Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 17:34, доклад
Проблемы формирования полноценной языковой личности в условиях учебно-воспитательного процесса школы и вуза являются сегодня важнейшими социологическими проблемами как национального, так и общественного развития. Налицо современные тенденции международных отношений, довольно ярко проявляющиеся в многоязычном информационно-речевом потоке, в пространстве которого взаимодействуют граждане всего мира.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
(из опыта
работы)
Проблемы формирования
полноценной языковой личности в
условиях учебно-воспитательного
Однако, как отмечает З. П. Горбенко [2], «процесс обучения иностранному языку реализуется не только через традиционные: обучающую, воспитывающую и развивающую функции, но и личностно - формирующую и коммуникативную. Следовательно, одной из ведущих форм обучения является (или, по крайней мере, должна быть) непосредственно коммуникация, общение, причем не только в режиме «ученик – ученик», но и в режиме «ученик – учитель». Очевидно, что для этого необходимо, в первую очередь, установление личностного контакта. Р.К. Сережникова и Ю.В. Попов [8] отмечают: «Человеческие взаимоотношения, в том числе и в учебном процессе, должны строиться на основе общения обеих сторон на равных, как личностей, как равноправных участников процесса общения. При соблюдении этого условия устанавливается не межролевой контакт «преподаватель - учащийся», а межличностный контакт, в результате которого и возникает диалог, а значит и наибольшая восприимчивость и открытость к воздействиям одного участника общения на другого. Создается оптимальная база для позитивных изменений в познавательной, эмоциональной, поведенческой сферах каждого из участников общения». Действительно, такой межличностный контакт, когда он состоялся, почти всесилен. Он разрушает невидимую баррикаду на месте учительского стола, превращая изматывающее обе стороны противостояние между «я» и «они» в совместную работу дружного «мы». Он делает сердце чутким к особенностям умственных, нравственных и душевных сил каждого и помогает подобрать систему упражнений так, чтобы даже самый слабый и незаинтересованный мог испытать чувство успеха. Он позволяет увидеть в сидящих перед тобой не «человеческий материал», из которого нужно «сделать людей», а такие же личности, как и ты сам, и общаться с ними изнутри искреннего глубокого уважения к их внутреннему миру.
Наверное, каждый из нас понимает, что индивидуальный подход – один из ведущих принципов педагогической работы. Вопрос в том, как его практически реализовать в условиях 45 минут урока на 12 – 15 учащихся (а ведь нам, учителям иностранного языка, в этом отношении еще повезло!) и жестких требований одинаковой для всех программы.
На мой взгляд,
первым шагом в этом
направлении должна
быть система индивидуальных
заданий. Разработанные мною к каждому
используемому УМК карточки могут применяться
по-разному. Во-первых, в качестве дополнительных
заданий на уроке для учащихся с высоким
уровнем знаний и темпом усвоения материала,
которым зачастую бывает скучно на занятии,
предназначенном «средним» ребятам. Во-вторых,
они могут быть предложены как замена
общего задания учащимся с более низким
уровнем знаний или замедленным темпом
усвоения материала: с этим заданием ребенок
может справиться, и получает столь необходимое
чувство успешности в учебной работе.
Таким образом, карточки оказываются совершенно
незаменимы при работе в неоднородных
по уровню знаний группах любого возраста.
В-третьих, они могут послужить дополнительным
домашним заданием. Кроме того, учащийся,
пропустивший ту или иную тему по болезни,
может после ее самостоятельного освоения
или консультации с учителем выполнить
ряд индивидуальных заданий по пропущенной
теме в качестве закрепления и проверки
знаний. И, наконец, еще один вариант –
мини-зачеты для желающих улучшить итоговую
отметку или просто получить дополнительную
отметку в журнал. Часть заданий на карточках
непосредственно связана с содержанием
учебников и рабочих тетрадей, другие
предназначены для отработки изучаемого
лексического и грамматического материала,
и, наконец, третьи направлены на развитие
навыков письменной речи или представляют
собой задания на сообразительность. Хочется
отметить, что в ряде случаев использование
индивидуального режима работы по карточкам
оказывается единственным способом установления
контакта с учащимся и вовлечения его
в учебную деятельность.
Следующая форма индивидуализации обучения в рамках традиционного урока – уровневая дифференциация. Практически на каждом уроке ребята выполняют задания на отработку одного и того же материала, но разного уровня сложности, в зависимости от их знаний по данной теме на сегодня.
Вот пример такой серии заданий: А (высокий): Correct the errors: 1. This book wrote O. Wilde. 2. She has written her essay and could help me. 3. I opened the door so that Ann felt hot. 4. Jack must be doing her homework – he is copying it now. 5. We had played football for 5 hours and feel tired now. В (средний): Make up sentences using these structures: 1. The Passive 2. Past Perfect 3. Future forms 4. Modals for speculation 5. Present Perfect Continuous С (низкий): Choose the correct version: 1. He’s got a sore throat because he has [shouted/been shouting] a lot. 2. Helen [must/can’t] [be sleeping/have slept] – three’s no light in her room. 3. I closed the door [so that/because] it was cold in the room. 4. I [have/had] done the washing up and [can/could] go to the cinema. 5. Why [did/was] the door [open/opened]?
