Игра как ведущая деятельность ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:53, реферат

Описание работы

Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении его внутреннего содержания.
Дошкольный возраст – период познания мира человеческих отношений, различных видов деятельности и общественных функций людей. Ребенок испытывает желание включиться во взрослую жизнь и активно в ней участвовать, что пока ему недоступно. В период дошкольного детства не менее сильно ребенок стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей-дошкольников, моделирующая жизнь взрослых.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Классификация детских игр…………………………………………………..4
2. Социальный характер детской игры…………………………………………6
3. Игра как ведущая деятельность ребенка дошкольника…………………….7
4. Роль игры в воспитании положительного отношения к школе……………11
Заключение………………………………………………………………………13
Список используемой литературы……………………………………………...15

Работа содержит 1 файл

педагогика реферат.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Алтайская  государственная академия образования  имени В.М. Шукшина»

(ФГБОУВПО «АГАО»)

Педагогический факультет

Кафедра дошкольных методик и педагогики 

                                                                       
 
 
 

 Игра  как ведущая деятельность ребенка

 Реферат

 по  дисциплине «Дошкольная педагогика» 
 
 

                                                                     

                                               Выполнил студент

      Группа  _______Н-ZДПП081__________

      ___________Тюленева_______________

                                                                         фамилия  

              ________Елена Васильевна___________

                                                                                                               имя, отчество 
 

                                                            

                                                 

                                                                 Оценка ______________________

                                                             «______»_____________20____г.

                                                           

                                                 подпись________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Бийск – 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Классификация детских игр…………………………………………………..4

2. Социальный  характер детской игры…………………………………………6

3. Игра как ведущая деятельность ребенка дошкольника…………………….7

4. Роль игры в воспитании положительного отношения к школе……………11

Заключение………………………………………………………………………13

Список  используемой литературы……………………………………………...15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Игра — жизненная лаборатория детства. 
С. Т. Шацкий

      Дошкольный возраст – период познания мира человеческих отношений, различных видов деятельности и общественных функций людей. Ребенок испытывает желание включиться во взрослую жизнь и  активно в ней участвовать, что пока ему недоступно. В период дошкольного детства не менее сильно ребенок стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей-дошкольников, моделирующая жизнь взрослых.         В отечественной психолого-педагогической литературе игра рассматривается как деятельность, имеющая очень важное значение для развития ребенка дошкольного возраста: в ней происходит ориентация в отношениях между людьми, овладение первоначальными навыками кооперации (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, А. П. Усова и др.).  Вместе с тем сегодня исследователи (Р. А. Иванкова, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова) отмечают, что в детском саду наблюдается «вытеснение» игры учебными занятиями, студийной и кружковой работой. Игры детей, особенно сюжетно-ролевые, бедны по содержанию, тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов, преобладание манипуляций над образным отображением действительности. В современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста,  а также  учитывать особенности данного периода детского развития.  На эти особенности указывает Г.С. Абрамова, подчеркивая повышенную чувствительность дошкольников к экзистенциальным переживаниям, сензитивность. В этот период происходит обозначение границ Я-концепции через установление дистанции с другими людьми, формирование обобщенной концепции другого человека. Все это делает детей очень уязвимыми к любым воздействиям других людей. Именно защищенное окружение является ресурсом развития детей дошкольного возраста. 
 

1. Классификация детских  игр

      Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация их затруднительна. 
Основу классификации игр, которая принята в советской педагогике, заложил П. Ф. Лесгафт. Он подошел к решению этого вопроса, руководствуясь своей основной идеей о единстве физического и психического развития ребенка. По мнению П. Ф. Лесгафта, «...первые игры ребенка бывают всегда имитационны: он повторяет то, что сам подмечает в окружающей его среде, и разнообразит эти занятия по степени своей впечатлительности, по степени развития физических своих сил и умения ими пользоваться... При этом очень важно, чтобы игра не назначалась ребенку взрослым, но чтобы он сам со своими товарищами повторял то, что сам видел и на что сам натыкался... Он приобретает таким образом известное умение распоряжаться своими силами, рассуждать над своими действиями и при помощи полученной таким образом опытности справляться с теми препятствиями, которые он встречает в жизни».

      П. Ф. Лесгафт раскрыл воспитательное значение правил игры, создал систему  подвижных игр, разработал их методику, показал психологическое отличие  игр с правилами от имитационных.

      В советской педагогике вопрос о классификации детских игр уточнен в трудах Н. К. Крупской. В своих статьях она выделяет игры, которые создаются самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие), и организованные, с готовыми правилами.

