Информатизация современных технологий обучения в профессиональном обучении

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Информатизация общества обеспечивает:

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа МПО Информатизация современных технологий.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

      1) Средства обучения, совершенствующего  процесс преподавания, повышающего  его эффективность и качество. При этом обеспечивается:

      • реализация возможностей программно-методического обеспечения современных ПЭВМ и лр. в целях сообщения знаний, моделирования учебных ситуаций. осуществления тренировки, контроля за результатами обучения;

      • использование объектно—ориентированных программных средств или систем (например, системы подготовки текстов, электронных таблиц, баз данных) в целях формирования культуры учебной деятельности;

      • реализация возможностей систем искусственного интеллекта в процессе применения обучающих  интеллектуальных систем.

      2) Инструмента познания окружающей действительности и самопознания.

      3) Средства развития личности обучаемого.

      4) Объекта изучения (например, в рамках  освоения курса информатики).

      5) Средства информационно—методического  обеспечения и управления учебно—воспитательным процессом. учебными заведениями, системой учебных заведений.

      6) Средства коммуникаций (например, на  базе асинхронной телекоммуникационной  связи) в целях распространения  передовых педагогических технологий.

      7) Средства автоматизации процессов  контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики.

      8) Средства автоматизации процессов  обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрационного)  а управления учебным оборудованием.

      9) Средства организации интеллектуального досуга, развивающих игр.

Перспективы использования средств  новых информационных технологий в образовании

  • Информационная  среда

      В современном цивилизованном обществе этапа информатизации все его  члены, независимо от их общественного положения, используют информацию и знания в своей деятельности, решая непрерывно возникающие перед ними задачи. При этом постоянно увеличивающиеся запасы знаний, опыта, весь интеллектуальный потенциал общества, который сосредоточен в книгах, патентах, журналах, отчетах, идеях, активно, на современном техническом уровне участвует в повседневной производственной, научной, образовательной и других видах деятельности людей. Ценность информации и удельный вес информационных услуг в жизни современного общества резко возросли. Это дает основание говорить о том, что главную роль в процессе информатизации играет собственно информация, которая сама по себе не производит материальных ценностей. Под информацией (с общих позиций) будем понимать сведения о фактических данных и совокупность знаний о зависимостях между ними, то есть средство, с помощью которого общество может осознавать себя и функционировать как единое целое. Естественно предположить, что информация должна быть научно—достоверной, доступной в смысле возможности ее получения, понимания и усвоения; данные, из которых информация извлекается, должны быть существенными, соответствующими современному научному уровню.

      Как было уже сказано, общество этапа  информатизации характеризует процесс  активного использования информации в качестве общественного продукта, в связи с чем происходит формирование высокоорганизованной информационной среды, оказывающей влияние на все  стороны жизнедеятельности членов этого общества.

      Информационная  среда включает множество информационных объектов и связей между ними, средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки, продуцирования и распространения  информации, собственно знания, а также организационные и юридические структуры, поддерживающие информационные процессы. Общество, создавая информационную среду, функционирует в ней, изменяет, совершенствует ее. Современные научные исследования убеждают в том, что совершенствование информационной среды общества инициирует формирование прогрессивных тенденций развития производительных сил, процессы интеллектуализации деятельности членов общества во всех его сферах, включая и сферу образования, изменение структуры общественных взаимоотношений и взаимосвязей.

      В связи с особой важностью вышеизложенного  остановимся на описании основных направлений  формирования и становления средств, методов и технологий, которые  приводят к перестройке информационной среды, открывая новые возможности  прогрессивного общественного развития, находящего свое отражение и в сфере образования.

      Математизация и информатизация предметных областей. Использование современных информационных технологий при реализации возможностей аппарата математики, в том числе  математической статистики, позволяет автоматизировать процессы обработки информации, результатов научного эксперимента, интенсифицировать применение инструментария математики в социологических исследованиях. Математизация дает возможность повысить качество принимаемых решений на всех стадиях процесса принятия решения человеком или ЭВМ за счет применения современных методов многофакторного анализа, прогнозирования, моделирования и оценки вариантов, оптимального планирования. Это позволяет перейти к разработке научно обоснованных подходов к принятию оптимального решения в конкретной ситуации, использовать методы и средства информатики в процессе решения задач различных предметных областей.

