Индивидуальный подход к воспитанию и обучению ребенка в условиях детского сада

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Индивидуальный подход – один их главных принципов педагогики. Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям :
- знание и понимание детей.
- любовь к детям.
- Основательный теоретический баланс.
- Способность педагога размышлять и умение анализировать.

Содержание

Введение ……………………………………………………………… с.3
I. Теоретическая часть:
1. Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе
к детям...……………………………………………………………..с.6
2. Возрастные и индивидуальные особенности детей…..…………..с.10
3. Учет индивидуальных особенностей…..…………………………..с.16
4. Единство осуществления индивидуального подхода в детском
саду и семье. ...…………..…………………………………………..с.17
5. Специфика организации индивидуального подхода………………с.19
- в процессе трудового воспитания;
- в процессе игровой деятельности.
II. Практическая часть:
1. Анализ результатов практического исследования………………...с.22
2. Рекомендации..…...…….……………………………………..……..с.24
III. Заключение…………….……………………………………….……с.25
IV. Список литературы.…...………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая по педагогике.docx

— 70.61 Кб (Скачать)

В констатирующем эксперименте была проведена диагностическая  методика Афонькиной Ю.А., Урунтаевой Г.А. (см. приложение 1-2).

Диагностика проводилась  в две серии :

1. Исследование типов  темперамента дошкольников.

2. Изучение волевых проявлений.

Результаты диагностики  первой серии отражены в протоколе  оценки

темперамента.(см. Приложение№3.) В результате исследования удалось выяснить, что у Алины Г. преобладают сангвистические черты темперамента, т.к. для нее характерно : быстрота и живость движений, разнообразие и богатство мимики, быстрый темп речи, общительность, эмоциональность и т.д.

Екатерина П. и Иван К. - флегматики. Они отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Для  них характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо. Любую деятельность малыши выполняют  медленно. Они предпочитают играть одни в спокойные игры. Для них  характерна медленная, негромкая, с  длительными паузами речь.

У Акима С. преобладают  меланхолические черты темперамента для которого характерны высокая чувствительность, глубина и устойчивость эмоции. Движение и мимика вялые. Нервная система быстро истощается, наступает переутомление, работоспособность снижается. Речь малыша очень тихая, невыразительная.

Таким образом, можно сделать  выводы о том, что индивидуальное своеобразие ребенка проявляется  достаточно рано. Уже младенцы отличаются по уровню активности, преобладанию положительных  и отрицательных эмоций. Индивидуальность составляет прежде всего темперамент, который характеризует динамическую сторону протекания деятельности человека и сказывается в психической активности и эмоциональности. Поэтому, важность учета в воспитании и обучении индивидуально – типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников.

Изучив волевые проявления детей можно сделать следующие  выводы, что дети только начинают осваивать  целеполагание - умение ставить цель деятельности. Поставленную взрослым цель, все дети способны удерживать ее и достигать какого-либо результата. Антропонимы вот самостоятельно ставить цель и руководствоваться  ею в деятельности могут только Алина  Г., Катя П., Иван К.. Аким С. самостоятельно цель ставит плохо, а если поставит, то не может руководствоваться ею в деятельности, т.к. под влиянием какого-либо яркого эмоционального побуждения Аким С. забывает о поставленной цели. Свои эмоции и непосредственные желания  могут сдерживать только Катя П., Иван К , т.к. для этих детей характерны уравновешенность, сдержанность. Алина Г. и Аким С. свои эмоции и непосредственные желания не всегда сдерживают, т.к. для этих детей характерны быстрота и живость движений, высокая чувствительность эмоций.

Говоря о сформированности волевых качеств можно сказать, что дисциплинированность и настойчивость сформированы Алина Г., Катя П., Иван К.. Дети подчиняются общественным правилам поведения и деятельности, все требования предъявляемые взрослым дети выполняют сразу и охотно. Для них характерна высокая работоспособность, стараются доводить начатое дело до конца, препятствия возникающее в деятельности стараются преодолеть любым способом.

Такое волевое качество как  организованность сформировано у всех детей. Дети рационально могут организовать свою деятельность, сосредоточенно ее выполнять.

