Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:17, контрольная работа
Умственное воспитание детей в игре. Воспитательные возможности игры. В игре идет освоение детьми нравственных норм, растет ответственность за выполнение действий. Эмоциональное развитие детей в игре. Этапы развития игровой деятельности. Творческий характер сюжетно-ролевой игры.
Дальнейшее формирование игры связано с развитием сюжета. Более сложный сюжет, включающий 2-3 звена из двух трех действий, возникает тогда, когда взрослые подбирают для детей игрушки, вызывающие разнообразные, связанные между собой действия. Это определяется тем, что на данном этапе развития игры в центре ее находится предмет и действия с ним.
Во второй половине третьего года жизни в развитии сюжетных игр детей происходит значительный скачок - в игре появляется роль. Вначале она присутствует как бы в скрытом виде: ребенок, действуя определенным возрастом, еще не называет себя именем взрослого. Затем свою роль в игре ребенок обозначает словом (мама, врач, шофер), но только после того, как им был совершен ряд соответствующих действий. И наконец, уже в самом начале игры ребенок берет роль, обозначает ее словом и начинает действовать в соответствии с этой ролью.
Появление роли связано с изменением направленности сознания ребенка (по мере накопления впечатлений и опыта) с предмета и действия с ним на того, кто действует, - на человека. Благодаря умению переносить действие с одного предмета на другой развивается способность отождествлять свои действия с действиями других людей. Это и служит основанием для появления роли в играх детей. Игры становятся сюжетно-ролевыми.
Содержанием
первых сюжетно-ролевых игр по-
По форме первые ролевые игры чаще всего продолжают оставаться играми рядом: дети чаще всего осуществляют действия независимо друг от друга.
Обогащение
ролевых действий в играх
На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности. Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов (Л.С. Выготский, Д.Б Эльконин, А.В. Запорожец) и педагогов (Р.И.Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я Михайленко).
Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в способности действовать в плане общих представлений, в воображении ребёнка, в произвольном поведении, в содержательном общении со взрослыми и сверстниками. Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются не в разговорах с взрослым и не на занятиях со специалистами, а в сюжетно-ролевой игре. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. То есть в игре ребенок моделирует мир взрослых, их взаимоотношения. Сюжетно-ролевая игра возникает на границе раннего и дошкольного возрастов и достигает своего расцвета в середине дошкольного детства.
В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребёнка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребёнком в игре.
Игра - особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни, так, А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».
В творческих играх отражаются впечатления детей об окружающей жизни, глубина понимания ими тех или иных жизненных явлений. Содержание творческих игр придумывают сами дети. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей в этой группе игр проявляется с особой полнотой. Разнообразные жизненные впечатления не копируются, они перерабатываются детьми, одни из них заменяются другими и т.д. Живое воображение, характерное для любой творческой деятельности, проявляется в создании игрового замысла, построения сюжета, отборе изобразительных средств, материала, игрушек и т.д.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С.Л.Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Сюжетно-ролевая
игра по своему характеру -
деятельность отражательная.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре).
Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло - «ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки - «скальпеля» - сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д. Ушинский: «…в игре же дитя - зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».
Творческий
характер сюжетно-ролевой игры
определяется наличием в ней
замысла, реализация которого
сопряжена с активной работой
воображения, с развитием у
ребенка способности
Непосредственные
мотивы игры с возрастом детей
изменяются, определяя содержание
игр. Если у младшего
Таким образом,
в сюжетно-ролевой игре знания, впечатления
ребенка не остаются неизменными: они
пополняются и уточнятся, качественно
изменяются, преобразовываются. Это
делает игру формой практического познания
окружающей действительности. Как всякая
творческая деятельность, сюжетно-ролевая
игра эмоционально насыщена и доставляет
каждому ребенку радость и удовольствие
уже самим своим процессом.
Практическая часть
Организация сюжетно-ролевых игр с детьми младшего дошкольного возраста
В моей группе двух-трехлетние
малыши. Все они вновь поступившие
в ясли. Двухлетние дети – очаровательны,
они абсолютно честны и искренни
во всём – в своих симпатиях
и антипатиях, привязанностях и увлечениях.