  • Интеллектуализация  деятельности

      Реализация  возможностей технических и программных  средств современных информационных технологий позволяет: обеспечить управление информационными потоками; общаясь с пользователем на естественном языке, осуществлять распознавание образов и ситуаций, их классификацию; эффективно обучать логике доказательств; накапливать и использовать знания; организовывать разнообразные формы деятельности по самостоятельному извлечению и представлению знаний; осуществлять самостоятельное "микрооткрытие" изучаемой закономерности.

      Все вышеперечисленное способствует развитию интеллектуального потенциала индивида, реализует идеи развивающего обучения .

  • Интеграционные  процессы

      Интеграция  современных информационных технологий с операциональными обеспечивает системный  эффект, следствием которого становится "технологический прорыв", имеющий место и в педагогике. Вместе с тем использование современных информационных технологий поддерживает общие интеграционные тенденции процесса познания окружающей информационной, экологической, социальной среды, способствует реализации преимуществ узкой специализации и возможностей индивидуализации процесса обучения.

Совершенствование инфраструктуры системы  образования и  механизмов управления

      Возможность легкого доступа к информационным ресурсам, а в сфере образования  – к информационно–методическому  обеспечению процесса обучения, тиражируемость передовых педагогических технологий на базе использования средств новых информационных технологий обеспечивает расширение и укрепление связей между отдельными структурами системы образования, что приводит к совершенствованию ее инфраструктуры. Автоматизация процессов ведения делопроизводства в учебном заведении, реализуемость управления отдельными этапами учебного процесса приводит к совершенствованию механизмов организационного управления системой образования , избавляет от рутинной, "бумажной" работы.

      Естественно предположить, что развитие, совершенствование  информационной среды сферы образования  зависит от обеспечения системы  образования как в целом, так  и каждого учебного заведения  в отдельности специализированными подразделениями, приспособленными для организации деятельности со средствами новых информационных технологий.

      Перейдем  к рассмотрению проблем, связанных  с созданием средств обучения, функционирующих на базе НИТ, и их применением в специализированных учебных кабинетах.

Система средств обучения на базе новых информационных технологий

      Изучение  отечественного и зарубежного опыта  использования СНИТ, в частности  компьютера, в целях обучения, а  также теоретические исследования в области проблем информатизации образования позволяют констатировать, что включение компьютера в учебный процесс оказывает определенное влияние на роль средств обучения, используемых в процессе преподавания того или иного предмета (курса), а само применение СНИТ деформирует уже традиционно сложившуюся структуру учебного процесса. Отсутствие комплексного подхода к проблеме использования СНИТ в целях образования, недооценка того, что применение компьютера в отрыве от других средств обучения, вне специализированного кабинета, не может привести к позитивным сдвигам в области повышения эффективности процесса обучения, повлекло распространение практики использования компьютера в качестве средства, предназначенного для "латания прорех" традиционной методики обучения. Такое усеченное представление о возможностях использования СНИТ и компьютера, в частности, дискредитирует саму идею информатизации образования. Рассматривая педагогические аспекты проблем информатизации образования и результаты исследований в этой области психологов и методистов и др., следует констатировать, что в процессе общения обучаемого со СНИТ и, в частности, при работе с компьютерной программой, а также в процессе так называемого "экранного творчества" ученик подменяет объекты реального мира либо моделями, изображениями этих объектов, либо символами, обозначающими объекты или отношения между ними, при этом восприятие обучаемым реального мира подменяется опосредованным восприятием последнего, что зачастую приводит к утрате предметности деятельности, к оторванности от действительности. Кроме того, работа за компьютером связана с высоким эмоциональным напряжением, которое не всегда и не каждому может быть полезно.

      Учитывая  исключительную важность вышеизложенного, а также некоторые теоретические  положения, можно сделать вывод  о том, что СНИТ и компьютер, в частности, следует рассматривать лишь как элемент системы средств обучения (ССО).

