Интеграционные тенденции в мировом образовани

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:15, реферат

Описание работы

Сегодня знание получает новое общественное измерение, становясь в один ряд с уже привычными "столпами", определяющими развитие общественного производства, — трудом, землей, финансовым капиталом, и выдвигая образование в число глобальных факторов общественного развития, смягчения диспропорций, существующих в мировом хозяйстве, формирования политической стабильности и устойчивого развития.

Работа содержит 1 файл

Интеграционные тенденции в мировом образовании.docx

— 23.88 Кб (Скачать)

 В отличие от предшествующего  периода интернационализации образования,  где преобладающими формами сотрудничества  были односторонние соглашения, для этапа интеграции характерными  становятся многосторонние межгосударственные  соглашения, крупные целевые и  комплексные международные образовательные  проекты и программы, реализуемые  под эгидой ООН, создаваемые  с участием транснациональных  корпораций известные международные  фонды, неправительственные организации,  а также законодательные акты  соответствующих наднациональных  институтов (например, регламенты и  директивы Совета министров Европейского  Союза), имеющие обязательный характер  для всех стран — ^частников  интеграционного процесса.

 Интеграция в образовании,  в отличие от интернационализации,  характеризуется стабильностью  связей национальных образовательных  систем, определенными возможностями  планирования и регулирования  этих связей с помощью специально  создаваемой институциально-правовой среды. При этом неразрывность связей гарантируется тем, что возникающие явления дезинтеграции в формирующемся образовательном пространстве наталкиваются на создаваемые политические, социокультурные, правовые и экономические барьеры, препятствующие движению вспять.

 Основными субъектами  интеграции выступают образовательные  учреждения различного уровня, которые  путем массового включения в  реализацию крупных многосторонних  международных проектов и программ  более эффективно начинают решать как национальные образовательные задачи, так и те, что вытекают из потребностей устойчивого развития все более взаимосвязанного и взаимозависимого мира, из необходимости разрешения глобальных проблем человечества. Именно через активизацию сотрудничества на уровне образовательных учреждений в ходе реализации крупных международных проектов достигается та необходимая "сцепка" национальных образовательных структур, которая и отличает интернационализацию от интеграции.

 Кроме образовательных  учреждений, субъектами интеграции  выступают отдельные национальные  образовательные системы, а также  различные международные педагогические  организации и движения, рассматривающие  активизацию межгосударственного  сотрудничества в сфере образования  как одно из средств его  эффективного развития в постиндустриальную  эпоху.

 Интеграция в мировом  образовании — тенденция, которая  в конце XX — начале XXI в. становится  одной из базовых категорий  современной педагогики. Она развивается  как в отдельных странах, так  и на региональном и глобальном  уровнях. Интеграция в образовании  — часть сложного и всеобъемлющего  процесса сближения, взаимодействия  и взаимопроникновения национальных  структур. Безусловно, это привносит  в исследование проблем интеграции  в мировом образовании все  сложности и противоречия анализа  "больших систем". Вместе с  тем, интеграции в образовании  свойственны свои отличительные  черты, динамика, цели и способы  формирования интеграционных объединений  различного уровня.

 Прежде всего следует  выделить комплексный, многоплановый  характер воздействия интеграции  в сфере мирового образования  на весь ход современного общественного  развития. Эта ее черта проистекает  из особой, решающей роли знания  в современную эпоху. Одна из  основных целей интеграции в  образовании — объединение усилий  мирового сообщества в воспитании  человека с холистским взглядом на мир, в его подготовке к комплексному подходу при решении глобальных проблем человечества. Все другие виды международной интеграции в этом смысле решают более частные задачи.

 В сущности, вероятно, можно говорить о том, что  международная интеграция активно  способствует сферному развитию образования, ставя его в центр развития всех других общественных процессов.

