ИКТ в преодолении затруднений учащихся на уроках физики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 01:06, реферат

Описание работы

Современное общество ставит перед человеком совершенно иные задачи, чем 10-15 лет назад. Каждые два года удваивается объём информации. Даже хорошо обученному ученику сложно войти в современный мир, необходимо новое мышление, новые взгляды на все изменения, которые протекают вокруг нас. В современной школе стало больше уделяться внимания не столько на знания, получаемые в учебном процессе, а на процесс добычи знаний. Только тот, кто сам установил ту или иную закономерность, смог найти причину явления и процесса имеют больший шанс гармонично войти в современный мир.

Содержание

Введение 3
1. Затруднения учащихся на уроках физики 4
2. Применение ИКТ на уроках физики 6
3. Поисковые запросы, используемые при написании реферата 10
Заключение 12
Список используемой литературы 14

Работа содержит 1 файл

реферат по педагогике.docx

— 34.32 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

 Реферат на тему:

 «ИКТ в преодолении затруднений учащихся на уроках физики» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Оглавление

 Введение 3

 1. Затруднения  учащихся на уроках физики 4

 2.  Применение ИКТ на уроках физики 6

 3.  Поисковые запросы, используемые при написании реферата 10

 Заключение 12

 Список используемой литературы 14 

 

 

 Введение

 Современное общество ставит перед человеком  совершенно иные задачи, чем 10-15 лет  назад. Каждые два года удваивается  объём информации. Даже хорошо обученному ученику сложно войти в современный  мир, необходимо новое мышление, новые взгляды на все изменения, которые протекают вокруг нас. В современной школе стало больше уделяться внимания не столько на знания, получаемые в учебном процессе, а на процесс добычи знаний. Только тот, кто сам установил ту или иную закономерность, смог найти причину явления и процесса имеют больший шанс гармонично войти в современный мир. В процессе формирования единой картины мира предметы естественно - научного цикла играют значительную роль, именно в преподавании этих предметов происходит больше изменений. Шаблонная подача материала не дает питания эмоциям, в итоге ученики теряют интерес. Современный урок невозможен без использования разнообразных методов, форм и приёмов. Информационные технологии – это инструмент, позволяющий из обычного преподавателя сделать виртуозного волшебника, ведущего учащихся по волшебной стране знаний. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Затруднения учащихся на уроках физики

 Курс  физики средней школы включает в  себя разделы, изучение и понимание  которых требует развитого образного  мышления, умения анализировать, сравнивать, сопоставлять. В любом разделе курса физики есть главы, трудные для понимания учащимися. Например, в 7 классе «Молекулярная физика», в 8 классе «Электрические явления», в 9 классе «Оптика» и т. д. В приведённой ниже таблице показаны разделы физики и трудности их понимания.

Раздел  физики Трудности понимания
Механика Анализ движения. Отличие рисунка от графика. Чтение графиков.
Молекулярная  физика. Термодинамика Микромир. Чтение графиков изопроцессов.
Электродинамика Силовые линии. Микромир веществ, по которым «протекает» ток. 
Магнетизм Воображаемые  магнитные линии. Электромагнитное поле. Линии вихревых полей. Взаимное расположение полей.
Оптика Прохождение света  сквозь прозрачные вещества, ограниченные неровными поверхностями.
Квантовая физика Энергетические  уровни атома, переход атома с  одного энергетического уровня в  другое.
Ядерная физика Микромир, его  изменения.
 

 Некоторые физические явления и процессы так же трудно продемонстрировать в школьных условиях. Например, невозможно показать атомы и молекулы, рентгеновское излучение из-за отсутствия приборов в физическом кабинете школы. Это приводит к тому, что некоторые ученики испытывают трудности в изучении физики, так как не в состоянии мысленно представить необходимые процессы и явления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Использование ИКТ на уроках физики

 Физика  – очень интересная, но сложная наука. Чтобы понять суть непростых физических явлений  и процессов, нужно обладать и эрудированностью, и наглядно-образным мышлением, что развито не у всех ребят. В этом случае на помощь приходит одно из распространенных средств обучения ИКТ – персональный компьютер (далее ПК).

 Некоторые физические явления и процессы так же трудно продемонстрировать в школьных условиях. Например, невозможно показать атомы и молекулы, рентгеновское излучение из-за отсутствия приборов в физическом кабинете школы. Это приводит к тому, что некоторые ученики испытывают трудности в изучении физики, так как не в состоянии мысленно представить необходимые процессы и явления. Программы ПК позволяют создать модель сложных физических явлений, изменить условия протекания процесса, замедляя или ускоряя тот или иной процесс.

