Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:53, курсовая работа
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей. Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: разработать и доказать эффективность игровых средств обучения для развития творческого начала детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ (стр. 2-3)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Теоретические основы игры как средства обучения
Понятие и сущность игры (стр. 4-5)
Исторические предпосылки возникновения игры (стр. 6-12)
Классификация игр. Характеристика основных видов (стр. 13-19)
Глава 2.Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка (стр. 20-22)
Глава 3.Игра как ведущий тип деятельности дошкольников
Развитие детского творчества и игрового замысла (стр. 22-25)
Значение игры для психического развития дошкольника (стр. 25-26)
Игра как средство воспитания детей (стр. 26-27)
Глава 4. Состояние игровой деятельности дошкольников нашего времени (стр. 27-41)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (стр. 42-43)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (стр. 44)
ПРИЛОЖЕНИЕ (стр. 45-49)
15.Люблинская А.А. Очерки
психологического развития
16.Мануйленко З.В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста// Известия АПН РСФСР. 1948. вып.14.
17.Смирнова Е.О., Гударева О.В. Журнал "Психологическая наука и образование",- М.,2005
18.Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. – М., 1946.
19.Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М., 1961
20.Эльконин Д.Б. Психология
21. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Педагогика, 1989
Приложение№1
Игра «Чьи следы».
Дидактическая задача – закрепление знаний о диких и домашних животных, учить различать их по следам, развитие зрительного внимания и памяти.
Игровые правила. Подбор следов к каждому из животных. Кто быстрее и правильнее выполнит задание - получает фишку. Кто больше всего наберет фишек, тот и будет лучшим следопытом.
Ход игры. Детям раздаются карточки, на которых изображены животные. Водящий показывает следы, а дети подбирают следы к своим животным. Детям нельзя ошибаться, при неправильном ответе, ход переходит к другому ребенку.
Игра «От какого дерева лист»
Дидактическая задача-закрепление названий деревьев, их частей: закрепление цвета, формы предметов; развитие зрительного внимания, памяти. Развитие аналитических способностей.
Ход игры. Детям раздаются карточки, на которых изображены листья разных деревьев, они разной формы и разного цвета. Водящий достает по одному листочку и показывает детям. Если такой листочек имеется на карточке у ребенка, то он описывает его и говорит от какого дерева.
Например: «Этот лист зеленого цвета, круглой формы он среднего размера. Это липовый листок». Если ребенок называет все верно, то он получает этот листочек и закрывает им подходящий на своей карточке. Выигрывает тот, кто быстрее закроет свои листочки на карточке.
Игра « Разложи листья по убывающей величине»
Дидактическая задача - учить детей анализировать и сравнивать предметы по величине и выкладывать их в порядке убывания.
Материал: можно использовать настоящие листья деревьев или изготовленные из картона.
Ход игры. Перед детьми выкладывают листья. И перед тем как им выполнить задание, они получают инструкцию.
Например: « Выложить в порядке убывания пять зеленых кленовых листьев».
Кто из детей быстрее и правильно выполнит задание, тот выигрывает.
Приложение №2
Игра-домино « Подбери пару».
Дидактическая задача – учить детей объединять предметы в пары по внешнему признаку. Можно объединять предметы по форме, цвету, видовому признаку.
Материал: можно использовать
готовое или самодельное
Ход игры: детям поровну раздают домино. Каждый из детей делает ход друг за другом, если у него есть такая же как у предыдущего игрока. Если у ребенка нет соответствующей картинки, то он пропускает ход.
Игра « Найди по общему признаку»
Дидактическая задача – учить детей обобщать и классифицировать предметы по общему признаку. Устанавливать связь между предметами.
Ход игры: детям раздаются картинки, которые соответствуют различным категориям предметов (обувь, одежда, мебель и т.д.). Водящий достает и называет карточку, а дети называют, чья это карточка и кладут к себе на картинку. Кто быстрее из детей заполнит пустые окошки на картинке, тот выигрывает.
Приложение№3
Игра «Собери открытку».
Три разные открытки разрезают на четыре части. Затем части перемешивают и раздают их поровну всем участникам игры.
