Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 21:31, курсовая работа
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что, несмотря на большое число исследований, некоторые ключевые вопросы обучения слабоуспевающих учащихся остаются в тени и требуют более полного изучения. Недостаточно раскрыты формы и методы, приводящие слабоуспевающих детей к достижению успехов в условиях совместного обучения с более сильными учащимися. Не уделяется внимание вопросам профилактики слабой успеваемости, требует более глубокой проработки проблема факторов, определяющих успешность обучения.
Это означает, что схема работы такой системы может выглядеть следующим образом:
Рис. 6. Использование дополнительной серверной компоненты
Использование дополнительных промежуточных между клиентами и СУБД компонент позволяет решить ряд специфических задач и, в частности:
- использовать для взаимодействия с клиентами какие-то специфические протоколы, не поддерживаемые напрямую СУБД
- выполнять часть функций бизнес-логики, обрабатывая клиентские запросы без обращения к данным (например, использовать собственный кэш данных, блокировать изначально неверные запросы и ошибочные данные и т.п.).
Разрабатываемый программный комплекс должен быть построен согласно принципам архитектуры «клиент-сервер» по схеме, описанной на рис. 6.
Согласно модели распределения функций обработки данных такой подход соответствует уровню распределенной бизнес-логики (DBL).
Основной причиной необходимости использования дополнительной программной компоненты-сервера стало то, что в разрабатываемом комплексе планируется доступ родителей учеников со своих домашних ПК посредством сети Интернет к сведениям об успеваемости детей, к журналам контроля выполнения ими домашних и проверочных заданий.
Большинство людей в настоящее время использует для доступа к Интернет модемное соединение через телефонную линию, которое отличается низкой скоростью передачи информации.
В этих условиях введение компоненты-сервера,
реализующей собственный
Дополнительная компонента-
Кроме того, использование собственного
сервера для обработки клиентск
Выбор и обоснование метода доступа к базам данных
Для взаимодействия сервера и БД с информацией программного комплекса было выбрано взаимодействие посредством интерфейса ODBC. Разрабатываемому приложению может потребоваться работа с различными источниками данных – это обусловлено тем, что школы не всегда могут позволить себе приобрести новую версию какого-либо программного продукта и им может понадобиться альтернатива, далеко не всегда поддерживающая интерфейс прежнего продукта.
Для решения данной проблемы Microsoft и ряд других компаний создали стандартный интерфейс для получения и отправки данных источникам данных различных типов. Этот интерфейс был назван open database connectivity (открытая связь с базами данных).
C помощью ODBC можно разрабатывать приложения для использования одного интерфейса доступа к данным, не беспокоясь о тонкостях взаимодействия с несколькими источниками.
Разрабатываемый программный комплекс будет реализован при помощи библиотеки классов MFC, которая дополнительно включает набор абстрактных классов, представляющих логические сущности в базе данных, что облегчает процесс работы с базой данных.
В качестве альтернативы ODBC могло выступать использование подхода ADO или собственного API СУБД, но данный подход неприемлем последующим причинам [4]:
- не все СУБД поддерживают интерфейс ADO (например, бесплатная СУБД MAX/SAP DB, успешно используемая в настоящее время во многих учреждениях образования);
- использование собственного (native) API СУБД также ведет к ориентированию на работу с конкретной СУБД, использование которой в будущем может стать неприемлемым (по техническим или финансовым причинам).
Выбор и обоснование используемой БД
Для хранения данных программного комплекса была выбрана БД Interbase. Выбор ее в первую очередь был обусловлен простотой его использования.
Кроме того, далеко не все средние
школы в настоящее время
Что касается производительности работы, то предполагается, что одновременно работать с комплексом будет не более 8-15 пользователей. При этом запросы на добавление и выборку данных будут чередоваться, что позволит предотвратить отказ в обслуживании.
Предположения о количестве одновременно работающих пользователей обоснованы, так как общее количество ПК преподавательского состава в школах в среднем не превышает 5-8 компьютеров.
Что касается родителей, то получать информацию при помощи комплекса скорее всего будут родители слабо успевающих детей, а отношение учеников с нормальной и слабой успеваемостью составляет, как правило, 70% к 30%. К тому же, слабая успеваемость школьников в большинстве своем обусловлена социальными факторами, материальным положением семьи – далеко не все родители слабо успевающих школьников имеют дома ПК и будут использовать комплекс.
Основными достоинствами последней
версии InterBase являются низкие требования
к системе, с одновременной масштабируемос
Выбор и обоснование языка разработки, методологии разработки
В качестве языка разработки приложения был выбран язык Delphi.
Поскольку язык Delphi хорошо известен и достаточно широко распространен, в настоящее время издано огромное количество учебных пособий, справочников и других руководств по языку Delphi, что, безусловно, облегчает процесс разработки.
Прикладную программную
Различия между не объектно-ориентированными и объектно-ориентированными системами программирования в основном связаны не с возможностью выразить в программе требуемую функциональность (согласно теории алгоритмов любая функциональность может быть выражена на каждом языке программирования, либо не может быть выражена ни на одном языке программирования), а с выразительностью языка программирования, удобством составления программ, их отладки и сопровождения.