 В непосредственной  связи с этой особенностью  находится и другая отличительная  черта интеграции в образовании  — потребность в ее опережающем  характере. Различные сферы общественного  воспроизводства имеют разную "склонность" к интеграции и несхожую динамику  этих процессов. Допустим, кредитно-денежная  сфера превосходит в этом отношении  товарную торговлю, а та, в свою  очередь, более склонна к интеграции, нежели сфера производства. Нам  представляется, что в отличие  от предшествующего периода международного  сотрудничества, характеризующегося  тем, что интернационализация  образования шла как бы вслед  за интернационализацией экономики,  в современных условиях, когда  знание выступает в качестве  решающего ресурса, когда процесс  его накопления приобретает непрерывный  характер, сотрудничество в сфере  образования по своим темпам  должно опережать развитие этого  процесса. Межгосударственное сотрудничество  в образовании должно предварять  последующую эффективную мобильность  и необходимое качество профессиональных  услуг и специалистов как на  региональном, так и на глобальном  уровнях. В определенном смысле  интеграционные процессы в мировом  образовании должны приобрести  пионерный характер, а их результаты  — выступать в роли своеобразного  общего "субстрата" международного  сотрудничества в других сферах. Обеспечению опережающего характера  интеграционных процессов в мировом  образовании способствует стремительное  развитие современных средств  телекоммуникационной связи и  базирующихся на их основе  новейших технологий, которые позволяют  в определенной мере "нивелировать" существующие резкие различия  в качественном состоянии отдельных  частей мирового образовательного  пространства и как бы "перешагнуть"  через накопившиеся в некоторых  из них проблемы материального  и кадрового характера.

 Опережающий характер  международной интеграции в образовании  важен и с точки зрения обеспечения  необходимой гуманизации, становления нового человеческого профилирования мировой экономики и связанного с этим возможного перераспределения общественных ресурсов как непосредственно в само образование, так и в культуру, здравоохранение и т.п.

 И наконец, важно  отметить, что набирающая все  большее число сторонников модель  устойчивого развития мира исходит  из того, что в ходе ее реализации  будет замедляться ряд процессов,  несущих угрозу разрушения цивилизации,  и, напротив, опережающими темпами  смогут развиваться такие направления,  как научно-техническое и научно-образовательное.  Вероятно, на этих постулатах  и базируется утверждение А.Урсула о том, что «образовательная система информационного общества должна функционировать как компонент сферы разума и в определенном смысле в целом быть опережающей, а выход из глобального кризиса образования, в соответствии с этой общей стратегией, — в трансформации "отстающей", консервативной образовательной системы в опережающую, ноосферную» [2, с. 32].

 Интеграция в образовании  способна стать своеобразным  стабилизирующим элементом развития  интеграционных процессов в экономике,  политике и других сферах. Известно, что с конца 70-х гг. прошлого  столетия в мировом хозяйстве  идет быстрый рост региональных  экономических группировок, что  является отражением параллельного  развития в нем двух процессов  — интеграции и дезинтеграции.  Масштабы и степень влияния  этих группировок на мировое  экономическое развитие также  стремительно увеличиваются.

 У специалистов эта  тенденция находит неоднозначную  оценку. Однако большинство исследователей, несмотря на противоречивость  блоковой интеграции, считают, что  магистральные направления, характер  и темпы развития мировой экономики  и далее будут во все возрастающей  мере определяться прямым и  косвенным воздействием глобальных  факторов. В сторону смягчения  негативных проявлений блоковой  интеграции начинает действовать  всеобщий принцип "социализации" экономики и связанное с ним  становление все более социально  ориентированного рыночного механизма.  Да и сами региональные экономические  группировки перестают быть "закрытыми  крепостями". В их функциях  все более важное место отводится  созданию условий для определения  всех видов отставания стран-участниц, укреплению их конкурентоспособности  и постепенной интеграции в  мировую экономику и социальную  сферу. Это подтверждается, в частности,  обозначившейся в конце прошлого  столетия тенденцией формирования  так называемой "сетевой" модели  интеграции (проявляющейся пока  в виде зон свободной торговли), охватывающей созревшие для интегрирования  страны независимо от того, являются  ли они соседями или расположены  на разных континентах [3, с. 62—63].