Безусловно, ребятам
не сообщается, что задание зависит
от уровня знаний. Уровни не закреплены
за учащимися жестко, они меняются
в зависимости от актуального
уровня знаний. Существует, правда, и
другой подход к этому вопросу, когда
уровень присваивается
Хочется упомянуть о такой возможности развития мышления учащихся и индивидуализации учебного процесса, как многовариантность ответа. Сегодня особенно важно с самых начальных этапов приучать школьников, что их задача – не «угадать» единственный верный ответ, известный учителю, а составить и аргументировать свое мнение (причем не только в дискуссии, но даже и при выполнении, например, лексико-грамматических упражнений), и обсуждать эти мнения учащихся в классе – только так мы можем противостоять унифицированному мышлению, развиваемому компьютерами и техногенной цивилизацией в целом. Бытует мнение, что это почти невозможно делать на начальных этапах обучения. Да, конечно, в задании «Заполни пропуск в предложении “My sister … a doctor” возможен только один верный ответ, хотя и здесь все остальные высказанные учащимися варианты должны быть рассмотрены и отвергнуты (желательно самими авторами!) именно в процессе попытки аргументации. А уж если взять, например, такую (соответствующую этому же уровню elementary) фразу: “My sister … to play football” – здесь уж и вовсе открывается широчайший простор фантазии.
К сожалению, очень редко обращают внимание на такую немаловажную индивидуальную особенность каждого ребенка, как ведущий канал восприятия: аудиальный, визуальный или кинестетический. В лучшем случае, модель предъявления нового материала зависит от ведущего канала восприятия педагога, в худшем – от такового у авторов поурочных планов в книге для учителя. Наверное, совсем избежать такой подстройки урока «под себя» невозможно, но стремиться к этому необходимо. При объяснении нового материала я по возможности задействую все каналы восприятия (например: грамматический материал открывается самими детьми с использованием карточек схемы – опоры, или, с более младшими, живого поезда, после чего предъявляется в презентации, одновременно с этим проговаривается и учителем, и учащимися, а затем записывается в тетради).
Еще один путь реализации
индивидуального подхода –
разнообразие форм работы. В нашей с
ребятами практике используются аналитическое
чтение, работа в парах и группах, различные
групповые соревнования, уроки-зачеты
(проверяющие, в том числе, и умение сформулировать
теоретические знания по грамматике),
уроки – «забеги» (кто за отведенное время
выполнит – верно! – наибольшее количество
упражнений), Интернет – уроки, французские
творческие мастерские, выполнение индивидуальных
и групповых творческих проектов (как
предусмотренных УМК, так и внепрограммных)
и т.д.. Таким образом, каждый учащийся
получает возможность проявить себя в
том, что наиболее близко, интересно и
посильно именно ему и пережить такое
ценное для становления учебной мотивации
и личности в целом чувство успеха. Кроме
того, такие работы реализуют и психолого-диагностическую
функцию. Например, во время Интернет -
урока в 10 классе по теме «Косвенная речь»
учащиеся, уровень ответов которых на
традиционных уроках был не выше среднего,
дали по 85-90% правильных ответов. Смысл
их объяснений данного феномена сводился
к тому, что в привычном мире компьютера
комфортнее. Вот так. Ребятам – успех,
педагогу – пища для самых серьезных размышлений.
Особенно мощным психодиагностическим
и психокоррекционным эффектом обладает
технология французских творческих мастерских,
которые, благодаря полной безоценочности,
предполагают свободу мышления и самовыражения,
максимально раскрывая личность как участников,
так и мастера. Начиная с 7 - 8 класса, я по
несколько раз в год провожу уроки с объяснением
нового материала подготовленными учащимися.
«Сильные» ученики, особенно при соответствующем
складе характера, могут в некоторых случаях
быть ассистентами учителя: привести подходящий
пример, проверить выполнение упражнения,
еще раз объяснить материал тому, кто его
пока не понял. Важно только следить, чтобы
у них не развивалось чувства собственного
превосходства и снисходительно-
Следующий
уровень индивидуализированной
деятельности представляет
собой кружок «Театр
на английском языке».
Прием в кружок осуществляется исключительно
по желанию, и это дает возможность каждому
попробовать свои силы. Ключ к успеху школьного
спектакля - индивидуальная работа над
ролью (в единстве лингвистической, психологической
и драматической составляющей), а репетиции
оказываются уже обобщением и закреплением
достигнутого на индивидуальных занятиях.
