Индивидуальный подход к воспитанию и обучению ребенка в условиях детского сада

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Индивидуальный подход – один их главных принципов педагогики. Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям :
- знание и понимание детей.
- любовь к детям.
- Основательный теоретический баланс.
- Способность педагога размышлять и умение анализировать.

Содержание

Введение ……………………………………………………………… с.3
I. Теоретическая часть:
1. Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе
к детям...……………………………………………………………..с.6
2. Возрастные и индивидуальные особенности детей…..…………..с.10
3. Учет индивидуальных особенностей…..…………………………..с.16
4. Единство осуществления индивидуального подхода в детском
саду и семье. ...…………..…………………………………………..с.17
5. Специфика организации индивидуального подхода………………с.19
- в процессе трудового воспитания;
- в процессе игровой деятельности.
II. Практическая часть:
1. Анализ результатов практического исследования………………...с.22
2. Рекомендации..…...…….……………………………………..……..с.24
III. Заключение…………….……………………………………….……с.25
IV. Список литературы.…...………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая по педагогике.docx

— 70.61 Кб (Скачать)

1. Воспитание в семье  отличается глубоким эмоциональным,  интимным характером. «Проводником»семейного воспитания являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям.

2. Воспитание в семье  отличается постоянством и длительностью  воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в  самых разнообразных жизненных  ситуациях, их повторяемостью  изо дня в день.

3. Семья обладает объективными  возможностями для включения  ребенка с первых лет жизни  в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную,  воспитательную в отношении других  членов семьи и его самого).

Выражение «дети – это  зеркало семьи» точно передает смысл  ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности : в одной во главу угла ставят доброту, милосердие, в других, напротив, царит культ жестокости.

Подражая близким, любимым  людям, следуя их «урокам жизненной  философии», ребенок овладевает формами  поведения, способами общения и  взаимодействия с окружающими людьми.

Таким образом, современная  наука подчеркивает приоритет семьи  в воспитании ребенка, проявляющийся  в многообразии форм воздействия, в  диапазоне ценностей, которые осваивает  подрастающий человек.

Однако далеко не все семьи  в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные : одни семьи не хотят  воспитывать ребенка, другие -–не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь педагога.

Да, работа воспитателей с  семьями – труд нелегкий, но не обходимый. Это неотъемлемый фактор индивидуального  подхода к детям, индивидуальной помощи, своевременного предотвращения нежелательных проявлений в характер ребенка.

В воспитании маленького ребенка  многое строится на формировании положительных  привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка  взрослые будут договариваться о  требованиях к нему, о методах  воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании, в приобщении значительно выше, чем возможности детского сада . Детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и др.

Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной  работе детского сада необходимо прежде всего для детей.

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи  и детского сада (В.К.Котырко, С.А.Ладыви) наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.

Положительные результаты в  воспитании детей достигается при  умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту  работу всех членов коллектива дошкольного  учреждения и членов семей воспитанников.

Формы работы могут быть самые разные, - это посещения  семьи и ребенка, день открытых дверей, беседы, консультации, родительские собрания, родительские конффенции. Но приоритет остается за индивидуальной формой.

Таким образом, можно сделать  следующие выводы:

1. Работу как со всем коллективом родителей, так и индивидуально с отдельными семьями можно успешно проводить только на основе знания особенностей быта и воспитания детей в семье.

2. Фактический материал  по изучению воспитания детей  в семье дает возможность не  только узнать условия жизни,  но и установить причины формирования  индивидуальных качеств детей,  выявить связь между условиями  воспитания, формированием особенностей  поведения и спецификой их  проявления.

3. Положительные результаты  в работе с семьей могут  быть достигнуты только в том  случае, если между родителями  и воспитателями достигнуто единство  требований в отношении к детям  и вся работа проводится по  плану и систематично.

4. Необходимо давать родителям  конкретные сведения по вопросу  о возрастных и индивидуальных  особенностей детей, учить их  видеть в своих детях хорошее,  и плохое анализировать их  поступки.