      При этом под системой средств обучения будем понимать совокупность взаимосвязанных  и взаимодействующих (в рамках методики их использования) элементов и (или) компонентов системы, образующих определенную целостность, единство.

      Определяя ССО, уместно остановиться на рассмотрении ее составных частей. Так, составную  часть, наполняемую предметным содержанием, назовем компонентом ССО в  отличие от элемента ССО инварианта относительно наполнения.

      Перечислим  характерные черты учебного процесса осуществляемого с применением  ССО, в состав которой входят средства обучения, функционирующие на базе НИТ (ССО на базе НИТ). К ним относятся: автоматизация процессов обработки, передачи информации об объектах изучения и управления обучением; организация информационно - учебной и экспериментально - исследовательской деятельности; организация самостоятельной учебной деятельности по представлению и извлечению знаний; обеспечение предметности деятельности со СНИТ, ее практическая направленность.

      Вышеперечисленное обеспечивается наличием следующего:

      • программно - методическое обеспечение, ориентированное на поддержку процесса преподавания определенного учебного предмета (предметов) или курса (курсов), которое должно включать: программные средства поддержки процесса преподавания; инструментальные программные средства, обеспечивающие возможность автоматизации процесса контроля результатов учебной деятельности, разработки ППС, а также управления обучением;

      • объектно-ориентированные программные системы, в основе которых лежит определенная модель объектного "мира пользователя" (например, система подготовки текстов, база данных, электронные таблицы, различные графические и музыкальные редакторы);

      • средства обучения, функционирующие на базе НИТ, применение которых обеспечивает предметность деятельности, ее практическую направленность (например, учебные роботы, управляемые ЭВМ; различные электронные конструкторы; устройства, обеспечивающие получение информации об изменяющемся или регулируемом физическом параметре или процессе; модели для демонстрации принципов работы ЭВМ, ее частей, устройств);

      • системы искусственного интеллекта, используемые в учебных целях (например, учебные базы данных, экспертные обучающие системы, учебные базы знаний);

      • предметно - ориентированные среды обучающего и развивающего назначения, возможными вариантами реализации которых могут быть: программная, на базе технологии Мультимедиа, на основе использования системы "Виртуальная реальность"; в современной педагогической практике отечественного образования их создание осуществляется в основном на базе программной реализации, а зарубежные разработки (в развитых странах) основываются главным образом на технологии Мультимедиа; примером экспериментальных разработок предметно - ориентированных сред, реализованных на базе системы "Виртуальная реальность", являются разработки, осуществленные в Великобритании.

        Помимо вышеперечисленного в  ССО на базе НИТ целесообразно  включать и традиционные средства обучения, обеспечивающие поддержку процесса преподавания того или иного учебного предмета. Необходимость этого обусловлена их специфическими функциями, которые передать СНИТ либо невозможно, либо нецелесообразно с психолого-педагогической или гигиенической точки зрения. Например, демонстрацию статической информации, представляемой учащимся для запоминания теоретических положений, а также систематизированные сведения, справочные данные, которые ученик должен запомнить, следует предъявлять в виде учебных таблиц, схем. Систематически, из урока в урок, визуально воспринимая демонстрируемый таблицей материал, ученик непроизвольно запоминает его. При этом использование компьютера даже нецелесообразно. Если же справочный материал не подлежит запоминанию, а нужен лишь для кратковременного использования, его целесообразно выводить на экран с помощью специальной программы или пользоваться информационно - поисковой системой. Аналогичные рассуждения можно отнести к использованию учебных кинофильмов, диафильмов, транспарантов для графопроектора, включение которых в методическую канну учебного процесса должно быть педагогически оправданно.

      Подытоживая вышеизложенное, можно предложить следующий  состав системы средств обучения нового поколения, и которую входят средства обучения, функционирующие на базе НИТ, отметив при этом назначение составляющих:

      • средства обучения, предназначенные для поддержки процесса преподавания учебного предмета (курса), включающие программные средства;

Информация о работе Информатизация современных технологий обучения в профессиональном обучении