Пожалуй,
наиболее интересным
и непростым способом
индивидуализации учебного
процесса является исследовательская
деятельность. Это тот достаточно редкий
в школе случай, когда ребенок имеет возможность
достаточно длительное время заниматься
тем, что ему действительно интересно.
И качество исследовательской работы
во многом зависит от того, насколько руководитель
сумеет дать учащемуся проявить в полной
мере именно себя каков он есть, не оценивая
и не вгоняя в рамки собственных представлений
или работы, выполненной ранее на сходную
тему. Это должна быть от начала до конца,
от выбора темы до настройки анимации
на слайдах, его собственная работа –
мастерство руководителя в том и состоит,
чтобы указать на недочеты и помочь в их
исправлении, не нивелируя индивидуальности
автора и уникальности работы. Иногда
то, что кажется руководителю ненужным,
неуместным или даже представляется недочетом,
именно в данной ситуации и именно в интерпретации
данного учащегося обретает неожиданное
звучание и становится своеобразной «изюминкой»
работы. В качестве формы обратной связи
наиболее органично смотрится защита
работ на уровне учебного заведения, и
вот к этому этапу можно и, наверное, нужно
подключить – в разных качествах – практически
всех учащихся. Лучшие работы могут в дальнейшем
быть выдвинуты на межгимназические или
Всероссийские фестивали и конкурсы научно-исследовательских
работ.
В завершение хотелось бы упомянуть о том, как могут быть поставлены на службу индивидуализации учебного процесса информационно-коммуникационные технологии. Я, например, практически по каждой изучаемой теме готовлю презентацию и небольшой интерактивный тест. Любой учащийся, пропустивший урок или испытывающий трудности в освоении материала, всегда может взять эти материалы домой, поработать с презентацией в индивидуальном режиме и самостоятельно проверить качество усвоения темы с помощью интерактивного теста. Вот пример такой презентации по теме «способы выражения будущего» (8 класс):
А вот – интерактивный тест, который учащемуся предлагается выполнить после изучения темы:
«кликнув» все ответы, учащийся нажимает кнопку «отвечаю» в конце теста и получает полную информацию о допущенных ошибках с комментарием.
Естественно, если
у него и после этой работы остаются вопросы,
он всегда может задать их учителю, поскольку
– в этом мое глубокое убеждение – личный
контакт учителя с учащимся ничто не заменит.
Для сильных же учащихся Интернет может
стать неисчерпаемым источником информации,
а ИКТ - средствами ее грамотной и эффектной
передачи одноклассникам.
И, наконец,
последнее, о чем хотелось бы поговорить
отдельно, это отметка
– обоюдоострый меч школьной жизни, очень
часто сопровождающий ребенка и за стенами
школы, в значительной мере определяя
его отношения с родными, знакомыми, друзьями.
Особенно велика роль отметки в начальной
школе, когда учение является для ребят
ведущей деятельностью, а потому успехи
или неудачи в школьной жизни определяют
самооценку ребенка. Однако и подростки
стремятся быть успешными в учении, как
бы они ни пытались доказать обратное.
Лучшее тому подтверждение – шпаргалки,
нацеленные именно на достижение успеха
в учебной деятельности – даже подобным
нечестным способом. В педагогической
науке традиционно считается, что основная
функция отметки – отражать уровень соответствия
знаний ребёнка некоему объективно-абстрактному
нормативу. А значит, основное требование
к ней – «объективность» (называемая детьми
«справедливостью»). Но попробуем посмотреть
на дело с позиции доброжелательного внимания
к каждому лично. Один ученик, страдающий
тяжёлым физическим недугом и в силу этого
имеющий большие сложности в обучении,
со слабой памятью и неустойчивым вниманием,
никак не мог освоить новую тему, но к концу
её изучения всё-таки разобрался и допустил
в контрольной работе всего две ошибки.
А другой – способный, с прекрасной памятью
и высокой произвольностью внимания –
очень легко воспринял материал, но по
самоуверенности не повторил его перед
контрольной, в силу чего допустил те же
самые две ошибки. Допустимо ли, полезно
ли для духовного становления обоим получить
одинаковую отметку? Ведь для одного такой
результат – максимум возможного, достигнутый
с титаническим трудом, а для другого –
следствие самоуверенности и нерадения.
Вот почему я убеждена, что отметка должна
быть справедливой в первую очередь с
точки зрения трактовки философом Иваном
Ильиным справедливости как «искусства
неодинакового отношения к неодинаковым
людям». Она должна отражать не столько
соотношение реальных знаний с эталоном,
сколько их динамику, так сказать «вектор
движения». Тогда ребёнок чувствует, что
педагог видит и оценивает как минимальный
шажок вперёд, так и минутную задержку
– или, тем более, откат - процесса познания.
Тогда отметка становится внутренне объективной.
Информация о работе Индивидуальный подход в преподавании иностранного языка