5. Наряду с общей и  индивидуальной формами работы  с семьей можно проводить и  работу с несколькими семьями,  имеющими сходные условия воспитания  детей.

6. Изучение особенностей  семейного воспитания, так же  как и изучение особенностей  физического развития ребенка,  является необходимым условием  начала планомерной работы по  осуществлению индивидуального  подхода к детям в воспитании  и обучении их, в различных  видах деятельности.

Специфика организации  индивидуального подхода.

1. В процессе трудового  воспитания.

Совершенствование процесса трудового воспитания, начиная с  дошкольной ступени - одна из важнейших  задач.

В «Программе воспитания в  детском саду» подчеркивается огромная роль трудового воспитания для всестороннего  развития личности. Определенно содержание трудового воспитания : ознакомление с трудовой деятельностью взрослых, что имеет большое значение для формирования представления о роли труда в жизни общества.

В решении задач трудового  воспитания принцип индивидуального  подхода приобретает особо важное значение, потому что пробелы в трудовом воспитании ребенка неблагоприятно сказываются на его нравственном облике, волевых качествах, интерес к занятиям.

Правильная организация  трудового воспитания ребенка с  самого раннего детства служит надежной основой для его дальнейшего  развития. В организации трудового  воспитания детей младшего дошкольного  возраста в подборе методов и  наиболее эффективных приемов работы индивидуальный подход является закономерностью. И начинать его нужно с изучения индивидуальных особенностей всей детей  группы, в данном случае – с изучения уровня трудовых навыков. Очень важно  знать эти особенности, т.к. завышенные требования приводят к тому, что  дети устают , теряют уверенность в свои силах и в связи с перегрузкой возникает негативное отношение к любому трудовому процессу.

Необходимо согласовывать  требования к ребенку со стороны  детского сада и семьи, чтобы они  были едиными. Соблюдение этого условия  во многом обеспечивает успех в правильном трудовом воспитании.

Для осуществления индивидуального  подхода к детям в процессе трудового воспитания педагог должен хорошо знать не только практические умения и навыки каждого ребенка, но и его нравственные качества.

Изучение индивидуальных особенностей детей в трудовой деятельности показывает, с одной стороны, большое  разнообразие их как в отношении  интереса к различным видам труда, так и в уровне развития умений и навыков; с другой стороны, в  индивидуальных проявлениях замечается не только разное, но и много общего.

Знание и учет индивидуальных особенностей детей всей группы дает возможность лучше организовать коллективную работу. Таким образом, осуществлению индивидуального подхода к старшим дошкольникам во многом помогает определенная организация их в процессе коллективного труда.

Большое значение для индивидуального  подхода к детям в процессе трудового воспитания имеет контакт  к семьей, единство требований к  ребенку в детском саду и дома.

Индивидуальные проявления в трудовой деятельности - очень  характерные качества, которые показывают не только отношение ребенка к  труду, его умения и навыки, но и  уровень нравственной воспитанности, его «общественное» лицо - готовность помочь товарищам, трудиться не только для себя, но и для других.

Индивидуальный подход оказывает  положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при  условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как  непрерывный, четко организованный процесс.

Приемы и методы индивидуального  подхода не являются специфическими, они общепедагогические. Творческая задача воспитателя – отобрать из общего арсенала средств те, которые  наиболее действенны в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям ребенка.

При проведении индивидуальной работы в процессе различной детской  деятельности педагог постоянно  должен опираться на коллектив, на коллективные связи детей внутри группы. Коллектив  является той силой, которая укрепляет  в ребенке общественные начала. Невозможно воспитать вне общения с коллективом  такие качества, как доброжелательность, чувство взаимопомощи, ответственности  за общее дело.

Работа педагога высококвалифицированная, она требует постоянного повышения  педагогической и общей культуры. Чтобы правильно воспитывать детей, надо четко усвоить в полном объеме уровень требований, предъявляемый к воспитанию подрастающего поколения.

