Интеграционные тенденции в мировом образовани

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:15, реферат

Описание работы

Сегодня знание получает новое общественное измерение, становясь в один ряд с уже привычными "столпами", определяющими развитие общественного производства, — трудом, землей, финансовым капиталом, и выдвигая образование в число глобальных факторов общественного развития, смягчения диспропорций, существующих в мировом хозяйстве, формирования политической стабильности и устойчивого развития.

Работа содержит 1 файл

Интеграционные тенденции в мировом образовании.docx

— 23.88 Кб (Скачать)

Интеграционные  тенденции в мировом образовании.

Сегодня знание получает новое  общественное измерение, становясь в один ряд с уже привычными "столпами", определяющими развитие общественного производства, — трудом, землей, финансовым капиталом, и выдвигая образование в число глобальных факторов общественного развития, смягчения диспропорций, существующих в мировом хозяйстве, формирования политической стабильности и устойчивого развития. Непосредственно для образования эта его новая роль стала мощным стимулом дальнейшей интернационализации и интеграции. На этапе перехода к постиндустриальному обществу только консолидация потенциала мирового образования и науки, постепенное развитие международной интеграции в этих областях способны обеспечить реальный приоритет знания как ведущего ресурса развития в глобальном масштабе.

 Как и другие общественные  институты, образование под влиянием  всеобъемлющего процесса интернационализации  жизни становится все более  открытым для международного  сотрудничества. Более того, в силу  особой роли знания в постиндустриальную  эпоху образование выдвигается  в число решающих элементов  "высокой" мировой политики. И если раньше процесс интернационализации  образования шел как бы "вслед"  за его развитием в экономике,  то сегодня, по нашему мнению, все более очевидной становится  необходимость его опережающего  развития в сфере образования.  Под влиянием происходящих в  мире крупных политико-экономических  перемен, эволюции ценностных  систем многих стран, а также  перед лицом глобальных вызовов  человечеству современное образование  приобретает все более глобальный, общемировой характер.

 Интернационализация  образования сопровождается усилением  международной составляющей развития  его отдельных элементов —  национальных, региональных образовательных  систем. Это, однако, не означает  утраты ими своей самобытности. Речь, скорее, идет о том, что  в процессе интернационализации  происходит формирование новой  международной образовательной  среды, где в наиболее эффективных  формах могли бы реализовываться  национальные интересы действующих  в ней участников и осуществляться  совместный поиск решения проблем,  имеющих жизненно важное значение  для человеческой цивилизации  в целом.

 В тех случаях, когда  развивающиеся процессы интернационализации  удачно накладываются на исторически  давнюю культурную и хозяйственную  общность группы государств, в  мировом образовании формируются  крупные фрагменты, характеризующиеся  достаточно схожими направлениями  развития и качественным состоянием  входящих в них национальных  образовательных систем. По нашему  мнению, такие тенденции могут  рассматриваться как исходные  на пути постепенного формирования  в отдельных частях мира региональных  образовательных пространств, где  реализуются если и не единые, то во многом общие образовательные  концепции (например, страны ЕС).

 Интернационализация  образования — объективный и  постоянно развивающийся процесс,  существовавший в различных формах  задолго до того, как завершилось  формирование наций и национальных  образований в их сегодняшнем  виде. Он связан не столько  с педагогическими заимствованиями,  что также имело место и  само по себе целесообразно,  сколько с общими параллельными  процессами и общими социально-экономическими  и культурными явлениями, развивавшимися  в мире. К их числу можно  отнести: постоянно возрастающие  по объему и все более разносторонние  по содержанию мировые хозяйственные  связи; новые технологии с их  развитой инфраструктурой, делающей  доступной для информации практически  каждый уголок земного шара; современные  глобальные проблемы человечества. Интернационализации образования  способствуют и новые тенденции  в мировой политике, утвердившиеся  на большей части мира идеи свободного рынка, а также универсальность гуманизма, общечеловеческих ценностей.

 Сегодня интеграционные  тенденции в мировом образовании  довольно активно изучаются специалистами,  и можно говорить о различных  подходах к их оценке. Отметим  наличие двух основных, на наш  взгляд, точек зрения на будущее  межгосударственного сотрудничества  в сфере образования.

