Индивидуальные особенности памяти младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:51, контрольная работа

Описание работы

Одной из актуальных проблем в педагогике является - развитие памяти.
Память играет в жизни человека большую роль. Она лежит в основе любого психологического явления, связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство личности.
Память - важнейшая характер

Работа содержит 1 файл

к р психология.docx

— 56.87 Кб (Скачать)

Детей 10-11 лет  отличает, весьма, своеобразное отношение  к себе: около 34 % мальчиков и 26 % девочек  относятся к себе полностью отрицательно. Остальные 70 % детей отмечают у себя и положительные черты, однако отрицательные  черты все равно перевешивают. Таким образом, характеристикам  детей этого возраста присущ отрицательный  эмоциональный фон.

   Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется:

легкой отзывчивостью  на происходящие события и окрашенностью  восприятия, воображения, умственной и  физической деятельности эмоциями;

непосредственностью и откровенностью выражения своих  переживаний - радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;

готовностью к  аффекту страха; в процессе учебной  деятельности страх ребенок переживает как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием; школьник ощущает угрозу своему статусу  в классе, семье;

большой эмоциональной  неустойчивостью, частой сменой настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности), склонностью  к кратковременным и бурным аффектам.

эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;

свои и чужие  эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается часто неверно, так же как и  истолкование выражения, чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников; исключение составляют базовые эмоции страха и радости, в отношении которых у детей этого возраста уже имеются четкие представления, которые они могут выразить вербально, называя, пять синонимичных слов, обозначающих эти эмоции [12, стр.58-60].

Школьники младших  классов, легче понимают эмоции, возникающие  в знакомых им жизненных ситуациях, но затрудняются облечь эмоциональные  переживания в слова. Лучше различаются  положительные эмоции, чем отрицательные. Им трудно отличить страх от удивления. Неопознанной оказалась эмоция вины.

   В отличие от дошкольников, которые предпочитают воспринимать только веселые и радостные картины, у младших школьников возникает способность к сопереживанию при восприятии тягостных сцен и драматических конфликтов.

   В младшем школьном возрасте особенно ярко видна социализация эмоциональной сферы. К третьему классу у школьников проявляется восторженное отношение к героям, выдающимся спортсменам. В этом возрасте начинают формироваться любовь к Родине, чувство национальной гордости, формируется привязанность к товарищам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. 

Экспериментальная часть: 

Ученые и методисты  до сих пор занимаются исследованием  развития долговременной  памяти школьников. На сегодняшний день существует множество  методик, тестов, чтобы проверить  память ребёнка.

В моем эксперименте приняли участие 17 учеников 3 класс  МОУ СОШ с Поима.

Мною проводилась  экспериментальная работа по развитию памяти младших школьников. Она состояла из 4 этапов.  

1 этап (дата проведения 6 сентября 2011 год) 

На первом этапе  я провела диагностику памяти учащихся 3 класса. В эксперименте участвовало 17 школьников, 10 девочек и 7 мальчиков. С целью выявления уровня развития долговременной памяти я использовала методику А.Р.Лурия «Заучивания 10 слов».

Для моего исследования ребята были поделены на 2 группы.но на данном этапе все дети тестировались одинаково. 

методика  «Заучивания 10 слов». 

Никакого специального оборудования не требуется. Однако в  большей мере, чем при использовании  остальных методик, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно. Исследование проводится индивидуально с каждым ребенком отдельно.Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двусложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обычно каждый экспериментатор пользуется каким-нибудь одним рядом слов.Однако необходимо использовать несколько наборов, чтобы дети не могли их друг от друга услышать. В данном эксперименте очень важна большая точность произнесения и неизменность инструкции.

Инструкция состоит  из нескольких этапов.

   Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно, когда я закончу читать, сразу же повтори столько, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда  испытуемый повторяет слова, экспериментатор  ставит в своём протоколе крестики под этими словами (приложение 1). Затем экспериментатор продолжает инструкцию (второй этап).

   Второе объяснение: »Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен их повторить их - и те, которые уже назвал, и те, которые уже назвал, и те, которые в первый раз пропустил, - все вместе, в любом порядке».

Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые воспроизвёл испытуемый.

Затем опыт повторяется  еще  2 раза, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Ещё раз».

   Через час ( примерно через урок и перемену) нужно  посадить детей и попросить на отдельных листках записать без напоминания прочитанные ранее слова. Записанные каждым ребенком слова вносятся в его таблицу. 

Протокол  эксперимента 

Я использовала набор слов: 

Рыба, нота, сапог, лиса, сон, торт, остров, огонь, дыня, лёд 

    Таблицы с результатами исследования на каждого ребенка можно посмотреть в приложении№1. 