 Физика  – наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. К сожалению, во многих школах оснащение физического кабинета не всегда позволяет провести программные лабораторные работы (недостаток физических приборов), а тем более показывать эксперименты, требующие более сложного оборудования. В этом случае выручает ПК, который позволяет, например, проводить достаточно сложные лабораторные работы. В них ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов. Наблюдать, как изменится в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.

 В настоящее  время имеется большое количество программных продуктов не только для моделирования явлений, но и  закрепления ЗУН: открытая физика, живая  физика, компьютерная измерительная  лаборатория L – micro, лабораторный практикум 7 – 11 класс, подготовка к ЕГЭ. Физика, интернет – ресурсы. Также существуют электронные учебники: «1С: репетитор», «Энциклопедия от плуга до лазера», «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». Например, электронные учебники (ЭОР) содержат опыты, записанные в виде анимации (процесс кипения жидкости) или видеоролика, сопровождающегося голосовым объяснением. Этот материал можно использовать при объяснении новой темы. На уроке можно включить такой видеофрагмент, в ходе которого ученик объясняет происходящее, проверить правильность ответа тут же, включив звук ролика. Таким образом, в короткий момент времени дважды повторяется домашнее задание, что является бесспорным плюсом в вопросе о запоминании материала.

 Чтобы представить процессы, можно использовать интерактивные модели и графические программы, налагая их друг на друга, видно, как и насколько меняется значение одной величины при изменении другой. В программе Microsoft Excel учащиеся самостоятельно сравнивают с помощью диаграмм величины плавления твердых тел, самостоятельно выстраивают диаграммы на самое тугоплавкое и легкоплавкое тела. Компьютерные презентации вызывают интерес к происходящему на уроке, а простота их создания и удобство применения привлекает многих ребят.

 С помощью  компьютера можно решать обучающие и тренировочные задачи. Это вполне целесообразно, так как имеется наглядность и возможность неоднократного объяснения решения в обучающих задачах, а в тренировочных проходит быстрая обработка материала, плюс возможность вызвать справку.

 Компьютер с помощью специально разработанных  тестовых заданий, имевших специфическую  форму, позволяет ученику убедиться  в эффективности своих действий, наряду с этим происходит неосознанная подготовка ученика к дистанционному обучению, где снимается барьер прохождения элективных тестов после прохождения каких-либо курсов. При машинном способе тренировочные упражнения и контрольные задания выполняются на экране дисплея. Учащиеся тут же получают подкрепление правильности своих ответов, что является одним из главных преимуществ программированного обучения. Основные организационные трудности проведения компьютерных занятий по этой модели на моих уроках связаны с ограниченным числом компьютеров.

 Развитие  информационных технологий дает новые  возможности для организации учебного процесса в современной школе и эффективного взаимодействия всех его участников: администрации школы, учителей, учеников и родителей. Одним из инструментов такого взаимодействия является создание и ведение электронных школьных дневников и электронных школьных журналов.

 Для организации школьных электронных  дневников и школьных электронных  журналов компании «Электронная школа» разработала «КлассИнфо», которая  позволяет создать единое информационное пространство, объединяющее учителей, учеников и родителей. «КлассИнфо» является современным инструментарием для мониторинга и оперативного контроля успеваемости и посещаемости в школе и позволяет вести электронное расписание, учительский журнал, электронный дневник, создавать и поддерживать ленты школьных новостей, обеспечивает удаленное общение между учителями и школьниками с использованием Интернет и средств мобильной связи.

 Школьный  электронный дневник – электронная  версия обычного школьного дневника, содержащая в себе туже информацию, что и традиционный дневник, но позволяющая  сделать ее доступной для родителей  гораздо быстрее с любого удаленного компьютера, подключенного к Интернет, например, на работе. Современные электронные  дневники и журналы – это идеальное  решение для обеспечения всестороннего  общения между учителями, школьниками  и их родителями. Такое программное  обеспечение не только позволяет  повысить успеваемость школьников, улучшить дисциплину, но и заинтересовать учащихся.