Таким образом, к высокому уровню сформированности волевых проявлений можно отнести Катю П., Ивана К., т.к. уровень сформированности волевых проявлений этих детей соответствует поставленным критериям (см. приложение 2 .). К среднему уровню сформированности волевых проявлений можно отнести Алину Г. и Акима С. С низким уровнем сформированности волевых проявлений детей нет, т.к. систематически проводится индивидуальная работа с детьми с целью повышения уровня сформированности волевых проявлений.

Изучив документацию : перспективные и календарные планы, можно сделать вывод, что индивидуальная работа в данной группе проводится регулярно, причем в плане указывается с кем именно проводится и с какой целью. В наблюдениях за воспитателем во время его работы выяснилось, что индивидуальная работа проводится со всеми детьми.

Исходя их проделанной  работы можно сделать вывод, что работа по осуществлению индивидуального подхода к детям в процессе воспитания и обучения проводится систематически. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Учитываются все особенности ребенка: и темперамент, и склонности, и способности, и умственные, и физические особенности. Таким образом можно сказать, что индивидуальная работа реализуется во всем объеме учебно – воспитательной работы.

На основе проделанной  работы, исходя их полученных результатов  рекомендуем провести следующую  работу :

Рекомендации для воспитателя :

1. Провести исследование  по диагностике Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. с целью изучения индивидуально-психологических особенностей ребенка (№17.с.235)

2. Организовать консультации  по темам : «Знать ребенка, чтобы

воспитывать», «Правильно ли воспитываем малыша?», «У каждого  ребенка свой темперамент», «Развитие  волевого поведения у дошкольников».

3. В организации занятий  следует учитывать склонности  детей.

4. Рекомендую развивающие  игры, направленные на развитие  нравственно-волевых качеств личности  ребенка (см.приложение.№3).

5. Предлагаю и рекомендую  книги для прочтения : 1. Воспитателю о работе с семьей. Под ред. Н.Ф.Виноградовой. М.: «Просвещение», 1989г. 2. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. М., 1972г.

3.Никитин Б.П. «Ступеньки  творчества или развивающие игры».  М., 1990г.

Рекомендации для родителей:

1. Необходимо уделять  больше внимание самообразованию.

2. Выполнять все требования  предъявляемые педагогом.

3. Предлагаю книги для  прочтения :

- Богуславская З.М., Смирнова  Е.О. «Развивающие игры для  детей младшего дошкольного возраста».  М., 1991 г.

- Диалоги о воспитании : Книга для родителей / Под ред. В.Н.Столетова М., 1982г.

- Островская Л.Ф. «Педагогические  знания - родителям». М., 1983г.

Заключение 

Курсовая работа состоит  из двух частей : теоретической и практической. В теоретической части освещена история вопроса об индивидуальном подходе к детям в процессе воспитания. Раскрыт вопрос о роли педагога в осуществлении индивидуального подхода, а также доказана необходимость и значение единства в осуществлении индивидуального подхода в детском саду и семье.

В практической части был  проведен констатирующий эксперимент  с целью выявления индивидуально  – психологических особенностей ребенка, по диагностической методике Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. Эксперимент проводился в две серии. В первой серии было проведено исследование типов темперамента детей дошкольного возраста, во второй серии были изучены волевые проявления дошкольников.

На основе проделанной  работы, исходя из полученных результатов разработаны методические рекомендации по формированию волевых проявлений с учетом темперамента.

 

Используемые  термины :

1. Ведущая деятельность  – деятельность, определяющая характер  психического развития на определенном  этапе онтогенеза.

2. Внимание – направленность  и сосредоточенность психической  деятельности на значимом объекте  при отвлечении от незначимых.

3. Воля – способность  человека действовать в направлении  сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние  и внешние препятствия.

4. Воспитание – целенаправленное и систематическое воздействие на воспитываемого с целью формирования у него определенный форм поведения, мировоззрения, характера и умственных способностей.

5. Деятельность – активное  отношение к окружающей деятельности, выражающейся в воздействие на  нее.

6. Игровая деятельность  – ведущий вид деятельности  детей дошкольного возраста, характеризующийся  в основном воспроизведением  в специфической форме действий  и отношений взрослых.

7. Индивидуальность –  неповторимое своеобразие отдельного  человека, совокупность только присущих  особенностей.

8. Индивидуальный подход - осуществление педагогического  процесса с учетом индивидуальных  особенностей детей (темперамента, характера, способностей и склонностей,  мотивов и интересов.)

