качественнее.
В процессе систематического участия в сетевых мероприятиях у учащихся наряду с усвоением теоретических знаний развиваются теоретическое сознание и мышление и связанные с ними психические способности (рефлексии, анализа, планирования).
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАЦИИ
Разработана программа, в которой предлагаются следующие механизмы интеграции ДЭО в учебный процесс:
Календарный план участия школы в ДЭО разрабатывается в начале учебного года методическими объединениями, закрепляются ответственные исполнители.
Педагоги корректируют свои учебные планы, вносят соответствующие изменения в тематическое планирование, предусматривают данную ситуацию при составлении образовательных программ, а также программ индивидуальной ориентации на конкретную личность.
Проведение ДЭО в рамках «недели по соответствующему предмету». В этом случае олимпиада выступает как отдельное мероприятие, охватывающее достаточно большое количество участников.
Однодневное или двухдневное погружение в предмет. В рамках этого «погружения» в учебном заведении проводится несколько предметно ориентированных мероприятий, и ДЭО является одним из них. Предполагается вариативность форм и методов работы с учащимися, их индивидуальный выбор.
Продолжение эвристических олимпиад в соответствующих проектах по различным предметам. Был создан ряд предметных проектов: «Вредные привычки», «Заповедные места Сахалинской области», «По странам и континентам» и др.
Сама форма эвристического обучения позволяют учителю не дробить класс на сильных и слабых, одарённых и не очень одарённых, а обучать ВСЕХ!!! Школьники получают при этом мощный мотивационный толчок, а в дальнейшем испытывают достаточную потребность к изучению самого предмета или какой-либо области знаний. При этом каждый ребёнок чувствует себя уверенно, считает себя равноправным членом классного коллектива и его права не ущемляются, как часто это бывает при подготовке очных предметных олимпиад.
Эффективность участия учебного заведения в Дистанционных эвристических олимпиадах повысится, если в само понятие «Участие в олимпиаде» вложить не только ее проведение, но и целенаправленную подготовку и осуществление очной рефлективной деятельности участников олимпиады. Ведется рефлексивный дневник.
Информационное направление программы может нести стартовый, подготовительный характер или направлено на анализ и освещение результатов деятельности.
Данное направление включает:
Методический аспект:
Проведение методических советов, совещаний по проблемам интеграции эвристического обучения с общеобразовательным процессом;
Информация о работе Интеграция дистанционных олимпиад и конкурсов в образовательный процесс