Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 20:06, курсовая работа
Индивидуальный подход – один их главных принципов педагогики. Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям :
- знание и понимание детей.
- любовь к детям.
- Основательный теоретический баланс.
- Способность педагога размышлять и умение анализировать.
Введение ……………………………………………………………… с.3
I. Теоретическая часть:
1. Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе
к детям...……………………………………………………………..с.6
2. Возрастные и индивидуальные особенности детей…..…………..с.10
3. Учет индивидуальных особенностей…..…………………………..с.16
4. Единство осуществления индивидуального подхода в детском
саду и семье. ...…………..…………………………………………..с.17
5. Специфика организации индивидуального подхода………………с.19
- в процессе трудового воспитания;
- в процессе игровой деятельности.
II. Практическая часть:
1. Анализ результатов практического исследования………………...с.22
2. Рекомендации..…...…….……………………………………..……..с.24
III. Заключение…………….……………………………………….……с.25
IV. Список литературы.…...………………………………
В констатирующем эксперименте была проведена диагностическая методика Афонькиной Ю.А., Урунтаевой Г.А. (см. приложение 1-2).
Диагностика проводилась в две серии :
1. Исследование типов темперамента дошкольников.
2. Изучение волевых проявлений.
Результаты диагностики первой серии отражены в протоколе оценки
темперамента.(см. Приложение№3.) В результате исследования удалось выяснить, что у Алины Г. преобладают сангвистические черты темперамента, т.к. для нее характерно : быстрота и живость движений, разнообразие и богатство мимики, быстрый темп речи, общительность, эмоциональность и т.д.
Екатерина П. и Иван К. - флегматики. Они отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Для них характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо. Любую деятельность малыши выполняют медленно. Они предпочитают играть одни в спокойные игры. Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь.
У Акима С. преобладают
меланхолические черты
Таким образом, можно сделать
выводы о том, что индивидуальное
своеобразие ребенка
Изучив волевые проявления детей можно сделать следующие выводы, что дети только начинают осваивать целеполагание - умение ставить цель деятельности. Поставленную взрослым цель, все дети способны удерживать ее и достигать какого-либо результата. Антропонимы вот самостоятельно ставить цель и руководствоваться ею в деятельности могут только Алина Г., Катя П., Иван К.. Аким С. самостоятельно цель ставит плохо, а если поставит, то не может руководствоваться ею в деятельности, т.к. под влиянием какого-либо яркого эмоционального побуждения Аким С. забывает о поставленной цели. Свои эмоции и непосредственные желания могут сдерживать только Катя П., Иван К , т.к. для этих детей характерны уравновешенность, сдержанность. Алина Г. и Аким С. свои эмоции и непосредственные желания не всегда сдерживают, т.к. для этих детей характерны быстрота и живость движений, высокая чувствительность эмоций.
Говоря о сформированности волевых качеств можно сказать, что дисциплинированность и настойчивость сформированы Алина Г., Катя П., Иван К.. Дети подчиняются общественным правилам поведения и деятельности, все требования предъявляемые взрослым дети выполняют сразу и охотно. Для них характерна высокая работоспособность, стараются доводить начатое дело до конца, препятствия возникающее в деятельности стараются преодолеть любым способом.
Такое волевое качество как организованность сформировано у всех детей. Дети рационально могут организовать свою деятельность, сосредоточенно ее выполнять.
Таким образом, к высокому уровню сформированности волевых проявлений можно отнести Катю П., Ивана К., т.к. уровень сформированности волевых проявлений этих детей соответствует поставленным критериям (см. приложение 2 .). К среднему уровню сформированности волевых проявлений можно отнести Алину Г. и Акима С. С низким уровнем сформированности волевых проявлений детей нет, т.к. систематически проводится индивидуальная работа с детьми с целью повышения уровня сформированности волевых проявлений.
Изучив документацию : перспективные и календарные планы, можно сделать вывод, что индивидуальная работа в данной группе проводится регулярно, причем в плане указывается с кем именно проводится и с какой целью. В наблюдениях за воспитателем во время его работы выяснилось, что индивидуальная работа проводится со всеми детьми.
Исходя их проделанной работы можно сделать вывод, что работа по осуществлению индивидуального подхода к детям в процессе воспитания и обучения проводится систематически. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Учитываются все особенности ребенка: и темперамент, и склонности, и способности, и умственные, и физические особенности. Таким образом можно сказать, что индивидуальная работа реализуется во всем объеме учебно – воспитательной работы.
На основе проделанной работы, исходя их полученных результатов рекомендуем провести следующую работу :
Рекомендации для воспитателя :
1. Провести исследование по диагностике Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. с целью изучения индивидуально-психологических особенностей ребенка (№17.с.235)
2. Организовать консультации по темам : «Знать ребенка, чтобы
воспитывать», «Правильно ли воспитываем малыша?», «У каждого ребенка свой темперамент», «Развитие волевого поведения у дошкольников».
3. В организации занятий следует учитывать склонности детей.
