Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 17:08, курсовая работа
Цель данного исследования: рассмотреть особенности реализации принципа индивидуализации обучения иностранному языку в средней школе.
Цели и задачи данной работы определили выбор метода исследования:
критический анализ специальной литературы, посвященной проблеме реализации принципа индивидуализации обучения иностранным языкам в средней школе.
Предметом исследования данной работы является реализация принципа индивидуализации обучения иностранному языку в средней школе.
Объектом исследования является обучение иностранным языкам в средней школе.
Цель данного исследования:
рассмотреть особенности
Цели и задачи данной работы определили выбор метода исследования:
ГЛАВА 1 ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ КАК ОДИН
ИЗ ВЕДУЩИХ ПРИНЦИПОВ ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО
1.1 Понятие принципа индивидуализации
1.1.1 Принципы как основные положения
В философии принцип трактуется как первоначало, наиболее общее положение, руководящая идея, основное правило поведения. [5]
Принцип – это исходное начало, положение на котором построена какая-нибудь теория, концепция или система. [4]
В педагогике и дидактике
под принципом подразумеваются
такие нормы практического
В дидактико – педагогических
принципах, отмечает Ю.К. Бабанский, находят
отражение такие важнейшие
Некоторые принципы, конкретизирующие закон социальной обусловленности процесса обучения, как раз и оказывают свое детерминирующие влияние, например, на процесс обучения иностранного языка со стороны общества и государства как более широких систем ( по сравнению с методической системой обучения иностранного языка) несут в себе педагогически сформулированный социальный заказ и тем самым непосредственно воздействуют на целевой компонент процесса обучения иностранным языкам и через него – на все остальные компоненты структуры процесса обучения. В качестве примера таких принципов можно упомянуть принцип коммуникативной направленности обучения иностранным языкам в общеобразовательных учреждениях различного типа или принцип профессионально – педагогической направленности обучения иностранного языка педколледже или педвузе.
При этом дидактические принципы,
адекватно отражая
К наиболее признанным общедидактическим принципам относятся:
В недавно опубликованном
учебнике для вузов «Современная
дидактика» А.В. Хуторской пишет: «В
классической дидактике общепризнанными
считаются следующие принципы: наглядность;
доступности; сознательности и активности;
систематичности и
1.1.2 Принцип индивидуализации
В настоящее время в
исследованиях советских
При осуществлении всеобщего среднего образования особенно остро проявляется противоречие в учебном процессе между коллективной системой обучения и индивидуальным характером усвоения знаний и формирования на их основе навыков и умений.
В психологии указывается, что среди людей одни – экстраверты, т.е. люди, которые больше любят общаться, чем предаваться собственным мыслям и чувствам, легко входят в контакт, а другие – интроверты, им сложнее входить в общение.
Обучение иностранному языку в большей степени, чем какому-либо предмету, требует индивидуального подхода, так как при обучении иностранному языку индивидуален не только сам процесс овладения, но и объект усвоения – речь человека, как способ выражения мысли средствами языка.
Индивидуализации в обучении основана на хорошем знании учителем учащихся, каковы природные данные учащихся, что каждый из них может, к чему проявляет особый интерес, с кем каждый из них дружит, что не мало важно, например, при организации парной работы. Нередко учитель предлагает учащимся, которые не проявляют друг к другу интереса, составить диалог. Едва ли в этом случае можно ожидать успеха в беседе. Особенно хорошо осуществляется индивидуальный подход при работе учащихся с раздаточным материалом. Каждый может получить карточку с заданием, выполнение которого, хотя и потребует напряжения умственных сил, будет доступно и посильно для ученика.
При реализации принципа индивидуального подхода в обучении иностранному языку можно исходить из следующих правил:
3. Формирование личностного
отношения учащихся к знаниям
при обучении иностранному
В ходе работы над первой главой было выяснено, что методика как наука не может существовать без дидактико – педагогических принципов, которые в свою очередь отражают как уже открытые педагогической наукой и сформулированные ею закономерности учебно – воспитательного процесса, так и обобщенный, многократно проверенный в течении длительного времени практический опыт работы учителей.
Одним из таких принципов и является принцип индивидуализации, т.е. принцип учета индивидуальных особенностей обучаемого. Также можно сказать, что наиболее ярко, реализовать принцип индивидуализации можно применив, личностно – деятельностный подход в обучении иностранному языку.
1.2 Личностно – деятельностный подход в обучении иностранному
1.2.1 Общее понятие личностно – деятельностного подхода в
обучении иностранному языку
Традиционно при анализе учебного процесса категория «подход» рассматривается с позиции обучающего, т.е. учителя, преподавателя. В этом контексте личностно – деятельностный подход к обучению, сформулированный к середине 90-х годов, [1] разрабатывался преимущественно как субъектно – ориентированная организация и управление учителем, преподавателем учебной деятельностью ее субъекта – ученика, студента в решении им специально организованных педагогом учебных задач разной сложности и проблематики, развивающих не только предметную и коммуникативную компетентность обучающегося, но и его самого как личность. В то же время стало очевидным, что личностно – деятельностный подход может рассматриваться и с позиции ученика. Основываясь на определение учебной деятельности, [8] согласно которому ее специфика в том, что она направлена на развитие и саморазвитие субъекта этой деятельности, поставлен вопрос о двойственной направленности личностно – деятельностного подхода: с позиции педагога и с позиции ученика. Такая постановка вопроса встречается с результатами многолетних исследований (И.С. Якиманская, А.К. Маркова, А.Б. Орлов и др.), показавших неоспоримость значения не только учета, но и специально организации целого ряда индивидуально – психологических характеристик обучающегося: мотивации, адаптации, способностей, коммуникативности, уровня притязаний, самооценки, когнитивного стиля и т.д. – в процессе обучения.
Информация о работе Индивидуализация в процессе обучения иностранному языку