Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:17, контрольная работа
Умственное воспитание детей в игре. Воспитательные возможности игры. В игре идет освоение детьми нравственных норм, растет ответственность за выполнение действий. Эмоциональное развитие детей в игре. Этапы развития игровой деятельности. Творческий характер сюжетно-ролевой игры.
При учете самостоятельной игровой деятельности отмечаю:
Ежедневно отмечаю лишь то, что является новым по сравнению с предыдущей характеристикой игры детей. Для закрепления цвета использую игры-упражнения «Подбери кукле платье», «В гости приехали куклы» и др. В повседневной жизни также обращаю внимание детей на цвет предметов в групповой комнате, на прогулке.
Мы часто с малышами наблюдаем за окружающими, связывая их с игрой. При этом внимание детей направляю на объект и действия, которые с ним производятся. Например, после наблюдения за работой няни, предлагаю: «Давайте и мы погладим белье нашим куклам, где у нас утюг?». Так в сознание детей образуется непосредственная связь между окружающей жизнью и игрой. Во время неоднократной игры малыши выполняют несколько связанных между собой игровых действий. Например, Алеша, играет с Олей, лечит ее, ставит градусник. Я подсказываю: «Ты лечишь Олю», постепенно фиксирую внимание ребенка на сходство его действий с действиями взрослых: «Ты как доктор лечишь». До игры или в начале её предлагаю малышу: «Доктору нужен белый халат, возьми, Алеша, халат, ты у нас доктор».
Так я формирую у детей начальные навыки ролевого поведения, умению связывать ряд действий с названием роли и атрибутами, необходимыми для этой роли; а также согласовывать существительные с глаголами, составлять фразы из трех-четырех слов. Общим в сюжетно-ролевых играх и занятиях является направленность их содержания на ознакомление детей с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни.
Игры-занятия проводятся как в первую, так и во вторую половину дня. Длительность их пятнадцать-двадцать минут. Стараюсь планировать каждую из серий занятий, представить в следующей последовательности: а)игры-занятия с куклой; б)игры-занятия со строительным материалом; в)инсценировки литературных сюжетов.
Игры-занятия с куклой.
Предлагаю
детям такие серии: «Встреча куклы», «Уход
за куклой», «Лечение куклы», «К кукле
приходят гости» и др. Использую игры-занятия
с куклой как своеобразный образец для
подражания, выполнения игровых действий
и нравственных взаимоотношений, стараюсь
обогатить самостоятельную деятельность
детей. Кроме того, с помощью игр развиваю
способности детей к более устойчивому
проявлению добрых чувств, активности,
целеустремленности. Планирование нескольких
видов игр-занятий позволяет установить
взаимосвязь между играми «в строительство»
и образно-ролевыми играми «Дочки-матери»,
«Детский сад» и др. Для того, чтобы развить
образно-ролевую игру «Дочки-матери» я
привлекаю к участию в игре каждого ребенка,
даю возможность самостоятельно действовать
с игрушкой. Включаю новые слова (маленький,
хорошенький, умница, сыночек, доченька
и др.).
Но самое главное заключается в том, что в играх с куклами, со строительным материалом четко прослеживается направленность на доброжелательность, взаимопомощь. В играх с куклами выступают высоконравственные мотивы: «вместе праздновать, путешествовать», «готовить для кукол обед» и т.д. Проявление радостных чувств от достигнутого (сделали, построили) говорит о возросшей у детей уровне целеустремленности, о развитии эмоционально-волевой сферы ребенка. Для расширения и углубления знаний и впечатлений о заботе «родителей о детях» использую художественную литературу: В.Карасева «Прилетели гули», Е.Благинина «Вот как мама угодила», Т.Волгина «В ясли Танечка идет». Предлагаю рассмотреть картину «Повар готовит обед». Во время рассматривания картины привлекаю малышей к составлению небольшого рассказа, отвечать на вопросы двумя-тремя словами. Таким образом, игры-занятия, как одно из средств организации воспитательно-образовательной работы, влияет на образование в коллективе прочных игровых группировок, появление инициаторов игр. У малышей появляется умение устанавливать некоторые связи, зависимости и закономерные отношения между предметами и явлениями, которое находит прямое отражение в монологической речи. Я использую в играх уголки «Ряженья», «Наша сказка», которые являются прекрасным средством для театральной деятельности. Малыши любят наряжаться в разные наряды, перевоплощаться в сказочных героев (зайчика, мишку, лисичку и т.д.).
Для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе обыгрывания, наиболее эффективными оказались следующие виды игровой деятельности: игры-занятия; кукольный театр; театральные игры; игры-забавы; игры-перевоплощения; игры-инсценировки; творческие и самостоятельные игры, которые развивают интерес к театру, стремление воспроизводить фрагменты знакомых спектаклей по собственной инициативе. При этом малыши учатся внятно говорить, произносить правильно некоторые звуки, выражать разные состояния, применяя соответствующую интонацию. Показ настольного театра способствует обыгрыванию сказки с помощью игрушки, наблюдая за моими действиями, дети сами начинают манипулировать с куклами настольного театра, действовать с игрушкой, умению соотносить свои движения со словом.
На третьем
году жизни малыши уже могут сами сопровождать
слова взрослого движениями предметов
и игрушек, иногда вступают в диалог, используют
песенки, потешки, стихи. Театральные игры
решают задачу развития у детей активной
речи, способности к имитации движений,
звукоподражания, развития воображения,
способности выражать основные чувства
мимикой. Например, при обыгрывании сказки
«Теремок» дети могут показать себя мышкой,
лягушкой, зайчиком и др. Для рассматривания
иллюстраций использую книжки-игрушки,
тематическое лото, предметные картинки,
альбомы, вместе с малышами составляем
небольшие рассказы. При ознакомлении
с окружающим использую картинки «Дети
играют». Наблюдение показывает, что после
рассматривания картинок у детей возникает
желание перевести свои впечатления в
игровые действия с развернутым сюжетом:
«Лечим куклу Таню», «Скорая помощь едет
к больной кукле» и др.
Дошкольное
детство - период познания мира
человеческих отношений.
Многие
исследователи пишут, что
Все умения
и навыки, которые ребёнок приобретает
в игре, связаны с развитием речи. У детей
формируется интерес к игре, желание участвовать
в ней, ставить и реализовать свои цели.
Список
используемой литературы
1. Дошкольная педагогика. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология» / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.,1988.
2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика для студ.сред.пед.учеб.заведений / С.А. Козлова, Т.А.Куликова. - М., 2000.
3. Короткова Н., Михайленко Н. Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры //Дошкольное воспитание, 1989, №4, с.23
4. Короткова Н.А. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет) //Ребенок в детском саду. 2006, №5, с.83.
5. Короткова Н.А. Сюжетная игра с детьми раннего возраста //ребенок в детском саду. 2006, №6, с.83.
6. Меджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детсада / Под ред. Т.А. Марковой. - М., 1982.
7. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А.Васильевой. - М., 1986.
8. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. - М., 2001.
9. Шитова Т.П. Развитие фантазии и творчества дошкольников в сюжетно-ролевых играх //Ребенок в детском саду. 2004, №6, с.33
10. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. - М., 1978.