Первый играющий кладет на стол одну часть, второй – должен подобрать к ней подходящую часть с учетом фона и изображения. Если у него нет нужной части, он пропускает ход. Игра продолжается до тех пор, пока не будет собрана открытка, которую забирает себе положивший последнюю часть. Выигрывает тот, у кого будет больше целых собранных открыток. Когда дети освоят игру, число открыток можно будет увеличить.
Игра « Склеим картинку».
Картинку-рисунок с изображением знакомого ребенку предмета разрезают на несколько частей. Ребенок вначале находит части, считает их количество, потом соединяет их в единое целое.
Сначала карточки разрезают на две части, затем на четыре, затем количество частей можно увеличить, а форму «кусочков» усложнить.
Игра «Составь целое из частей».
Это вариант предыдущей игры, только ребенок оперирует не изображениями предметов, а геометрическими фигурами. С помощью этой игры у ребенка можно сформировать умение расчлененно воспринимать сложную форму предмета, выделять в ней отдельные элементы, находящиеся в разных пространственных положениях. Эту игру можно проводить по-разному.
В качестве заданий можно использовать также известные головоломки «Магический квадрат», «Монгольская игра», «Танграм» и другие, в которых для построения заданных изображений используются простые, знакомые ребенку геометрические фигуры.
Игра « Магический квадрат».
Квадрат 10*10, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 5 частей: 1 большой и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Ребенку предлагают собрать по образцу, а затем и по замыслу различные сложные фигуры. Нужно использовать все части квадрата.
Монгольская игра
Квадрат размером 10*10, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезается на 11 частей. В результате получается: 2 квадрата, 4 треугольника, 5 прямоугольников (4 маленьких и 1 большой). Ребенку предлагают при составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую.
Приложение №4
Игра «Магазин»
Дидактическая задача – формировать умение выделять существенные признаки предметов. Развитие связно и последовательно излагать сое высказывание.
Ход игры: дети представляют, что они оказались в магазине. Перед ними стоит задача правильно описать предмет, не называя его названия. Если продавец угадает описываемый ребенком предмет, то покупатель его получает. Кто больше всего из детей приобретет вещей, тот самый лучший покупатель.
Приложение №5
Игра «Похож - непохож».
Дидактическая задача – учить детей сравнивать, находить разницу, делать умозаключения.
Ход игры: Детям дают две картинки, они отличаются друг от друга незначительно. Ребенку нужно найти эти отличия и назвать их.
Игра « Кто больше заметит небылиц»
Дидактическая задача –
учить детей находить неправильное
изображение предметов и
Ход игры: может играть как один, так и несколько детей. Детям дают картину, на которой изображены небылицы и реальные события. Ребенок должен найти на картине то, чего не может быть на самом деле и доказать свое мнение.
Приложение №6.
Игра «Кому что нужно».
Дидактическая задача – учить обобщать предметы по одному признаку и классифицировать.
Ход игры: игру можно повести как игру в профессии. Водящий называет любую профессию, а дети называют инструменты, которые подходят к данному виду деятельности. За каждый ответ ребенок получает фишку, кто больше набирает фишек тот и водит.
Игра « Назови три предмета».
Дидактическая задача – учить находить признаки предметов и классифицировать по общим признакам.
Ход игры: ребенку дается задание. Назвать три предмета, но только, чтобы эти предметы были: например овощи, по цвету желтые, по форме круглые и т.д.
Игра «назови одним словом».
Дидактическая задача – учить детей классифицировать предметы. Находить общие признаки этих предметов.
Ход игры: выбирается водящий. Он закрывает уши, в то время как детям дается задание называть (например: овощи, посуду и т.д.). Водящий отгадывает, к какой группе относятся все эти предметы.
Приложение №7
Игра «Краски».
Дидактическая задача – развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления.
Ход игры: ребенку показывают картинку и быстро убирают. Задача ребенка - назвать все цвета, которые он увидел на картинке.
Игра «Летают, не летают»
Дидактическая задача – развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления.
Ход игры: дети встают в круг, водящий называет птицу. Если птица летает, дети должны махать руками-крыльями, а если не летает, то дети садятся на корточки.
Информация о работе Игра как ведущий тип деятельности дошкольников