Имидж педагога высшей школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 20:31, реферат

Описание работы

Прежде чем приступить к рассмотрению практических основ формирования педагогического имиджа, следует остановиться на некоторых его общетеоретических вопросах.
Впервые в работах начала 20-х годов XX в. У. Липпмана «Общественное мнение», У. Троттера, «Стадные инстинкты», Э. Мартина «Поведение толпы», Г. Лебона «Психология толпы» подчеркивалась природа социального стереотипа и его воздействия на массовое сознание.

Работа содержит 1 файл

курсак рус.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

Педагогическая задача преподавателя должна включать характеристику развития школьников до воздействия учителя и желаемые изменения в психическом развитии (модель требуемого состояния).

Это в свою очередь означает, что педагогу необходимо четко представлять себе состояние психического развития школьников к началу обучения и те изменения, которые должны произойти в психике учащихся к концу определенного этапа обучения. Особо заметим, что постановка педагогической задачи всегда должна учитывать не только организацию деятельности школьников, но и его воспитательные механизмы – их взаимоотношения между собой и с учителем.

Задачи, поставленные учителями, отражены в общей концепции воспитания и формирования личности или закладываются содержанием учебного предмета (их называют тактическими, поэтапными), отраженным в государственном стандарте образования. И, наконец, задачи зависят от конкретных учащихся данного класса и определяются самим преподавателем (это так называемые оперативные педагогические задачи).

Профессиональная компетентность учителя состоит в том, чтобы он не упустил общих педагогических задач и смог умело конкретизировать их в зависимости от ситуации. Кроме того, учитель имеет дело с педагогическими задачами, направленными на разные стороны психического развития школьника – обучающие, развивающие, воспитывающие. Профессионализм педагога состоит в том, чтобы решать их одновременно и на протяжении всего периода обучения. Это связано с тем, что при постановке обучающих задач достаточно знать преподаваемый предмет, а при формулировке развивающих и воспитывающих задач – надо уметь уже оперировать показателями психического и интеллектуального развития учащихся и выявлять их состояние у школьников.

Подводя итоги, можно сказать, что педагогическая компетентность включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. Под педагогической компетентностью учителя понимается гармоническое сочетание знаний преподаваемого предмета, дидактики и непосредственно методики его преподавания, а также умений и навыков (культуры) профессионального общения.

Предлагаемое определение дает возможность представить педагогическую компетентность учителя в виде подструктур – деятельностной и коммуникативной. Психологическим условием развития компетентности является осознание учителем необходимости повышения своей общечеловеческой и профессиональной культуры и тщательной организации взаимодействия и общения как основы для целостного педагогического процесса.

Постановка целей и задач требует от учителя анализа состояния частей целостного процесса – педагогической ситуации. Под педагогической ситуацией понимается совокупность внешних и внутренних условий, в которых учитель ставит педагогические цели и задачи, принимает различные решения. Ситуация определяется самим педагогом, его взаимодействием с учениками и взаимодействием школьников между собой.

Таким образом, деятельность учителя должна начинаться не с цели, а с исходного анализа сложившейся педагогической ситуации. Учителю важно осуществлять все этапы решения педагогической задачи: определение цели своих действий по психическому развитию личности школьника, предвидение предполагаемого результата разрешения ситуаций, выбор и осуществление действий и оценка итогов работы. Именно в ходе анализа и осмысления педагогической ситуации учитель определяет задачи с точки зрения психического развития школьников. Планирование и решение педагогических задач идет от ученика и обусловлено целями данного класса, обладающих конкретными особенностями и возможностями.

Важнейшей характеристикой успешной профессиональной деятельности является наличие у самого учителя таких психологических качеств, как педагогическая эрудиция и целеполагание.

Педагогическая эрудиция – своеобразный запас необходимых знаний, который учитель применяет в своей профессиональной деятельности для решения педагогических задач.

Педагогическая рефлексия – способность учителя мысленно представить себе возникшую у ученика ситуацию и на этой основе сложить представление о себе.

Рефлексия означает осознание учителем себя с точки зрения учащихся в различных ситуациях. Учителю важно развивать у себя здоровую конструктивную рефлексию, приводящую к улучшению деятельности, а не к ее разрушению постоянными сомнениями и колебаниями. Педагогическая рефлексия – это самостоятельное обращение учителя к самоанализу без требования администрации школы.

Педагогика рефлексии изучает возможности и пути использования рефлексии в целях обучения и воспитания детей. Школьник не может успешно развиваться, если не осмысливает, не переживает происходящее с ним, чтобы строить свою дальнейшую жизнь. Рефлексия – один из внутренних голосов, созвучием которых является совесть. Вместе с тем, истоки ее, содержание и характер не одинаковы и зависят не только от возраста и опыта, психологических особенностей того или иного человека, т. е. его характера и темперамента, типа мышления и состояния нервной системы, но и от таких внешних обстоятельств, как круг общения, семейная и социальная среда. В то же время рефлексия не самоцель, а лишь данное природой и развиваемое самим человеком средство жизнедеятельности, в том числе и профессиональной.

