Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 06:15, практическая работа
В настоящее время растет число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью. Связанные с тревогой неприятные чувства мешают детям не только в эмоциональном плане, но и препятствуют их социальному и интеллектуальному развитию.
Введение
Тревожность
— индивидуальная психологическая
особенность, проявляющаяся в склонности
человека к частым и интенсивным
переживаниям состояния тревоги, а
также в низком пороге его возникновения.
В настоящее
время растет число тревожных детей, отличающихся
повышенным беспокойством, эмоциональной
неустойчивостью, неуверенностью. Связанные
с тревогой неприятные чувства мешают
детям не только в эмоциональном плане,
но и препятствуют их социальному и интеллектуальному
развитию.
Сама по себе тревожность показывает внутреннее отношение ребенка к определенным ситуациям, по ней можно многое узнать об отношениях со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе. У каждого человека существует свой оптимальный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о появлении повышенной тревожности. Он может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Вместе с тревогой и ощущениями неуспеха у такого ребенка постепенно формируется отношение к себе как к слабому и неумелому. А это, в свою очередь, порождает общую установку на неуверенность в себе и сниженную самооценку. Ребенок боится совершить ошибку, в нем нет уверенности цельного человека.
В детском саду тревожные дети обычно не пользуются всеобщим признанием, но если они хорошо умеют играть (а это для дошкольников основное занятие), то все же не оказываются в изоляции. Но такие их черты как замкнутость, малообщительность, неуверенность в себе мешают находить друзей и партнеров по играм. Иногда, в качестве компенсации, тревожные дети могут напротив, быть сверхобщительными, вести себя назойливо или даже озлобленно.
Другой причиной непопулярности таких ребят среди сверстников является их безынициативность. Здесь появляется риск того, что другие дети начнут доминировать над ними, что еще больше осложнит самочувствие ребенка.
В общении
тревожные дети проявляют робость,
напряженность, они очень чувствительны,
не способны постоять за себя. Заниженная
самооценка у тревожных детей выражается
в болезненном восприятии критики от окружающих,
обвинении себя во многих неудачах, в боязни
браться за новое сложное задание. Такие
дети, как правило, чаще других подвергаются
манипуляциям со стороны взрослых и сверстников.
Кроме того, чтобы вырасти в собственных
глазах, они иногда любят покритиковать
других.
Родители
могут помочь своему ребенку снизить
тревожность, используя специальные
психологические игры.
Игровая
программа для
работы с тревожными
детьми.
С проблемами, специфическими для тревожных детей успешно работают детские психологи. Учитывая, что дети в этом возрасте не всегда способны понять и объяснить свои мысли, чувства, поступки, на занятиях с ними используются различные методы игровой терапии.
Цели и задачи игровой программы.
Упражнения и задания предлагаются индивидуально или в группах, они направлены на развитие у детей следующих умений и качеств:
Повышение самооценки. У тревожных детей занижена самооценка, они не уверены в себе, поэтому их следует хвалить даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей, но похвала должна быть искренней и ребенок должен знать, за что его похвалили. Таких детей нельзя сравнивать с другими ребятами, лучше сравнить достижения ребенка с его же показателями неделю назад. Лучше избегать заданий, выполняемых на скорость - тревожных детей нельзя подгонять или торопить. И, конечно, при обращении к такому ребенку с просьбой или вопросом, необходимо установить контакт глаз: или наклониться к нему, или поднять ребенка до уровня ваших глаз.
Обучение детей управлять своим поведением. Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда и скрывают их, поэтому желательно привлекать ребенка к совместному (в группе) обсуждению проблемы. Очень хорошо, если ребенок вслух проговорит о том, чего он боится. Такие беседы помогают тревожным детям осознать, что и у их сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые, казалось, есть только у них. Сочинение сказок и историй вместе со взрослым, научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх, поможет снять эмоциональный груз внутренних переживаний, успокоит.
Снятие мышечного напряжения. Очень важно при взаимодействии с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт, упражнения на релаксацию, техники глубокого дыхания, массажа и просто растирания тела. Излишнюю тревожность можно снять при помощи импровизированного маскарада, с раскрашиваем лица «ненужными» мамиными помадами. Участие в таком представлении поможет тревожным детям расслабиться.
Через
игровые упражнения можно снизить
у детей тревожность и повысить
самооценку, создать атмосферу безопасности
и доверия в группе, развить
самостоятельность и
1.
Игра «Щепки на реке»
Цель:
Эта игра способствует созданию спокойной,
доверительной атмосферы в группе.
Содержание:
Участники встают в два длинных ряда, один
напротив другого. Это - берега реки. Расстояние
между рядами должно быть больше вытянутой
руки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один
из желающих должен «проплыть» по реке.
Он сам решит, как будет двигаться: быстро
или медленно. Участники игры - «берега»
- помогают руками, ласковыми прикосновениями
движению щепки, которая сама выбирает
путь: она может плыть прямо, может крутиться,
может останавливаться и поворачивать
назад. Когда Щепка проплывет весь путь,
она становится краешком берега и встает
рядом с другими. В это время следующая
Щепка начинает свой путь. Упражнение
можно проводить как с открытыми, так и
с закрытыми глазами (по желанию самих
Щепок).
Участники
делятся своими ощущениями, возникшими
у них во время «плавания», описывают,
что они чувствовали, когда к
ним прикасались ласковые руки, что
помогало им обрести спокойствие во время
выполнения задания.
2.
