Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:51, контрольная работа
Одной из актуальных проблем в педагогике является - развитие памяти.
Память играет в жизни человека большую роль. Она лежит в основе любого психологического явления, связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство личности.
Память - важнейшая характер
Детей 10-11 лет отличает, весьма, своеобразное отношение к себе: около 34 % мальчиков и 26 % девочек относятся к себе полностью отрицательно. Остальные 70 % детей отмечают у себя и положительные черты, однако отрицательные черты все равно перевешивают. Таким образом, характеристикам детей этого возраста присущ отрицательный эмоциональный фон.
Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется:
легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;
непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний - радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;
готовностью к аффекту страха; в процессе учебной деятельности страх ребенок переживает как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием; школьник ощущает угрозу своему статусу в классе, семье;
большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам.
эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;
свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается часто неверно, так же как и истолкование выражения, чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников; исключение составляют базовые эмоции страха и радости, в отношении которых у детей этого возраста уже имеются четкие представления, которые они могут выразить вербально, называя, пять синонимичных слов, обозначающих эти эмоции [12, стр.58-60].
Школьники младших классов, легче понимают эмоции, возникающие в знакомых им жизненных ситуациях, но затрудняются облечь эмоциональные переживания в слова. Лучше различаются положительные эмоции, чем отрицательные. Им трудно отличить страх от удивления. Неопознанной оказалась эмоция вины.
В отличие от дошкольников, которые предпочитают воспринимать только веселые и радостные картины, у младших школьников возникает способность к сопереживанию при восприятии тягостных сцен и драматических конфликтов.
В младшем
школьном возрасте особенно ярко видна
социализация эмоциональной сферы. К третьему
классу у школьников проявляется восторженное
отношение к героям, выдающимся спортсменам.
В этом возрасте начинают формироваться
любовь к Родине, чувство национальной
гордости, формируется привязанность
к товарищам.
Глава 2.
Экспериментальная
часть:
Ученые и методисты до сих пор занимаются исследованием развития долговременной памяти школьников. На сегодняшний день существует множество методик, тестов, чтобы проверить память ребёнка.
В моем эксперименте приняли участие 17 учеников 3 класс МОУ СОШ с Поима.
Мною проводилась
экспериментальная работа по развитию
памяти младших школьников. Она состояла
из 4 этапов.
1
этап (дата проведения 6
сентября 2011 год)
На первом этапе я провела диагностику памяти учащихся 3 класса. В эксперименте участвовало 17 школьников, 10 девочек и 7 мальчиков. С целью выявления уровня развития долговременной памяти я использовала методику А.Р.Лурия «Заучивания 10 слов».
Для моего исследования
ребята были поделены на 2 группы.но на
данном этапе все дети тестировались одинаково.
методика
«Заучивания 10 слов».
Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при использовании остальных методик, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно. Исследование проводится индивидуально с каждым ребенком отдельно.Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двусложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обычно каждый экспериментатор пользуется каким-нибудь одним рядом слов.Однако необходимо использовать несколько наборов, чтобы дети не могли их друг от друга услышать. В данном эксперименте очень важна большая точность произнесения и неизменность инструкции.
Инструкция состоит из нескольких этапов.
Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно, когда я закончу читать, сразу же повтори столько, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»
Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в своём протоколе крестики под этими словами (приложение 1). Затем экспериментатор продолжает инструкцию (второй этап).
Второе объяснение: »Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен их повторить их - и те, которые уже назвал, и те, которые уже назвал, и те, которые в первый раз пропустил, - все вместе, в любом порядке».
Экспериментатор
снова ставит крестики под словами,
которые воспроизвёл
Затем опыт повторяется еще 2 раза, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Ещё раз».
Через час
( примерно через урок и перемену) нужно
посадить детей и попросить на отдельных
листках записать без напоминания прочитанные
ранее слова. Записанные каждым ребенком
слова вносятся в его таблицу.
Протокол
эксперимента
Я использовала
набор слов:
Рыба,
нота, сапог, лиса, сон,
торт, остров, огонь,
дыня, лёд
Таблицы
с результатами исследования на каждого
ребенка можно посмотреть в приложении№1.