9. Личность – человек  как продукт общественно-исторических  отношений, имеющий определенные  индивидуальные качества.

10. Мышление – процесс  обобщенного и опосредованного  отражения существенных свойств,  связей и отношений между объектами.

11. Обучение – целенаправленное  и систематическое воздействие  на обучаемого с целью передачи ему определенных знаний, умений и навыков.

12. Общение - взаимодействие  людей, направленное на согласование  и объединение их усилий с  целью налаживания отношений  и достижения общего материального  или духовного результата.

13. Память – психический  познавательный процесс, состоящий  в отражении прошлого опыта.

14. Способности – это  индивидуально – психологические  особенности человека, определяющие  успешность деятельности и легкость  ее освоения.

15. Темперамент – это  совокупность индивидуально –  психологических свойств, характеризующих  человека со стороны его динамических  способностей.

16. Трудовое воспитание  – воспитание положительного  отношения к труду и психологических  качеств, необходимых для трудовой  деятельности.

17. Характер – совокупность  наиболее устойчивых отличительных  черт личности человека, проявляющихся  во всех его поступках, действиях,  отношении к себе, к другим  людям, к труду.

18. Целеполагание – способность  порождения новых целей в деятельности  человека.

19. Цель – объект, на  который направлено действие.

Список литературы :

1. Бескина Р.М.,Виноградова М.Д. «Идеи А.С.Макаренко сегодня».-М.: Знание, 1988 – 80с. (Новое в жизни, науке, техники. Сер. «Педагогика и психология» ; №10).

2. Богуславская З.М.,Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет.сада . – М.: Просвещение, 1991.-207с.

3. Болотина Л.Р.,Комарова Т.С., Баранов С.П. «Дошкольная педагогика : Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.». М.: Издательский центр «Академия», 1997г. – 240с.

4. Возрастная и педагогическая  психология : Учеб.пособие для студентов пед. институтов по специальности №2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. Гамезо М.В. и др. – М.: Просвещение, 1984 – 256с.

5. Воспитателю о работе  с семьей. Под ред. Н.Ф.Виноградовой. М.: «Просвещение», 1989г.

6. Давыдов В.В. «Российская  педагогическая энциклопедия» т.1.М.:1993 г.

7. Ермолаева М.В., Захарова  А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И.  «Психологическая практика в  системе образования». М.: Издательство  «Институт практической психологии»,  Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998г. –  288с.

8. Ковальчук Л.И. Индивидуальный  подход в воспитании ребенка : Пособие для воспитателя дет.сада .-2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985 г. – 112с.

9. Козлова С.А., Куликова  Т.А. «Дошкольная педагогика : Учеб.пособие для студентов средних пед. учеб. заведений ». М: Издательский центр «Академия», 1998г. – 432с.

10. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб.пособие для студентов пед. институтов и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992г. – 528 с.

11. Макаров С.П.«Технология индивидуального обучения»// Педаго-гический вестник. – 1994г.-№1.-с.2-10.

12. Непомнящая Н. Формирование  воли // Дошкольное воспитание.-1993.-№9.с.36-41.

13. Подласый И.П. Педагогика : Учеб.пособие для студентов высших пед. учеб. заведений ». М: «Просвещение» : Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1996г. – 432с.

14. Психологический словарь/  под ред. В.В.Давыдова и др. – М.,1983Г.

15. Психология : Словарь/Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.. 1990г.

16. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений.- М. : Издательский центр «Академия», 1996.-336с.

17. Урунтаева Г.А., Афонькина. Практикум по детской психологии. М.: 1995г.

18. Файнберг С. У каждого ребенка свой темперамент и характер// Дошкольное воспитание. – 1980.-№2.-с.52-62.

19. Харламов И.Ф. «Педагогика» : Учеб. пособие 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш.шк.; 1990-576с.

20. Чиркова Т. Учет индивидуально – психологических особенностей детей.//Дошкольное воспитание.-1986.-№5.с.38-42.

21. Юркевич В.С. «Об индивидуальном  подходе в воспитании волевых  привычек».- М.: Знание, 1986.-80.с.-(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология» №11) .

Информация о работе Индивидуальный подход к воспитанию и обучению ребенка в условиях детского сада