Имидж педагога высшей школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 20:31, реферат

Описание работы

Прежде чем приступить к рассмотрению практических основ формирования педагогического имиджа, следует остановиться на некоторых его общетеоретических вопросах.
Впервые в работах начала 20-х годов XX в. У. Липпмана «Общественное мнение», У. Троттера, «Стадные инстинкты», Э. Мартина «Поведение толпы», Г. Лебона «Психология толпы» подчеркивалась природа социального стереотипа и его воздействия на массовое сознание.

Работа содержит 1 файл

курсак рус.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

Идею опорных сигналов и разнообразных схем используют С.Н. Лысенкова и В.Ф. Шаталов.

Система деятельности педагога В.Ф. Шаталова позволяет успешно решить одну из труднейших педагогических задач – приобщить каждого школьника к ежедневному напряженному умственному труду, воспитать познавательную самостоятельность как качество личности, укрепить в каждом ученике чувства собственного достоинства, уверенности в своих силах и способностях.

Главной заслугой В.Ф. Шаталова является то, что он определил один из эффективных путей управления учебной деятельностью школьников. Усвоение нового материала по В.Ф. Шаталову происходит сначала в форме прослушивания материала, преподносимого учителем с помощью наглядных средств – листов с опорными сигналами. Здесь, как отмечает автор, работает «блоковое восприятие» особым образом организованного материала. Затем – изучение листа с опорными сигналами, полученного от учителя, его письменное воспроизведение. После этого происходит активная работа с «опорными сигналами» учебного материала, выполнение творческой работы по составлению конспекта и т. д.

Опрос также требует от учащихся новых форм активной деятельности. Проговаривание усвоенного материала на магнитофон, увеличивающее разговорную практику и, главное, опыт воспроизведения учебного материала – его плана, последовательности; взаимное прослушивание и оценка школьниками этих записей друг у друга создает необходимость ежедневной подготовки к ответу, а использование опорных листов сокращает время на нее. После проверки выполненных упражнений учащиеся закрашивают клетки в листе учета решенных задач.

Одним из важнейших достижений В.Ф. Шаталова является создание благоприятного психологического климата процесса обучения в целом и урока в частности, формирование высокого уровня внутренней мотивации самих школьников к труду. Этому способствуют многие особенности взаимоотношений преподавателя и учащихся в целостном педагогическом процессе: домашние работы не задаются, а предлагаются школьникам; решение задач происходит в необязательной обстановке; опрос осуществляется в спокойной и доверительной форме и т. д. В результате каждый школьник может «учиться победно», в каждом укрепляется чувство собственного достоинства, уверенность в том, что он справится с трудной работой.

Идея искусства общения всесторонне используется педагогом-новатором Е.Н. Ильиным. Опыт учителя литературы интересен главным образом тем, что в нем наиболее наглядно и вполне сознательно осуществляется на принципе обучающего воспитания, когда приоритет в связке «обучение – воспитание» отдается воспитанию, а обучение становится составной частью и основным средством воспитания.

Е.Н. Ильин своим опытом доказал возможность и целесообразность построения учебного процесса на принципе обучающего воспитания.

Определяющей особенностью является то, что обучение литературе автор сознательно и целенаправленно подчиняет формированию нравственных устоев школьников, воспитанию у них этических и эстетических взглядов и убеждений, гражданских чувств современного человека.

Основным средством, с помощью которого Е.Н. Ильин осуществляет принцип обучающего воспитания, является постановка вопросов-проблем. Педагог при подготовке к уроку, анализируя изучаемые литературные произведения, выявляет в них проблемы-вопросы, классифицирует их по степени интереса для учащихся, значимости в современных условиях, по остроте постановки, необычности разрешения. Подбор вопроса-проблемы, постановка которого служит ядром урока, производится Е.Н. Ильиным так, чтобы:

– этот вопрос являлся для современных учащихся актуальным, личностно значимым;

– он был, по возможности, обращен ко всему классу, а еще лучше – к конкретному ученику;

– ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в этом вопросе, требовало тщательного изучения самого произведения, а также истории его создания, биографии автора и дополнительной литературы.