      В современной педагогической литературе и в практике игр, которые создаются самими детьми, называются "творческими", или «сюжетно-ролевыми». Первое название представляется нам наиболее точным, так как сюжет и роли имеются и во многих играх с правилами.

      Творческие  игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации — разыгрывание сказок и рассказов; строительные).

      При всем разнообразии творческих игр в  них есть общие черты: дети сами выбирают тему игры, развивают ее сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Все это происходит в  условиях тактичного руководства взрослых, которое направлено на то, чтобы возбуждать инициативу, активность детей, развивать их творческую фантазию, сохраняя при этом самодеятельность.

      Игры  с правилами имеют готовое  содержание и заранее установленную  последовательность действий; главное  в них — решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы — подвижные и дидактические. Однако это деление в значительной степени условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать), а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.

      Впервые игры с правилами были созданы  народной педагогикой. Об их ценности К. Д. Ушинский писал: «Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека... Обратить внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство — задача будущей педагогики».

      В современных детских садах народные игры («Палочка-выручалочка», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Фанты», «Краски» и др.) относятся к числу наиболее любимых детьми. Они не только увлекательны, но и требуют внимания, сообразительности, умственного и физического усилия.

      Между играми с правилами и творческими  много общего: наличие условной игровой  цели, необходимость активной самостоятельной  деятельности, работы воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила  есть и в творческих играх — без этого не может успешно проходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета.

      Отличие между играми с правилами и  творческими заключается в следующем: в творческой игре активность детей  направлена на выполнение замысла, развитие сюжета. В играх с правилами главное — решение задачи, выполнение правил. 
 
 

2. Социальный характер  детской игры

      В развитии ребенка и коллектива детей  огромная роль принадлежит основному  виду детской деятельности в дошкольный период - игре. 
Философы, историки, этнографы, психологи, педагоги изучают происхождение игры, ее место в жизни ребенка, возможности эффективного использования игр для решения воспитательных задач.

      В теорию игры значительный вклад внесла Н. К. Крупская. Подчеркивая социальный характер детских игр, отражение в них явлений жизни, она прежде всего видела в игре средство расширения впечатлений и представлений об окружающей действительности, связи с нею. «Для ребят дошкольного возраста,- писала она,- игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего».

      Социальный  характер содержания игр и игровой  деятельности обусловлен тем, что ребенок  живет в обществе. Уже с первых месяцев жизни он стремится к общению с окружающими, постепенно овладевает языком - могучим средством общения и усвоения общественного опыта. Ребенок хочет быть активным участником жизни взрослых, но эта потребность еще не соответствует его возможностям. В игре, подражая действиям старших, сопереживая доступные ему их радости и огорчения, он таким своеобразным путем приобщается к окружающей жизни.

      Высоко  оценивая воспитательную роль игр детей, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет  важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».

 

3. Игра как ведущая деятельность ребенка дошкольника

      Известно, что главная и ведущая деятельность дошкольника – игровая, только в  игре зарождаются и первоначально  развиваются все другие формы  деятельности детей этого возраста, только через игру ребенок познает  окружающий мир и учится с ним взаимодействовать. Именно в игре ребенок обучается полноценному общению со сверстниками, подчинению своих импульсивных желаний игровым правилам, в полной мере развивает все психические процессы (восприятие, мышление, речь, воображение, внимание, память), расширяет свои познавательные интересы, формирует первые нравственные чувства. В игровой деятельности зарождаются новые мотивы и потребности. Игра – это способ вхождения детей в мир взрослых людей, некая репетиция взрослой жизни для ребенка, которая закладывает прочный фундамент  его дальнейшей успешности, готовит к учению и труду.

      Игра  имеет то же значение для ребенка, что для взрослого – профессиональная и трудовая деятельность. Каков ребенок  в игре, таков во многом он будет  и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу (А.С.Макаренко).

      Огромное  влияние игра оказывает на умственное развитие дошкольника. Предметы, которые ребенок использует в вымышленном пространстве игры, поначалу замещают ему реальные объекты взрослой жизни, именно они становятся опорой для мышления. Постепенно ребенок перестает опираться на предметы-заместители и начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра стимулирует развитие образного мышления. Благодаря тому, что в игре ребенок берет себе разные социальные роли, у него развивается важнейшая мыслительная способность – видеть игровой предмет с разных сторон, становиться на разные точки зрения, представлять другой взгляд, отличный от своего личного.

Информация о работе Игра как ведущая деятельность ребенка