 При использовании компьютера на уроках  необходимо учитывать следующие принципы компьютерной поддержки уроков физики:

  • Компьютер не может полностью заменить учителя. Только учитель имеет возможность заинтересовать учеников, пробудить в них любознательность.
  • Методика проведения урока физики с использованием компьютера зависит от подготовленности учителя и от программ, обеспечивающих компьютерную поддержку.
  • Реальный эксперимент необходимо проводить всегда, когда это возможно, а компьютерную модель следует использовать, если нет возможности показать данное явление.
  • Невозможно использовать компьютер на каждом уроке, т.к. это приведёт к нарушению санитарных норм и повлечёт ухудшение здоровья школьников.

 Использование новых информационных технологий в  обучении позволяет рассматривать  школьника как центральную фигуру образовательного процесса и ведет  к изменению стиля взаимоотношений  между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию  человека, организующего самостоятельную  деятельность учащихся и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации  условий, необходимых для успешного  решения образовательных задач. Организация обучения на основе технологического подхода позволяет не только удовлетворять  образовательные запросы каждого  ученика в соответствии с его  индивидуальными  способностями, но и создавать условия для самореализации, саморазвития школьников. 

  1. Поисковые запросы, используемые при написании  реферата

 Основными задачами любой поисковой системы  Интернета являются поиск, индексирование, хранение и выдача требуемой пользователю информации. В индексной базе все  слова, знакомые информационной системе, хранятся в какой-либо стандартной  форме. Например, существительные –  в именительном падеже, единственном числе, глаголы – в инфинитиве. Также существует дополнительная таблица, которая содержит формы всех слов. На этапе разбора поискового запроса  на основе этой дополнительной таблицы  слово преобразовывается в свой стандартный вид, чтобы находился эквивалент в индексной базе. Правильная трактовка морфологии – задача интерфейса поиска. Яндекс хорошо различает морфологию и словоформы. Такая поисковая система как Google, только с недавних пор начала учитывать морфологию русского языка, правда, на данный момент делает это гораздо хуже Яндекса. Поэтому я, в основном, использовала Яндекс, имеющий достаточно широкие возможности для поиска информации.

 Знание  языка поисковых запросов может  помочь автоматизировать некоторые  моменты поиска в Яндексе. Для запросов из нескольких слов, Яндекс умеет определять, на каком максимальном расстоянии должны быть слова запроса, чтобы страница лучше всего отвечала на запрос. Можно указать требования к расстоянию в явном виде. Я использовала такой запрос, как "применение ИКТ в школе". При этом были найдены страницы, где есть подряд 3 слова: вначале «применение», после чего «ИКТ» и затем «в школе».

 Для того, чтобы ограничить поиск страницами, где слова находятся в пределах одного предложение, я соединяла слова оператором &: ИКТ & в школе, затруднения & на уроке физика, трудности & на уроке физика, проблемы & на уроке физика.

 Также я регулировала расстояние между  словами с точностью до слова: указывала максимально допустимое расстояние между двумя любыми словами запроса, поставив после первого слова символ /, сразу за которым идет число 1, означающее расстояние: трудности /1 на уроках физики, применение ИКТ /1 на уроках физики. Аналогично записи расстояния между словами, я задавала расстояние в предложениях. Для этого перед оператором расстояния / следует указать оператор &&: трудности в школе && /3 на уроке физики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Заключение

       Компьютер - самое мощное и самое эффективное из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагал учитель. Использование ИКТ на уроках физики способствует повышению интереса у учащихся к изучению предмета, расширяют возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов, повышают интерес к обучению. Таким образом, использование ПК в учебном процессе позволяет нам значительно улучшить качество обучения за счет его индивидуализации, наглядности, активизации творческой и самостоятельной работы учащихся. Надо отметить, что индивидуализация является необходимой при процессе восприятия и усвоения, особенно при изучении нового материала. К каждому ребенку нужен свой подход, так как понимание физики происходит по-разному: одни учащиеся усваивают быстрее материал, другие – медленнее. Неодинаков и способ восприятия, так как обращение идет к внутренней системе образованности, тесно связанной с логикой и эмоциональностью каждой конкретной личности. Именно поэтому некоторые дети выбирают дистанционное обучение: самостоятельный поиск информации в электронном учебнике, например, в учебнике «1С школа. Физика», где помимо теоретического материала, можно еще познакомиться с исторической справкой об ученом, что облегчает поиск информации о нужном объекте, а наличие электронных таблиц сокращает поиск при решении физических задач с фиксированными данными. Например, плотность вещества.

Информация о работе ИКТ в преодолении затруднений учащихся на уроках физики