Ответ на поставленный вопрос-проблему, ее разрешение организуется Е.Н. Ильиным в форме коллективного поиска, раскрепощенного обсуждения, дискуссии, когда каждый ученик может высказать свое мнение.

Кроме того, педагог-новатор широко использует в организации и проведении учебного процесса принцип ролевого участия школьников. Они проверяют друг у друга тетради, сочинения, даже зачастую выставляют сами себе оценки, охотно выполняют роли консультантов и рецензентов. Вся работа учащихся строится на доверии педагога, потому что без него у школьника бы не возникло чувство ответственности и требовательности к себе.

Идея коллективной творческой деятельности раскрыта в опыте педагога-ученого И.П. Иванова, которая проявляется в заботе об улучшении жизни. Осуществление коллективного творческого дела (КТД) определяет следующие особенности решения воспитательных задач:

• воспитательные задачи, которые ставятся учителем в процессе КТД, решаются незаметно для воспитанников по ходу обучения и открываются ими – в той или иной степени – при обсуждении результатов совместной работы;

• в процессе КТД развиваются три стороны личности: познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы), эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности) и действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера);

• в процессе КТД реализуются различные функции воспитательной деятельности: передача педагогами общественно ценного опыта и овладение им воспитанниками, создание нового опыта школьниками вместе с учителями под их руководством, его соединение с прежним, закрепление и накопление в виде положительных традиций;

• в процессе КТД взаимосвязано возникают различные звенья целенаправленного воспитания: педагогом учащихся, самовоспитание школьников и преподавателей – взаимное и личное.

Коллективные творческие дела – это проявление прежде всего практической заботы. Коллективная организаторская деятельность – это микросистема непосредственной заботы педагогов и воспитанников как старших и младших товарищей, стремящихся к улучшению своей жизни и окружающих. Совместная организаторская деятельность включает в себя такие виды работы, как предварительная работа коллектива, планирование, стадия подготовки КТД, его проведения, подведение итогов и т. д.

Использование технологии коллективной творческой деятельности обеспечивает участие каждого школьника в жизнь класса, школы, стимулирует быстрый рост коллективных отношений, наполняет жизнь детей высокими идеалами, опытом общественно полезной деятельности.

Учитель в целостном педагогическом процессе использует методы, при которых каждый школьник чувствует себя личностью, ощущает внимание лично к себе. Это проявляется и в том, что ученик на каждом уроке получает оценку своего труда, и сам выбирает себе задачи. Педагогика сотрудничества отличается от прежней тем, что в данной делается упор на вовлечение детей в обучение, на совместный труд педагога и ребенка. Суть новаторского подхода в отношениях с учениками заключается в том, что перемены социальных условий требуют изменений системы обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Элементы построения имиджа учителя

 

Далее необходимо рассмотреть некоторые аспекты использования инструментария для построения имиджа педагога. Имиджелогия не сможет заменить реалий, а только помочь усилить позитивные стороны и сделать незаметными отрицательные. Если же окружающие не будут поддерживать имидж, то он подлежит разрушению. Наиболее важными элементами построения педагогического имиджа являются следующие:

• Создание имиджа является только дополнением, а не заменой педагогической деятельности.

• Следует обращаться к созданию имиджа задолго до начала педагогической работы.

• В основе коммуникации должен быть простой язык, а рассматриваемые проблемы должны иметь значение для каждого.

• Обязательно необходимы эксперты со стороны.

При использовании данного инструментария имиджелогии, прежде всего, необходима его стратегическая направленность. Ведущее место при таком подходе должна занять утрировка. В целях работы с массовым сознанием, как справедливо замечает Г.Г. Почепцов, не подходит акварель, лучше работает плакат или театральная декорация, т. е. то же изображение, но утрированное в целях более эффективного воздействия. Необходимо добиваться принципиального упрощения характеристик, чтобы достичь массовой аудитории и закрепиться в ее памяти. При этом базовые характеристики должны оставаться неизменными.

Задачи имиджелогии заключаются в повышении эффективности воздействия, когда ограниченное число сообщений должно решать максимальное число задач. При этом центральной проблемой становится отбор ключевых сообщений для целевой аудитории.

