Информатизация современных технологий обучения в профессиональном обучении

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Информатизация общества обеспечивает:

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа МПО Информатизация современных технологий.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ  ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА I»

КАФЕДРА

ПЕДАГОГИКИ  И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК 

Курсовая  работа

на  тему: «Информатизация современных технологий обучения в профессиональном обучении» 
 

Выполнил: студент ГПФ-IV-2

  Колчин Р.В.

Проверил:

Щевелева  Г.М. 

Воронеж 2011

Содержание

Введение

      Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации.

      Информатизация  общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит  в том, что доминирующим видом  деятельности в сфере общественного  производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Информатизация общества обеспечивает:

      • активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, и научной, производственной и других видах деятельности его членов,

      • интеграцию информационных технологий с научными, производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;

      • высокий уровень информационного  обслуживания, доступность любого члена  общества к источникам достоверной  информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.

      Применение  открытых информационных систем, рассчитанных на использование всего массива  информации, доступной в данный момент обществу в определенной его сфере, позволяет усовершенствовать механизмы  управления общественным устройством, способствует гуманизации и демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно—технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида.

      Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого—педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует:

      • совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования  автоматизированных банков данных научно—  педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

      • совершенствование методологии  и стратегии отбора содержания, методов  и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам  развития личности обучаемого в современных  условиях информатизации общества;

      • создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно—учебную, экспериментально — исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;

      • создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик  контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

      Информатизация  образования как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, развивающийся на основе реализации возможностей средств новых информационных технологий, поддерживает интеграционные тенденции процесса познания закономерностей предметных областей и окружающей среды (социальной, экологической, информационной и др.), сочетая их с преимуществами индивидуализации и дифференциации обучения, обеспечивая том самым синергизм педагогического воздействия.

Понятие информационной технологии

      Под средствами новых информационных технологий (СНИТ) будем понимать программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации.

      К СНИТ относятся: ЭВМ, ПЭВМ; комплекты  терминального оборудования для  ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода—вывода информации, средства ввода и манипулирования  текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ; устройства для преобразования данных из графической или звуковой форм представления данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологии Мультимедиа и систем "Виртуальная реальность"); современные средства связи; системы искусственного интеллекта; системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.) и др.

Роль  средств новых  информационных технологий в образовании

      Ускорение научно—технического прогресса, основанное на внедрении в производство гибких автоматизированных систем, микропроцессорных  средств и устройств программного управления, роботов и обрабатывающих центров, поставило перед современной педагогической наукой важную задачу — воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с информатизацией. Решение вышеназванной задачи — выполнение социального заказа общества — коренным образом зависит как от технической оснащенности учебных заведений электронно — вычислительной техникой с соответствующим периферийным оборудованием, учебным, демонстрационным оборудованием, функционирующим на базе СНИТ, так и от готовности обучаемых к восприятию постоянно возрастающего потока информации, в том числе и учебной.

      Повсеместное  использование информационных ресурсов, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной части трудоспособного населения общества, определяет необходимость подготовки в подрастающем поколении творчески активного резерва. По этой причине становится актуальной разработка определенных методических подходов к использованию СНИТ для реализации идей развивающего обучения, развития личности обучаемого. В частности, для развития творческого потенциала индивида, формирования у обучаемого умения осуществлять прогнозирование результатов своей деятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и методов решения задач — как учебных, так и практических.

      Не  менее важна задача обеспечения  психолого— педагогическими и методическими  разработками, направленными на выявление  оптимальных условий использования  СНИТ в целях интенсификации учебного процесса, повышения его эффективности и качества.

      Актуальность  вышеперечисленного определяется не только социальным заказом, но и потребностями  индивида к самоопределению и  самовыражению в условиях современного общества этана информатизации.

      Особого внимания заслуживает описание уникальных возможностей СНИТ, реализация которых  создает предпосылки для небывалой  в истории педагогики интенсификации образовательного процесса, а также  создания методик, ориентированных  на развитие личности обучаемого. Перечислим эти возможности:

      • незамедлительная обратная связь между  пользователем и СНИТ;

      • компьютерная визуализация учебной  информации об объектах или закономерностях  процессов, явлений, как реально  протекающих, так и "виртуальных";

      • архивное хранение достаточно больших  объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа  и обращения пользователя к центральному банку данных;

      • автоматизация процессов вычислительной информационно—поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

      • автоматизация процессов информационно-методического  обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения.

      Реализация  вышеперечисленных возможностей СНИТ позволяет организовать такие виды деятельности как.

      • регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых  объектах, явлениях, процессах, в том  числе реально протекающих, и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различных формах;

      • интерактивный диалог — взаимодействие пользователя с программной (программно—аппаратной) системой, характеризующееся в отличие  от диалогового, предполагающего обмен  текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями), реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием "ключевого" слова, в форме с ограниченным набором символов); при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы;

      • управление реальными объектами (например, учебными роботами, имитирующими промышленные устройства или механизмы);

      • управление отображением на экране моделей  различных объектов, явлений, процессов, в том числе и реально протекающих;

      • автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование.

      Ввиду того что вышеперечисленные виды деятельности основаны на информационном взаимодействии между обучаемым (обучаемыми), преподавателем и средствами новых информационных технологий и вместе с тем направлены на достижение учебных целей, назовем ее информационно-учебной деятельностью.

      Развитие  личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества

      • развитие мышления, (например, наглядно-действенного, наглядно—образного, интуитивного, творческого, теоретического видов мышления);

      • эстетическое воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии Мультимедиа);

      • развитие коммуникативных способностей

      • формирование умений принимать оптимальное  решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (например, за счет использования компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);

      • развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую  деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования  или использования оборудования, сопрягаемого с ЭВМ);

      • формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (например, за счет-использования интегрированных  пользовательских пакетов, различных  графических и музыкальных редакторов).

      Реализация  социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества

      • подготовка специалистов в области  информатики и вычислительной техники;

      • подготовка пользователя средствами новых  информационных технологий.

Интенсификация  всех уровней учебно-воспитательного процесса

      • повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации возможностей СНИТ;

      • обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обусловливающих активизацию  познавательной деятельности (например, за счет компьютерной визуализации учебной информации, вкрапления игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима учебной деятельности);

      • углубление межпредметных связей за счет использования современных  средств обработки информации, в  том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей.

      Направления внедрения СНИТ в образование

      СНИТ  могут быть использованы в качестве:

Информация о работе Информатизация современных технологий обучения в профессиональном обучении