Таким образом, если рефлексия – это своеобразная цепочка внутренних сомнений, вопросов, возникающих в жизни, то профессиональная рефлексия – то же соотнесение себя и возможностей своего «Я» с тем, что требует от тебя профессия. Педагогическая профессиональная рефлексия – это любая другая профессиональная рефлексия, но связанная с особенностями педагогической деятельности и, прежде всего, с собственным опытом. Заметим, что этим процессом можно и нужно управлять, сознательно влиять на него, причем профессионально с учетом соответствующих этапов педагогического образования.

Педагогическое целеполагание – потребность учителя в планировании своего труда, готовность к изменению воспитательных задач в зависимости от сложившейся педагогической ситуации. Оно показывает способность учителя вырабатывать задачи, вытекающие из единства целей общества и своих собственных, для их обсуждения и принятия решения школьниками.

Учителю необходимо использование педагогического мышления и интуиции для выявления скрытых внутренних свойств педагогической деятельности в ходе организации работы.

Для анализа мышления учителя важно сопоставить его основные виды, которые чаще всего проявляются в педагогической деятельности: аналитическое, диагностическое, практическое, а также интуитивное, которое характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов и минимальной осознанностью.

Педагогическая интуиция обычно характеризуется быстрым принятием решения учителем с предвидением дальнейшего развития ситуации без полного ее анализа. Интуитивный способ педагогического мышления необходим учителю, так как многообразие и неповторимость ситуаций, ограниченность во времени для поиска и принятия решения не позволяют быстро принять правильное решение.

Под педагогической импровизацией понимается нахождение неожиданного решения и его мгновенное воплощение, совпадение процессов создания и применения при их минимальном разрыве.

Процесс педагогической импровизации состоит из четырех этапов. Первый этап условно можно назвать педагогическим озарением, когда в ходе учебно-воспитательного процесса преподаватель в ответ на вопрос или поступок школьника получает внутренний импульс, который дает необычную мысль или идею. Такое мгновение прихода педагогической идеи при условии ее сиюминутной реализации и можно считать началом импровизации. Второй этап – осмысление педагогической идеи и моментальный выбор пути ее реализации, т. е. принимается решение необходима ли здесь импровизация. Третий этап – реализация педагогической идеи, осуществляется импровизация, на глазах у школьников рождается что-то новое. Какие бы идеи ни приходили в голову учителю, в них не будет большого смысла, если он не сумеет это педагогически значимо воплотить. Четвертый этап – осмысление или мгновенный анализ процесса воплощения педагогической идеи, моментальное решение о продолжении импровизации, если по ее ходу рождается новая идея, или завершение ее плавным переходом к запланированному ранее. [20]

В целом педагогической импровизации свойственны следующие признаки: совпадение процессов создания и исполнения или их минимальный разрыв, их сиюминутность и, в большинстве случаев, публичный характер, а также и то, что это продукт единства интуитивного и логического. Поэтому педагогическую импровизацию можно определить и как компонент деятельности, осуществляющейся сиюминутно, без предварительной подготовки.

Роль правильно организованного педагогического общения особенно велика, так как атмосферу для разговоров со школьниками создает именно учитель. Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение учителя и школьника, имеющее определенные функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся (А.А. Леонтьев).

Одним из критериев эффективности педагогического общения является создание благоприятного психологического климата и формирование определенных межличностных отношений в классе, которые должны целенаправленно формироваться учителем. При этом на высших стадиях основным их источником становится саморазвитие коллектива, на начальных этапах центральное место в формировании высокого уровня межличностных отношений принадлежит учителю.

Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной Я-концепции, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале. В общении всегда происходит своеобразное взаимодействие интеллекта людей, их эмоции и воли, а это означает, что в общении фактически постоянно происходит взаимодействие характеров, и, более того, взаимодействие личностей. Основными функциями педагогического общения можно считать интерактивную и аффективную. Интерактивная функция педагогического общения и состоит в обмене образами, идеями и действиями, а аффективная – в эмоциональной стимуляции, разрядке, облегчении, психологическом комфорте и контроле аффекта, его нейтрализации.

Положительно эмоциональное и комфортное общение создает условия для совместной творческой деятельности, появления особой социальной установки на другого человека, вызывающей чувство уважения, благодарности, симпатии. При комфортном общении педагог и ученик начинают образовывать некое общее эмоционально-психическое пространство, в котором возникает творческий процесс приобщения школьника к культуре, разностороннего познания окружающей действительности и себя самого, своих возможностей и способностей, т. е. происходит процесс социализации личности.

Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным, создать обстановку внутренней безопасности для собеседника, помочь ему разобраться в своих проблемах и самостоятельно найти выход из них, создать условия для раскрытия индивидуальности каждого человека и т. д. Искусство педагога проявляется в том, как он находит контакты и нужный тон общения с учащимися в тех или иных ситуациях школьной жизни; каким способом организует их самостоятельную работу, включая в решение учебно-познавательных задач; как он создает креативную атмосферу на уроке; использует ли свое воображение, интуицию. Это означает, что творчество – не какая-то отдельная сторона педагогического труда, а процесс, в котором учитель реализует и утверждает свои потенциальные силы и способности.

 

 



Информация о работе Имидж педагога высшей школы