 Сторонники первой  из них, опираясь на универсальное  свойство гуманизма, на общность  ряда важнейших проблем современного  образования, считают целесообразным  ускорение процесса его интернационализации  на базе унификации основных  направлений функционирования национальных  образовательных систем и современных  технологий. Однако преобладающим  все же является взгляд, согласно  которому универсализм в образовании  возможен лишь при условии  сохранения многообразия социальных, политических устройств, культурных  и языковых традиций различных  стран. При этом речь идет  не об унификации национальных  образовательных систем или их "гармонизации", а о необходимости  их большей ориентации на потребности  быстроменяющегося и все более  взаимозависимого мира.

 С различной интенсивностью  процесс интернационализации охватил  все ступени образования, достиг  своего максимума в высшей  школе. По отношению к отдельным  регионам мира (Западная Европа) есть основания утверждать, что  процесс интернационализации в  высшей школе приобретает черты  качественно нового этапа —  интеграции, о чем свидетельствует  появление соответствующей политико-правовой  надстройки интеграционного комплекса.  Безусловно, международная интеграция  в образовании, как и в любой  другой сфере жизнедеятельности,  — сложный, противоречивый и  длительный процесс. Более того, многие проблемы, связанные с  необходимостью передачи части  функций с национального на  наднациональный уровень, с известным  ограничением суверенных прав  государства, решаются здесь особенно  трудно.

 По нашему мнению, в  развитии процессов интернационализации  мирового образования, в том  числе и их высшей формы  — интеграции, можно выделить  цели двух основных уровней:  глобальные — содействие через  углубление сотрудничества в  сфере образования общему социально-экономическому  прогрессу и устойчивому развитию  мирового сообщества, ослаблению  давления глобальных проблем  и укреплению взаимопонимания  между народами; внутрисистемные  (образовательные) — объединение  потенциала национальных образовательных  систем для решения задач, выходящих  за рамки возможностей отдельной  страны и связанных с ликвидацией  неграмотности всех типов, неравенства  в возможностях доступа к качественному  образованию с использованием  новейших технологий, воспитанием  на основе общечеловеческих ценностей  личности, осознающей не только  свою национальную и культурную  идентичность, но и воспринимающей  мир во всей его целостности  и взаимозависимости, понимающей  свою личную ответственность  за его судьбу и готовую  конструктивно действовать в  целях его сохранения и развития. Одна из главных целей, достижение  которой возможно на пути интеграции  и создания консолидированного  мирового образовательного пространства (МОП), — существенное повышение  качества образования в мире, совершенствование человеческого  ресурса, обеспечение в этой  связи возможностей эффективного  переноса знаний из одной части  мира в другую.

 Международная интеграция  в образовании — это результат  развития и углубления процесса  интернационализации и доведения  его до уровня интеграции национальных  образовательных систем. Для интеграции  характерны возрастающие за счет  согласованной международной образовательной  политики взаимное сближение,  взаимодополняемость и взаимозависимость национальных систем образования, растущая степень их "сцепляемости", синхронизация действий посредством их регулирования соответствующими наднациональными институтами, постепенное перерастание национальными образовательными системами своих государственных рамок и зарождение тенденций к формированию единого образовательного пространства как наиболее эффективной формы реализации задач.

 Конечно, любые определения  интеграции не универсальны, поскольку  не учитывают всего комплекса  элементов, в нее вовлекаемых.  Впрочем, и сама интеграция  также относительна, ибо это процесс  объединения, но еще не само  объединение. И нигде в мире  ни в одной сфере пока еще  не произошло полного объединения.  Вместе с тем определенная  степень развития и постоянного  совершенствования интеграционных  процессов — необходимое условие  общественного прогресса.

 Интеграционные процессы  в сфере образования начинают  развиваться при наличии как  минимум трех необходимых условий:  прочного экономического фундамента  в определенной группе стран,  утвердившегося главенства закона, гарантирующего обязательный характер  соответствующих международных  договоров, и демократического  характера принятия решений, основанного  на принципах компромисса и  консенсуса.