На всех ступенях системы  народного образования необходимо оказывать семье помощь в осуществлении  воспитания детей. В работе с родителями педагог должен помочь им научиться познавать своих детей с научной позиций, а не через призму своих суждений, которые далеко не всегда бывают объективными.

2. В процессе игровой  деятельности.

В игре проявляются и через  нее формируются все стороны  психической жизни ребенка. Через  те роли, которые ребенок выполняется  в игре, обогащается и его личность. Именно в игре воспитываются такие  нравственные качества, как скромность, гуманность .

Индивидуальность ребенка  в играх проявляется в самостоятельном  развитии его

замысла и умения организовать его игру, в настойчивости достижения поставленной цели. Для индивидуального  подхода к детям в процессе игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и  характер участия в различных  играх.

Большое значение имеет индивидуальный подход при руководстве подвижными играми с правилами. Подвижные игры способствуют формированию таких нравственных проявлений , как дружелюбие, умение действовать вместе, дают ребенку возможность почувствовать себя членом коллектива.

В процессе проведения дидактических  игр выясняется степень умственного  развития детей, их сообразительность, смекалка, а также решительность или нерешительность, быстрая или медленная переключаемость с одного действия на другое.

Осуществляя индивидуальный подход к детям в игре, воспитатель  должен развивать в них такие  нравственные качества как доброжелательность, стремление принести пользу игровому коллективу.

Руководство воспитателей игрой  всегда должно сочетаться с индивидуальным подходом к детям. Это две стороны  единого воспитательного процесса.

Зная индивидуальные особенности  детей ,их способности и умения, нужно всегда использовать это в игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо строить, украшать свои постройки. В общей игре можно каждому найти дело.

В развитии индивидуальных особенностей детей большое значение имеет дидактические игры. Они  способствуют расширению представления  в окружающем, о живой и неживой  природе, о пространстве и времени, о качестве и форме предметов  и т.д. В дидактических играх  развивается зрительное восприятие, наблюдательность, способность к  обобщению. В процессе их проведения ярко выявляются индивидуальные особенности  детей, эти игры помогают воспитанию сосредоточенности, внимания, усидчивости. Это особенно важно для детей  с повышенной возбудимостью.

Таким образом, в игровой  деятельности, в правильной организации  ее заложены большие возможности  для эффективного индивидуального  педагогического воздействия на детей. И воспитатель, совместно  с семьей, должен постоянно использовать их для всестороннего развития каждого  ребенка.

 

Цель эксперимента :

1. Выявить индивидуально  – психологические особенности  ребенка.

2. Предложить методические  рекомендации по формированию  волевых проявлений с учетом  темперамента..

Методы исследования :

наблюдение, беседа с воспитателями, изучение документации педагога (календарные  и перспективные планы).

Практическая часть была выполнена на базе детского сада «Искра»  г.Сургута, во второй младшей группе.

Состав группы : 16 человек, 7 мальчиков и 9 девочек. Воспитатель группы:

Анисимова Ольга Ивановна – стаж работы 12 лет, образование  среднее.

Исследование проводилось  с подгруппой детей.

1. Алина Г. 4г.

2. Иван К. 3,5

3. Екатерина П. 4г.

4. Аким С. 3г.

В целом дети развиты как  в психическом, так и физическом плане:

хорошо развиты зрительное, слуховое, осязательное восприятие, у  детей большой запас слов, развито  мышление, движения скоординированы  на занятиях и в повседневной жизни  дети активны, не скованы, чувствуют себя уверенно. Дети очень любознательны: задают много вопросов. Очень любят наблюдать за природными явлениями; общительны, дружелюбны. В целом группа дисциплинированна, внимательна и доброжелательна по отношению друг к другу и к окружающим.

Информация о работе Индивидуальный подход к воспитанию и обучению ребенка в условиях детского сада