Но для достаточно сложных система, к которым относится и разрабатываемый комплекс учета успеваемости, целесообразность использования объектно-ориентированных систем программирования связана со следующими обстоятельствами:
- в не объектно-ориентированной системе программирования программисту необходимо самому отображать операции над объектами (вызовы методов, или объявления подклассов) в явные вызовы соответствующих функций (при использовании объектно-ориентированных окружений это обеспечивается системой программирования);
- в не объектно-ориентированной системе программирования программист вынужден вручную отслеживать иерархию классов при вызове методов и передаче им параметров; при изменениях в иерархии классов, он должен вручную внести соответствующие изменения в программу;
- в не объектно-ориентированной системе программирования программист должен каждый раз проверять правильность управления методами и объектами, инициализировать новые объекты, предотвращать доступ к приватным атрибутам и методам (в объектно-ориентированных окружениях все это обеспечивает система программирования);
- при внесении изменений в объявления объектов в не объектно-ориентированном окружении программист должен сам определить влияние этих изменений на программу и соответствующим образом изменить ее (объектно-ориентированные системы программирования обеспечивают это автоматически).
Дополнительно можно заметить, что
использование методологии
Отказ от использования Web-ориентированных технологий и работы по протоколу HTTP обусловлен скудным набором элементов управления, которые может предложить разработчику стандарт HTML. Использование же ActiveX-компонентов часто приводит к краху системы (после переустановки ОС отсутствуют требуемые компоненты, при обновлении изменились версии компонент и т.д.).
Итак, разрабатываемый программный комплекс должен будет состоять из следующих основных компонентов:
- базы (хранилища) данных Interbase об успеваемости школьников;
- клиенты, предоставляющие
- сервер программного комплекса, обслуживающий запросы клиентов, реализующий логику работы с БД;
- сеть и коммуникационное
Разработка структурной и функциональной схем программного средства
На рисунке ниже представлена блок-схема обобщенного алгоритма работы системы.
Дадим пояснения относительно данной схемы:
- после запуска пользователем клиентской части комплекса последняя пытается считать настройки из конфигурационного файла (IP-адрес сервера и его порт);
- если настройки соединения считать не удалось, то используются настройки соединения по умолчанию;
- затем клиентская часть создает клиентский сокет и пытается соединиться с сокетом сервера, соединение осуществляется посредством протокола TCP/IP;
- если соединиться с сокетом сервера не удалось, то выдается соответствующее сообщение об ошибке и приложение завершает работу;
- в противном случае клиент запрашивает у сервера начальные данные (в зависимости от стартовой экранной формы клиентского приложения);
- впоследствии пользователь в ходе работы с клиентским приложением может модифицировать данные комплекса, просматривать их и запрашивать отчеты;
- клиентское приложение в случае каких-либо действий пользователя, требующих обновления данных, запрашивает эти данные у сервера, после чего отображает их и ожидает дальнейших действий пользователя;
- считается, что серверная часть комплекса уже запущена и ожидает подключений клиентов.
Рис. 7. Блок-схема обобщенного алгоритма работы комплекса
Анализ предметной области задачи
Проведем анализ предметной области задачи для выявления набора основных сущностей предметной области и их атрибутов, отношений между ними. Для этого приведем описание основных закономерностей в сфере обучения в средней школе и учета его результатов.
Правила процесса обучения в средней школе можно сформулировать так:
- каждый учащийся средней школы учится в одном и только одном классе;
- учащийся общеобразовательной школы последовательно обучается в ней с 1 по 12-й класс. Каждый класс однозначно идентифицируется в пределах одной школы своим номером и буквой (русского алфавита);
- в каждом классе все учащиеся изучают определенный набор учебных дисциплин, специфичный для каждого класса. Набор изучаемых дисциплин общеобразовательной школы зависит от номера класса, специализация в пределах одного года обучения (по буквам классов) не учитывается;
- процесс обучения разбит на четверти;
- обучение в каждом классе проводится в течение одного учебного года, который, в свою очередь, состоит из четырех четвертей;
- по результатам обучения школьников в течение четверти им выставляются оценки (за контрольные работы, за ответы во время уроков и т.п.). По оценкам, полученным каждым школьником в течение четверти, выставляется итоговая оценка за четверть;
- выставление оценок за четверть производится для всех школьников по всем изучаемым предметам;
- по итогам оценок за четыре четверти каждому учащемуся по каждому предметы выставляется годовая оценка (оценка за год).
Сформулируем основные закономерности, касающиеся учащегося средней школы:
- каждый учащийся имеет родителей (1 или 2 человека) или не имеет их вообще (является сиротой);
- каждый учащийся обладает возрастом и полом;
- каждый учащийся общеобразовательной средней школы имеет постоянный или временный адрес прописки;
- каждый учащийся (планово) не реже раза в год проходит обязательный медицинский осмотр, по результатам которого назначается физкультурная группа учащегося;
- в ходе медицинского осмотра может быть сделано заключение об общем состоянии здоровья ребенка и назначена дата следующего медицинского осмотра;
- каждый учащийся может проживать в благополучной или неблагополучной семье. Эти сведения также отражаются методистом в личных делах учащихся;
Информация о работе Информационно-справочная система средней общеобразовательной школы