 Образование, конечно,  является частью региональной, блоковой  политики. И в нем появляются  соответствующие объединения, отражающие  в первую очередь интересы  определенной группы стран, направленные  либо на защиту их культурной  самобытности, как, например, субрегиональные  объединения латиноамериканских  стран ("Андская группа", «группа  "Рио"» и т.п.), либо на активное  распространение в мире своих  образовательных и культурных  традиций (образовательные программы  и проекты Европейского Союза,  а также США и Канады, Австралии). Вместе с тем очевидно, что  современное образование по своей  сути имеет больше "глобальную", нежели "фрагментарную" ориентацию, вытекающую из наднационального  характера знания, общей его гуманитарной  направленности.

 Роль образования в  укреплении и демократическом  развитии мира нуждается в  серьезном специальном исследовании. Регионализм различного рода (экономический,  религиозный, этнический) становится  одной из характернейших черт современности. К сожалению, интегрирующая роль образования, культуры, науки не всегда способна противостоять растущему натиску "фрагментаризма".

 Восприятию современного  мира как целостного, взаимосвязанного  и взаимозависимого объекта исследования  содействуют и новые направления  в современной педагогической  науке. Поэтому, на наш взгляд, существующие ныне региональные  интеграционные объединения можно  рассматривать скорее как "ядра" формирующегося единого мирового образовательного пространства, как "локомотивы" глобальных интеграционных процессов, нежели как факторы их сдерживания. Создание таких "ядер" не цель, а средство решения сразу двух, на первый взгляд противоречащих друг другу задач — углубить интеграционные процессы в непосредственном окружении и таким образом одновременно создать дополнительные предпосылки для более эффективного взаимодействия отдельных "ядер" между собой, что в конечном счете и будет действовать в сторону дальнейшей консолидации МОП.

 Психологические стереотипы, которые являются серьезной проблемой  на пути любых интеграционных  процессов, особенно болезненны  и трудноразрешимы в сферах  культуры и образования, поскольку  напрямую затрагивают основы  национального самосознания отдельных  народов. В связи с этим синхронизация  и дозирование интеграционных  импульсов в этих сферах должны  быть специфически иными, нежели  в области экономики, торговли  или финансов. И если, допустим, в  экономической евроинтеграции полное устранение национальных барьеров выдвигается и реализуется как непреложное условие ее развития, то для интеграционных процессов в образовании подобный подход не применим. О столь радикальных решениях, вероятно, можно говорить лишь относительно свободного движения в рамках общего рынка "конечного продукта" образования — человеческого ресурса или отдельных видов образовательных услуг — и весьма ограниченно—о "национальной технологии их производства". Не случайно в рамках ЕС политические решения в отношении способов развития интеграционных процессов в образовании принимаются со значительно большей осторожностью, нежели решения, касающиеся экономической или торговой сферы. Все это позволяет утверждать, что стратегия интеграции мирового образования в обозримой перспективе может строиться не столько на основе идущих извне политических решений национальных или наднациональных органов (что, безусловно, будет играть определенную роль), сколько путем возрастания глобализации изнутри самого образования, путем утверждения в нем гуманистических, общечеловеческих ценностей при обязательном сочетании их с национальными культурными и педагогическими традициями. Тактические же решения могут включать в себя постепенное внедрение единых требований к содержанию образования, к его стандартам, использование современных технологий, баз и банков данных, формирование единого рынка специалистов, общих образовательных и научно-исследовательских проектов и программ.

 ЛИТЕРАТУРА

1. Бойченко А.А. Процессы  региональной интеграции в мировой  экономике // Вестник Московского  университета. Сер. б. Экономика. 2007. № 2.

2. Урсул А. Концепция  опережающего образования // Alma Mater. 2006. № 7.

3. Шишков Ю.В. Отечественная  теория региональной интеграции: опыт прошлого и взгляд в  будущее // Мировая экономика и  международные отношения. 2006. № 4.

Лиферов А.П. Педагогика №6 (..2009)


Информация о работе Интеграционные тенденции в мировом образовани