 В целом интеграционные  процессы ведут к смещению  акцента в сторону нетрадиционных  акторов, во все большей мере формирующих международную образовательную политику, не вытесняя, однако, государство как главного участника международного общения. В образовании, являющемся частью мирового социально-экономического комплекса, эти общие тенденции качественных преобразований процесса интернационализации, безусловно, действуют в полной мере.

 По нашему мнению, в  настоящее время в мировом  образовании возможно выделить  интеграционные объединения нескольких  видов и уровней зрелости:

1) интеграционные объединения  образовательных систем различных  групп стран (некоторые арабские  государства, европейские средиземноморские  страны и др.), ставящие своей  целью согласование отдельных  элементов образовательной политики, в частности взаимную корректировку  и признание учебных курсов, признание  дипломов об окончании учебных  заведений различных ступеней  и ученых степенях, расширение  академической мобильности. Как  правило, подобные меры регулируются  соответствующими конвенциями и  являются определенным этапом  на пути к более тесной региональной  или субрегиональной интеграции  в образовании;

2) интеграционные объединения,  основывающиеся на исторической, культурной общности отдельных  стран, на схожести целей и  задач образовательной политики  на определенных этапах развития. Основные формы деятельности  таких объединений — разработка  общих стандартов качества подготовки  специалистов, мер по предотвращению  их массового оттока за пределы  регионов. В основе своей эти  меры носят протекционистский  характер и направлены на защиту  национальных образовательных систем  от мощного давления извне.  Типичные представители — объединения  латиноамериканских стран: "Андская  группа", "группа Контадора" и др.;

3) интеграционные объединения  новых индустриальных государств  Юго-Восточной Азии, ставящие своей  целью радикальное повышение  качества обучения

 за счет максимально полного использования внутреннего потенциала национальных образовательных систем, новейших технологий, опыта других стран, в том числе и путем массового направления молодежи на учебу за границу. Типичная черта таких объединений — стремление к развитию межгосударственного сотрудничества в первую очередь на "верхних этажах" образования и науки, там, где наиболее эффективно и качественно производится основной ресурс постиндустриальной эпохи — знание;

4) интеграционные объединения  высшего типа, ставящие своей  целью формирование и реализацию  единой образовательной политики  на всех уровнях обучения, регулирование  этого процесса с помощью соответствующих  наднациональных органов. В объединениях  такого типа образованию (равно  как и культуре) отводится роль  центрального (цементирующего) звена  во всей интеграционной цепи. Часть оперативных функций по  управлению образованием в государствах, образующих такие объединения,  передается с национального на  наднациональный уровень. Государство  же в большей мере принимает  на себя функции гаранта социальной  справедливости в смысле доступа  к образованию и его соответствующего  качества. Единственным пока примером  такого уровня интеграционных  объединений является Европейский  Союз. И в отношении экономическом,  и применительно к социальной  сфере, Европейский Союз —  это проект, пока не имеющий  аналогов в других частях мира. Он может рассматриваться как  модель международной интеграции, "…отличительной чертой которой  является сознательный отказ  стран-участниц от части национального  суверенитета в пользу наднационального  регулирования" [1, с. 74].

 Практически в каждом  из перечисленных видов интеграционных  объединений все ощутимее прослеживается  определяющая роль "мотора" глобализации  — транснациональных корпораций.

 Как и в других  сферах, интеграция в образовании  развивается в двух основных  и, на первый взгляд, противоречивых  направлениях — региональном  и глобальном. Региональная интеграция  в образовании вырастает из  общего процесса его интернационализации.  Происходит это под влиянием  двух тенденций: с одной стороны,  непрерывно растущей потребности  к сближению образовательных  систем различных уровней развития  в разных частях мира, с другой  — четко выраженных узкорегиональных потребностей, связанных с усилением конкурентной борьбы на мировом рынке образовательных услуг. Однако, на наш взгляд, это противоречие носит объективный характер и является необходимым этапом интеграции, дальнейшее развитие которой, скорее всего, будет проходить под все более определяющим воздействием линии на глобализацию образования.

Информация о работе Интеграционные тенденции в мировом образовани