Имиджелогия является системным и целенаправленным процессом, где не может быть ничего случайного, должна учитываться идентификация аудитории с той или иной частью воздействующего сообщения на аудиторию [17] .

В имиджелогии существует высокий уровень коммуникации, эффективность которого больше связана с развитием интереса слушателей. Это тот базовый уровень, от которого отталкивается человек, принимая решение. Он может спорить о решении или проблеме, даже не подозревая, что на самом деле он пытается удовлетворить определенные интересы. Особенностью работы на этом уровне следует признать не просто приближение проблемы к основным причинно-следственным связям, но и попытку заменить информацию слушателей своей. В данном случае предлагается готовое решение, которое построено исходя из его интересов.

Другим эффективно воздействующим элементом имиджелогии являются визуальные символы. Визуальное сообщение создает множество одинаковых цепочек восприятия, создает иные условия ее функционирования, так как сориентирована на иную половину мозга. Мысль правого полушария – это образ, гештальт. Такая мысль может служить основой догадки, интуиции. Но эта мысль не только глобальная, нерасчлененная и смутная. Не имея соответствующего языкового оформления, она скрыта не только для других, но и для себя [18] .

Таким образом, визуальный канал по объему принимаемой информации является основным, а визуальное сообщение обладает большой долговременностью. Именно этот канал является основным, так как внешние параметры могут существенным образом видоизменить поведение человека. По социологическим данным, первое впечатление от встречи формируется на 9 % – содержанием, а 37 % – голосом и на 54 % – внешностью. Визуальное сообщение хранится дольше и прочнее в нашей памяти, поэтому и считается самым сильным инструментом воздействия на другого человека. А это означает, что имиджелогия педагога имеет определенный набор характеристик или компонентов, его формирующих.

Наиболее значимыми являются профессиональная компетентность педагога и эрудиция, педагогическая рефлексия, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление и импровизация, педагогическое общение. Рассмотрим более подробно некоторые из них.

Профессиональная компетентность педагога — главный инструмент личности учителя и соответственно его имиджа. Как справедливо отмечает известный психолог

А.К. Маркова, повышение профессиональной компетентности педагога затруднено рядом обстоятельств. С одной стороны, потребность современного учителя в психологических знаниях может быть высока, но не подкрепляться практикой работы, поэтому большая часть готовых научных исследований и рекомендаций не востребуется школой. С другой стороны, еще до сих пор не разработана целостная концепция труда учителя, которая бы могла лечь в основу показателей эффективности его работы. Профессионально компетентным является труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, общение, реализуется личность преподавателя, и при этом достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании школьников. При этом компетентность педагога определяется также соотношением его профессиональных знаний и умений, и психолого-педагогических качеств. Таким образом складывается целостная картина профессиональной компетентности, которая поможет учителю в решении многих практических вопросов [19] .

Педагогическая деятельность – это профессиональная активность учителя, в которой он с помощью различных компонентов целостного образовательного процесса решает задачи обучения и воспитания.

Психологическая структура деятельности учителя включает в себя: во-первых, операционно-мотивированное направление, когда человек ориентируется в новой обстановке ставит перед собой цели и задачи, у него возникают мотивы – это этап своеобразной готовности к деятельности; во-вторых, центральное, исполнительное направление – этап собственно исполнительской деятельности; в-третьих, контрольно-оценочное направление, где человек мысленно возвращается назад и устанавливает для себя, решил ли он с помощью имеющихся средств и способов задачи, которые он сам ставил. Именно поэтому психологически целостная педагогическая деятельность включает в себя следующие компоненты:

1. Постановка учителем педагогически целесообразных целей и задач.

2. Выбор и применение педагогом воздействия на учащихся.

3. Контроль и оценка учителем своих собственных воздействий с целью педагогического самоанализа.

Педагогическая деятельность предполагает реализацию всех компонентов целостного педагогического процесса: от постановки педагогических целей и задач, владения широким спектром воздействия на учащихся до постоянного самоконтроля за ходом и состоянием своей работы и получения конечного результата, отраженного в уровнях обученности и воспитанности школьников.

Информация о работе Имидж педагога высшей школы