4. Рекомендую развивающие
игры, направленные на развитие
нравственно-волевых качеств
5. Предлагаю и рекомендую книги для прочтения : 1. Воспитателю о работе с семьей. Под ред. Н.Ф.Виноградовой. М.: «Просвещение», 1989г. 2. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. М., 1972г.
3.Никитин Б.П. «Ступеньки
творчества или развивающие
Рекомендации для родителей:
1. Необходимо уделять
больше внимание
2. Выполнять все требования предъявляемые педагогом.
3. Предлагаю книги для прочтения :
- Богуславская З.М., Смирнова
Е.О. «Развивающие игры для
детей младшего дошкольного
- Диалоги о воспитании : Книга для родителей / Под ред. В.Н.Столетова М., 1982г.
- Островская Л.Ф. «
Заключение
Курсовая работа состоит из двух частей : теоретической и практической. В теоретической части освещена история вопроса об индивидуальном подходе к детям в процессе воспитания. Раскрыт вопрос о роли педагога в осуществлении индивидуального подхода, а также доказана необходимость и значение единства в осуществлении индивидуального подхода в детском саду и семье.
В практической части был
проведен констатирующий эксперимент
с целью выявления
На основе проделанной работы, исходя из полученных результатов разработаны методические рекомендации по формированию волевых проявлений с учетом темперамента.
Используемые термины :
1. Ведущая деятельность
– деятельность, определяющая характер
психического развития на
2. Внимание – направленность
и сосредоточенность
3. Воля – способность
человека действовать в
4. Воспитание – целенаправленное и систематическое воздействие на воспитываемого с целью формирования у него определенный форм поведения, мировоззрения, характера и умственных способностей.
5. Деятельность – активное
отношение к окружающей
6. Игровая деятельность
– ведущий вид деятельности
детей дошкольного возраста, характеризующийся
в основном воспроизведением
в специфической форме
7. Индивидуальность –
неповторимое своеобразие
8. Индивидуальный подход
- осуществление педагогического
процесса с учетом
9. Личность – человек
как продукт общественно-
10. Мышление – процесс
обобщенного и опосредованного
отражения существенных
11. Обучение – целенаправленное и систематическое воздействие на обучаемого с целью передачи ему определенных знаний, умений и навыков.
12. Общение - взаимодействие
людей, направленное на
13. Память – психический
познавательный процесс,
14. Способности – это
индивидуально –
15. Темперамент – это
совокупность индивидуально –
психологических свойств,
16. Трудовое воспитание
– воспитание положительного
отношения к труду и
17. Характер – совокупность
наиболее устойчивых
18. Целеполагание – способность
порождения новых целей в
19. Цель – объект, на который направлено действие.
Список литературы :
1. Бескина Р.М.,Виноградова М.Д. «Идеи А.С.Макаренко сегодня».-М.: Знание, 1988 – 80с. (Новое в жизни, науке, техники. Сер. «Педагогика и психология» ; №10).
2. Богуславская З.М.,Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет.сада . – М.: Просвещение, 1991.-207с.
3. Болотина Л.Р.,Комарова Т.С., Баранов С.П. «Дошкольная педагогика : Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.». М.: Издательский центр «Академия», 1997г. – 240с.
4. Возрастная и педагогическая психология : Учеб.пособие для студентов пед. институтов по специальности №2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. Гамезо М.В. и др. – М.: Просвещение, 1984 – 256с.
5. Воспитателю о работе с семьей. Под ред. Н.Ф.Виноградовой. М.: «Просвещение», 1989г.
6. Давыдов В.В. «Российская
педагогическая энциклопедия»
7. Ермолаева М.В., Захарова
А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И.
«Психологическая практика в
системе образования». М.: Издательство
«Институт практической
8. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка : Пособие для воспитателя дет.сада .-2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985 г. – 112с.
9. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика : Учеб.пособие для студентов средних пед. учеб. заведений ». М: Издательский центр «Академия», 1998г. – 432с.
10. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб.пособие для студентов пед. институтов и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992г. – 528 с.
11. Макаров С.П.«Технология индивидуального обучения»// Педаго-гический вестник. – 1994г.-№1.-с.2-10.
12. Непомнящая Н. Формирование
воли // Дошкольное воспитание.-1993.-№
13. Подласый И.П. Педагогика : Учеб.пособие для студентов высших пед. учеб. заведений ». М: «Просвещение» : Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1996г. – 432с.
14. Психологический словарь/ под ред. В.В.Давыдова и др. – М.,1983Г.
15. Психология : Словарь/Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.. 1990г.
16. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений.- М. : Издательский центр «Академия», 1996.-336с.
17. Урунтаева Г.А., Афонькина. Практикум по детской психологии. М.: 1995г.
18. Файнберг С. У каждого ребенка свой темперамент и характер// Дошкольное воспитание. – 1980.-№2.-с.52-62.
19. Харламов И.Ф. «Педагогика» : Учеб. пособие 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш.шк.; 1990-576с.
20. Чиркова Т. Учет индивидуально – психологических особенностей детей.//Дошкольное воспитание.-1986.-№5.с.38-42.
21. Юркевич В.С. «Об
Информация о работе Индивидуальный подход к воспитанию и обучению ребенка в условиях детского сада