Игра «За что меня любит
мама»
Цель:
Повышение значимости каждого ребенка
в глазах окружающих его детей.
Содержание: Все дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любят родители и друзья. Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любят родители и друзья каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь. После этого целесообразно обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.
На первых
порах дети, чтобы показаться значимыми
для других, рассказывают, что родители
любят их за то, что они моют посуду, за
то, что любят маленькую сестренку... Только
после многократного повторения этой
игры дети приходят к выводу, что их любят
просто за то, что они есть.
3.
Игра «Скульптура»
Цель:
Развитие умения владеть мышцами лица,
рук, ног и т. д., снижение мышечного напряжения.
Содержание: Дети разбиваются на пары. Один из них - скульптор, другой - скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из «глины» скульптуру:
Темы
для скульптур может предлагать
взрослый, а могут выбирать сами
дети. Затем дети могут поменяться
ролями. Возможен вариант групповой
скульптуры. После проведения игры
целесообразно обсудить с детьми, что
они чувствовали в роли скульптора, скульптуры,
какую фигуру приятно было изображать,
какую - нет.
4.
Игра «Ласковый мелок»
Цель:
Игра способствует снятию мышечных зажимов,
развитию тактильных ощущений.
Содержание:
Существует хорошее развлечение — рисовать
или писать на спине друг у друга различные
картинки или буквы, а затем отгадывать,
что было изображено. Данная игра нравится
многим детям, но, к сожалению, не очень
подходит тревожным мальчикам и девочкам,
т. к. они, пытаясь разгадать задумки партнера
по игре, могут волноваться, переживать,
вследствие чего напрягать мышцы сильнее
и сильнее. Поэтому мы предлагаем модификацию
данной игры. Взрослый говорит ребенку
следующее: «Мы с тобой будем рисовать
друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы
я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо».
И мягким прикосновением пальцев изображает
контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал
на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую
тебе солнце ласковым мелком?» И взрослый
рисует, едва касаясь поверхности тела.
«Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь
сейчас белка или лиса нарисуют солнце
своим ласковым хвостиком? А хочешь, я
нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь
еще?» После окончания игры взрослый нежными
движениями руки «стирает» все, что он
нарисовал, при этом слегка массируя спину
или другой участок тела.
5.
Игра «Насос и мяч»
Цель:
Расслабить максимальное количество мышц
тела.
Содержание:
«Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас
— большой надувной мяч, другой насосом
надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув
всем телом, на полусогнутых ногах, руки,
шея расслаблены. Корпус наклонен несколько
вперед, голова опущена (мяч не наполнен
воздухом). Товарищ начинает надувать
мяч, сопровождая движение рук (они качают
воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха
мяч надувается все больше. Услышав первый
звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно
выпрямляя ноги в коленях, после второго
«с» выпрямилось туловище, после третьего
— у мяча поднимается голова, после четвертого
— надулись щеки и даже руки отошли от
боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать.
Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса...
Из мяча с силой выходит воздух со звуком
«ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное
положение». Затем игроки меняются ролями.
6.
Игра «Слепой танец»
Цель:
Развитие доверия друг к другу, снятие
излишнего мышечного напряжения.
Содержание: «Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет слепой. Другой ребенок останется зрячим и сможет водить слепого. Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку».
В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1-2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.
По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.
7. Игра «Похвалилки»
Цель: Игра способствует повышению самооценки ребенка, повышает его значимость в коллективе.
Содержание: Все дети сидят в кругу
(или за партами). Каждый получает карточку,
на которой зафиксировано какое-либо одобряемое
окружающими действие.
Ребенок должен «озвучить» карточку. Причем, начав словами «Однажды я...»
Например: «однажды я помог товарищу в школе», или «Однажды я очень быстро выполнил домашнее задание» и т. д.
На обдумывание задания дается 2-3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил то действие или совершил тот позитивный поступок, который указан в его карточке.
После того, как все Дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами. В заключении можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того, чтобы это заметить, необходимо очень внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к людям, окружающим нас.
8. Игра «Недотроги»
Цель: Игра способствует повышению самооценки ребенка, развитию эмпатии.
Содержание: Взрослый вместе с детьми в течение нескольких занятий рисуют карточки с пиктограммами. Необходимо обсудить с детьми, что означает каждая пиктограмма. Например, картинка с изображением улыбающегося человечка может символизировать Веселье, с изображением, например, двух одинаковых нарисованных конфет - Доброту или Честность. Если дети умеют читать и писать, вместо пиктограмм можно записать на каждой карточке какое- либо положительное качество ребенка (обязательно положительное!). Каждому ребенку выдается 5-8 карточек. По сигналу ведущего дети стараются закрепить на спинах товарищей (при помощи скотча, стикеров и т. д.) все карточки. По следующему сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим нетерпением снимают со спины «добычу». На первых порах, конечно, случается, что не у всех играющих оказывается много карточек, но при многократном повторении игры и после проведения обсуждений ситуация меняется. Во время обсуждения можно спросить у детей, приятно ли получать карточки. Затем можно спросить, что приятнее: дарить хорошие слова другим или получать их самому. Как правило, дети говорят, что нравится и дарить, и получать. Тогда ведущий может обратить их внимание на тех детей, которые совсем не получили карточек или получили совсем мало. Обычно эти дети признаются, что они с удовольствием дарили, но им бы тоже хотелось получить в подарок карточку. Чаще всего, при повторном проведении игры «отверженных» детей не остается.
Информация о работе Игровая программа для работы с тревожными детьми