    Чтобы посчитать и сделать оценку памяти нужно было в таблице у каждого ребенка посчитать количество правильных ответов и поделить полученное число на 5 ( число проводимых опросов).После этого можно было выявить уровни запоминания учащимися слов.: 

*  7-10 слов  – дети с высоким уровнем  развития памяти

*  5-7 слов –  со средним уровнем

*  1-5 слов –  с низким уровнем 

Результаты получились такие по 2 группам: 

1 группа, 9 человек

Высокий уровень  – 3 чел

Средний уровень  -  5 чел

Низкий уровень  – 1 чел 

2 группа, 8 человек

Высокий уровень  – 2 чел

Средний уровень  -  4 чел

Низкий уровень  – 2 чел 

2 этап (дата проведения с 7 сентября по 24 ноября 2011 года) 

   Проводился в течении 10 недель, и состоял в том что с одной из групп исследуемых ребят( а именно со 2 группой)  проводились регулярные занятия, игры, тренинги по развитию памяти, тогда как с первой группой такие занятия не проводились.

 Пояснение:  ученики 3 класса, а именно 8 человек(2 группа) посещают 1 раз в неделю  кружковое занятие, на котором в течении всего времени эксперимента ( 10 недель – 10 занятий) мы отводили 15-20 минут упражнениям по развитию памяти. (см. приложение 2) Так же ребятам были предложны домашние задания в виде игр для тренировки памяти.  

3 этап, (дата проведения  24 ноября 2011 год) 

    На данном этапе в 3 классе,. Во обоих группах был проведен повторный тест, полностью идентичный проведенному 6 сентября., только был взят новый ряд слов: 

Вода, сыр, кошка, мороз, ток, стул, каша, сова, мир, гараж 

Вот такие результаты получились: 

1 группа, 9 человек

Высокий уровень  – 2 чел

Средний уровень  -  6 чел

Низкий уровень  – 1 чел 

2 группа, 8 человек

Высокий уровень  – 5 чел

Средний уровень  -  3 чел

Низкий уровень  – 0 чел  

4 этап. 

Полученные результаты сравнила и записала в таблицы: 

1 группа, 9 человек

  В начале эксперимента В конце эксперимента
Высокий уровень (7-10 слов) 3 чел 2 чел
Средний уровень (5-7 слов) 5 чел 6 чел
Низкий  уровень  ( 1-5 слов) 1 чел 1 чел
 

2 группа, 8 человек:

  В начале эксперимента В конце эксперимента
Высокий уровень (7-10 слов) 2 чел 5 чел
Средний уровень (5-7 слов) 4 чел 3 чел
Низкий  уровень  ( 1-5 слов) 2 чел 0 чел

   По результатам таблиц, мы можем сделать вывод, что использованные мною в ходе эксперимента методики способствовали развитию памяти младших школьников.  

Вывод: 

   Анализируя полученные в ходе эксперимента данные  мы можем сделать выводы:

Сравнивая результаты полученные в начале и в конце эксперимента мы видим, что в 1 (контрольной группе) показатели почти не изменились, тогда как во 2(экспериментальной группе) показатели  значительно улучшились! Также если проанализировать  результаты каждого отдельного ребенка в экспериментальной группе( см.приложение 1), мы видим , что в каждом конкретном случаи  увеличилось количество слов, воспроизводимых учащимися, что указывает на улучшение у них показателей как кратковременной памяти ( ученики запомнили больше слов уже после первого повторения) так и долговременной ( увеличилось количество слов которые ученики смогли воспроизвести через час).

  В целом, моя экспериментальная работа позволяет сделать вывод о том, что правильно подобранные методы, средства и формы работы с учащимися младших классов, системность в использовании упражнений для развития памяти младших школьников дают положительные результаты. 

Заключение:

 

   Младший школьник имеет свои психологические особенности, связанные с сохранением в памяти его воспроизведения.  Опытно – экспериментальная работа показала, что без целенаправленной деятельности со стороны учителя, без систематического повторение материала развитие долговременной памяти будет проходить медленно. По итогам работы были определены рекомендации учителю: 

-  учитель обязательно должен знать психологическое особенности обучающегося;

-  для лучшего запоминания использовать “опоры”, т.к. у младших школьников более развита наглядно-образная память;

-  использовать средства, методы и формы, способствующие развитию долговременной памяти;

-  только систематическое повторение материала способствует развитию долговременной памяти. 

 

 

Информация о работе Индивидуальные особенности памяти младших школьников