Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:51, контрольная работа
Одной из актуальных проблем в педагогике является - развитие памяти.
Память играет в жизни человека большую роль. Она лежит в основе любого психологического явления, связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство личности.
Память - важнейшая характер
ВВЕДЕНИЕ
Одной из актуальных проблем в педагогике является - развитие памяти.
Память играет в жизни человека большую роль. Она лежит в основе любого психологического явления, связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство личности.
Память - важнейшая характеристика психической жизни. Поэтому, проблема памяти привлекает внимание психологов. Существует достаточно большое количество теорий, пытающих объяснить процессы памяти. Исследованием памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики и других. Мною при изучении этой проблемы были рассмотрены различные теории. В теоретической части работы я пыталась проследить пути исследования развития долговременной памяти у младших школьников.
Возраст с 7 до 9 лет, охватывающий первые 4 года школьного обучения, является важным периодом в жизни человека. Школа становится одним из самых главных факторов формирования личности ребёнка. С началом обучения у него кончается пора беззаботного детства, и он приобщается к трудовой жизни, к выполнению новых обязанностей. С точки зрения психологии это большая перемена в жизни и деятельности ребёнка. Поступление в школу - исключительное событие, которое обычно помнится всю жизнь.
Начало учения- крупный шаг в психическом, прежде всего в умственном, развитии ребёнка. С поступлением в школу у него развивается внимание, восприятие, мышление, речь, воображение и, конечно же, память. Память - основа психической жизни, основа сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Ребёнок и взрослый без памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если не было бы памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, так как, не успев дочитать до конца, забыли бы его начало. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями.
С первых лет школьного обучения кругозор младшего школьника неизмеримо расширяется, в его жизнь входят книги, этот неиссякаемый источник знаний.
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. Младший школьный возраст является сензитивным:
- для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;
развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
усвоения социальных норм, нравственного развития; развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
Младший школьный
возраст -- это период позитивных изменений
и преобразований.
Цель
данной работы – выявить и проверить
на практике пути развития памяти младших
школьников.
Задачи:
- изучить и проанализировать научно-методическую, психолого-педагогическую литературу и практический опыт по развитию памяти младших школьников;
- определить формы, методы и средства развития памяти младших школьников
- подобрать систему
упражнений, способствующих развитию
памяти младших школьников.
Объект
исследования: процесс развития памяти
детей младшего школьного возраста.
Предмет
исследования: пути развития памяти
учащихся 3 класса в учебно-воспитательном
процессе.
Гипотеза: я полагаю, что развитие памяти младших школьников будет осуществляться эффективнее, если:
- осуществляется поэтапная диагностика развития памяти младших школьников.
- определено содержание
индивидуальной и групповой работы по
развитию памяти младших школьников.
Глава 1.
Теоретический
анализ литературы по
проблеме исследования.
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В последние годы в связи с переходом к обучению с 6 лет и введением четырехлетней начальной школы нижняя граница данного возрастного этапа переместилась, и многие дети, становятся школьниками, начиная не с 7 лет, как прежде, а с 6. Соответственно границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6 -- 7 до 9 -- 10 лет.
В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет (в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой). Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов.
Однако, несмотря на отмечаемые в это время определенные осложнения, сопровождающие физиологическую перестройку (повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость ребенка), физиологический кризис не столько отягощает, сколько, напротив, способствует более успешной адаптации ребенка к новым условиям. Это объясняется тем, что происходящие физиологические изменения отвечают повышенным требованиям новой ситуации. Более того, для отстающих в, общем, развитии по причинам педагогической запущенности этот кризис является последним сроком, когда еще можно догнать сверстников.
В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Фактически в младших классах «за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте». Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей, которая у младших школьников еще неустойчива, сопротивляемость утомлению низкая. И хотя на протяжении возраста эти параметры повышаются, в целом продуктивность и качество работы младших школьников примерно наполовину ниже, чем соответствующие показатели старшеклассников.
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.
Младший школьный возраст является периодом интен-сивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением.
Согласно Л. С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий.
В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Л. С. Выготский характеризует новый уровень развития мотивационно-потребностной сферы, что позволяет ребенку действовать не непосредственно, а руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения.
На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются: качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности; рефлексия, анализ, внутренний план действий; развитие нового познавательного отношения к действительности; ориентация на группу сверстников.
Возраст 6 -- 12 лет рассматривается как период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия. В этом возрасте у ребенка наиболее интенсивно развивается (или, напротив, не развивается) способность к овладению окружающей его средой. При позитивном исходе этой стадии развития у ребенка формируется переживание своей умелости, при неудачном исходе -- чувство неполноценности и неспособности быть наравне с другими людьми. Инициативность, стремление активно действовать, соревноваться, пробовать свои силы в разных видах деятельности отмечаются как характерные черты детей данного возраста.
Возраст 6 -- 10 лет считается латентным периодом, когда сексуальное развитие ребенка под давлением родителей и общества временно приостанавливается и он готов принять правила, предлагаемые ему социумом. Подавление детской сексуальности создает большие возможности для дальнейшей социализации: получения образования, обучения практическим навыкам, приобретения опыта общения со сверстниками.
Интеллектуальное
развитие ребенка 7--11 лет находится
на стадии конкретных операций. Это
значит, что в указанный период
умственные действия становятся обратимыми
и скоординированными. Приобретается
понятие сохранения для дискретных
и непрерывных величин. У ребенка
возникает способность
Таким образом, младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых (учителей, родителей, воспитателей, психологов), основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Память детей во многом отличается от памяти взрослых. Мозг ребёнка с первых лет жизни обладает большой способностью непроизвольного запечатления множества предметов и явлений окружающего мира. Недаром существует мнение, что в период раннего детства, а также в дошкольном возрасте человек приобретает не меньше знаний (в количественном отношении), чем за всю последующую жизнь. В это время велико значение так называемого механического запоминания, при котором человек многое усваивает автоматически, иногда даже без должного понимания. Ребёнок непроизвольно усваивает большое число слов, когда учится говорить. Известно также, что дети младшего школьного возраста легко и быстро усваивают разговорную речь на иностранном языке, в то время как подростки и старшие школьники тратят много сил на его изучение, и результаты часто бывают малоудовлетворительными. Объективно бессмысленный материал иногда заинтриговывает детей своей звуковой стороной: своеобразным сочетанием звуков, четко выраженным ритмом, который сам по себе значительно облегчает заучивание. В большинстве случаев всё-таки вызывают у ребенка чувство комического или другое положительное эмоциональное отношение. Очень часто оно вплетается в 9 игровую деятельность детей.
Информация о работе Индивидуальные особенности памяти младших школьников