Их глаза широко открыты для всего
нового. Главной фигурой в жизни детей
остаётся взрослый, без помощи которого
ребёнок еще не может справиться со многими
бытовыми проблемами. Возникающая ещё
в младенчестве потребность во внимании
и доброжелательности взрослого не исчезнет
с возрастом. Время от времени малыш нуждается
в ласке – в том, чтобы его погладили, слегка
обняли, позволили прижаться. Единство
требований к детям со стороны всех взрослых
в дошкольном учреждении и в семье необходимо
как для положительного эмоционального
состояния, так и для полноценного воспитания
его личности.
Адаптация – это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений, навыков в повседневной жизни. Основная моя задача – наладить доверительное отношение с каждым ребенком, подарить им минуты радости, попытаться вызвать у них положительное отношение к детскому саду. Именно игра «в общение» может помочь ребенку легко пройти адаптацию. Играя с детьми, ставила простые, известные малышам игровые цели, не вызывающие особых сложностей при их достижениях. Дети вместе со мной прячутся «от дождя» под зонтик, берут «угощение» и т.д. На данном этапе важно не выполнение игрового действия, а установление доброжелательных, доверительных отношений с детьми. Двухлетние дети испытывают большой интерес к окружающим предметам и увлеченно «исследуют» их, подвергая различным манипуляциям. Собственные манипуляции с предметами и подражание взрослым приводят к тому, что у ребенка возникают мысленные представления как о предметах, так и о действиях с ними. Благодаря таким мысленным представлениям возникает способность переносить действия с одного предмета на другой – это период сюжетно-отобразительной игры. В дошкольном возрасте нередки индивидуальные или совместно-режиссерские игры. По своей сути они сходны с сюжетно-ролевыми, так как, с одной стороны, отражают уровень знаний о различных явлениях окружающей среды, а с другой – несут в себе элементы творчества и фантазии, представляя собой своеобразную форму размышления детей над тем, что близко их интересам. Дети третьего года жизни уже приобщились к образно-ролевой игре, у них формируются основы сюжетно-ролевой игры. Дети начинают передавать в игре не только отдельные действия, но и элементы поведения тех лиц, которые совершали эти действия в жизни. Появляется «роль в действии», например, девочка, накрывая на стол, явно подражает маме, но на вопрос: «Кто ты?» - девочка отвечает: «Я Юля». Дети начинают обозначать словом выполняемую в игре роль: «Я шофёр», «Ты мама» и т.д. Так развивается сюжетно-ролевая игра. Эти игры значимы тем, что они дают возможность пополнять и активизировать словарь ребенка, формировать правильное звукопроизношение, развивать связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Организацию образно-ролевых игр я осуществляю в трех основных направлениях: подготовка к проведению игры, ее проведение, анализ.
Подготовка к проведению:
Проведение образно-ролевых игр включает:
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Игра
становится методом воспитания и развития,
если в ней четко определены игровые правила
и действия. Прежде чем начать игру, я стараюсь
вызвать у детей интерес к ней, желание
играть. Это достигалось различными приемами:
использование художественного слова
(песенки, потешки, загадки); сюрпризов
(чудесный мешочек, волшебная коробочка
и др.). Во время игры предлагаю детям такие
игровые действия, как покормить куклу
или мишку, покачать их, уложить спать.
Эти действия показываю и объясняю на
своем примере. Например, говорю: «Таня,
хочет спать, я сейчас заверну ее в одеяльце
и покачаю». Поиграв с куклой, передаю
её малышу. Как правило, ребенок начинает
действовать самостоятельно. Если он затрудняется
в воспроизведении игрового действия,
можно воспользоваться приемом совместной
игры, предложить: «Давай, Оля, вместе кормить
Катю, ты тоже держи ложку». Для игры я
подбираю простые сюжеты с одним-двумя
персонажами и элементами-действиями
– «шофер» загружает машину кубиками
и везет её; «мама» катает дочку в коляске,
кормит её. Во время игры придумываю сюжеты
или использую литературные тексты (к
примеру, стихи А.Барто из цикла «Игрушки»).
Обычно дети берут за основу образец, предложенный
мною, но при этом привносят в игру что-то
свое, знакомое по собственному опыту.