Чтобы
посчитать и сделать оценку памяти нужно
было в таблице у каждого ребенка посчитать
количество правильных ответов и поделить
полученное число на 5 ( число проводимых
опросов).После этого можно было выявить
уровни запоминания учащимися слов.:
* 7-10 слов – дети с высоким уровнем развития памяти
* 5-7 слов – со средним уровнем
* 1-5 слов –
с низким уровнем
Результаты получились
такие по 2 группам:
1 группа, 9 человек
Высокий уровень – 3 чел
Средний уровень - 5 чел
Низкий уровень
– 1 чел
2 группа, 8 человек
Высокий уровень – 2 чел
Средний уровень - 4 чел
Низкий уровень
– 2 чел
2
этап (дата проведения
с 7 сентября по 24 ноября 2011
года)
Проводился в течении 10 недель, и состоял в том что с одной из групп исследуемых ребят( а именно со 2 группой) проводились регулярные занятия, игры, тренинги по развитию памяти, тогда как с первой группой такие занятия не проводились.
Пояснение:
ученики 3 класса, а именно 8 человек(2
группа) посещают 1 раз в неделю
кружковое занятие, на котором в течении
всего времени эксперимента ( 10 недель
– 10 занятий) мы отводили 15-20 минут упражнениям
по развитию памяти. (см.
приложение 2) Так же ребятам были предложны
домашние задания в виде игр для тренировки
памяти.
3
этап, (дата проведения 24
ноября 2011 год)
На данном
этапе в 3 классе,. Во обоих группах был
проведен повторный тест, полностью идентичный
проведенному 6 сентября., только был взят
новый ряд слов:
Вода,
сыр, кошка, мороз, ток,
стул, каша, сова, мир,
гараж
Вот такие результаты
получились:
1 группа, 9 человек
Высокий уровень – 2 чел
Средний уровень - 6 чел
Низкий уровень
– 1 чел
2 группа, 8 человек
Высокий уровень – 5 чел
Средний уровень - 3 чел
Низкий уровень
– 0 чел
4
этап.
Полученные результаты
сравнила и записала в таблицы:
1 группа, 9 человек
В начале эксперимента | В конце эксперимента | |
Высокий уровень (7-10 слов) | 3 чел | 2 чел |
Средний уровень (5-7 слов) | 5 чел | 6 чел |
Низкий уровень ( 1-5 слов) | 1 чел | 1 чел |
2 группа, 8 человек:
В начале эксперимента | В конце эксперимента | |
Высокий уровень (7-10 слов) | 2 чел | 5 чел |
Средний уровень (5-7 слов) | 4 чел | 3 чел |
Низкий уровень ( 1-5 слов) | 2 чел | 0 чел |
По результатам
таблиц, мы можем сделать вывод, что использованные
мною в ходе эксперимента методики
способствовали развитию памяти младших
школьников.
Вывод:
Анализируя полученные в ходе эксперимента данные мы можем сделать выводы:
Сравнивая результаты полученные в начале и в конце эксперимента мы видим, что в 1 (контрольной группе) показатели почти не изменились, тогда как во 2(экспериментальной группе) показатели значительно улучшились! Также если проанализировать результаты каждого отдельного ребенка в экспериментальной группе( см.приложение 1), мы видим , что в каждом конкретном случаи увеличилось количество слов, воспроизводимых учащимися, что указывает на улучшение у них показателей как кратковременной памяти ( ученики запомнили больше слов уже после первого повторения) так и долговременной ( увеличилось количество слов которые ученики смогли воспроизвести через час).
В целом, моя
экспериментальная работа позволяет сделать
вывод о том, что правильно подобранные
методы, средства и формы работы с учащимися
младших классов, системность в использовании
упражнений для развития памяти младших
школьников дают положительные результаты.
Заключение:
Младший
школьник имеет свои психологические
особенности, связанные с сохранением
в памяти его воспроизведения. Опытно
– экспериментальная работа показала,
что без целенаправленной деятельности
со стороны учителя, без систематического
повторение материала развитие долговременной
памяти будет проходить медленно. По итогам
работы были определены рекомендации
учителю:
- учитель обязательно должен знать психологическое особенности обучающегося;
- для лучшего запоминания использовать “опоры”, т.к. у младших школьников более развита наглядно-образная память;
- использовать средства, методы и формы, способствующие развитию долговременной памяти;
- только систематическое
повторение материала способствует развитию
долговременной памяти.
Информация о работе Индивидуальные особенности памяти младших школьников