Игра - ведущая деятельность дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:17, контрольная работа

Описание работы

Умственное воспитание детей в игре. Воспитательные возможности игры. В игре идет освоение детьми нравственных норм, растет ответственность за выполнение действий. Эмоциональное развитие детей в игре. Этапы развития игровой деятельности. Творческий характер сюжетно-ролевой игры.

Работа содержит 1 файл

Педагогика.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

Дальнейшее формирование игры связано с развитием сюжета. Более сложный сюжет, включающий 2-3 звена из двух трех действий, возникает тогда, когда взрослые подбирают для детей игрушки, вызывающие разнообразные, связанные между собой действия. Это определяется тем, что на данном этапе развития игры в центре ее находится предмет и действия с ним.

   Во второй  половине третьего года жизни в развитии сюжетных игр детей происходит значительный скачок - в игре появляется роль. Вначале она присутствует как бы в скрытом виде: ребенок, действуя определенным возрастом, еще не называет себя именем взрослого. Затем свою роль в игре ребенок обозначает словом (мама, врач, шофер), но только после того, как им был совершен ряд соответствующих действий. И наконец, уже в самом начале игры ребенок берет роль, обозначает ее словом и начинает действовать в соответствии с этой ролью.

   Появление  роли связано с изменением направленности сознания ребенка (по мере накопления впечатлений и опыта) с предмета и действия с ним на того, кто действует, - на человека. Благодаря умению переносить действие с одного предмета на другой развивается способность отождествлять свои действия с действиями других людей. Это и служит основанием для появления роли в играх детей. Игры становятся сюжетно-ролевыми.

   Содержанием  первых сюжетно-ролевых игр по-прежнему  остаются разнообразные действия  с предметами: мама готовит обед, укладывает дочку спать, врач ставит градусник и т.д. но наличие роли в игре приводит к быстрому увеличению разнообразных действий; обогащается и эмоциональное содержание игры: ребенок переживает чувства, связанные с конкретной ролью.

По форме первые ролевые игры чаще всего продолжают оставаться играми рядом: дети чаще всего осуществляют действия независимо друг от друга.

   Обогащение  ролевых действий в играх отдельных  детей постепенно приводит к  появлению совместных игры, объединяющей  вначале двух-трех, а затем и большее количество детей. Вначале они группируются на основе действия, по его направленности: ведет машину шофер, а пассажир еде в ней и т.д. Эти объединения еще очень кратковременны, быстро распадаются. Сюжет игры по-прежнему несложен: дети преимущественно отражают жизнь семьи, детского сада.  Таким образом, сюжетно-ролевые игры как таковые возникают к концу третьего года жизни ребенка вследствие накопления различных впечатлений от окружающей действительности.

   На протяжении  всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности.   Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов (Л.С. Выготский, Д.Б Эльконин, А.В. Запорожец) и педагогов (Р.И.Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я Михайленко).

Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный  период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая  жизнь и внутренняя регуляция  поведении. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в способности действовать в плане общих представлений, в воображении ребёнка, в произвольном поведении, в содержательном общении со взрослыми и сверстниками. Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются не в разговорах с взрослым и не на занятиях со специалистами, а в сюжетно-ролевой игре. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. То есть в игре ребенок моделирует мир взрослых, их взаимоотношения. Сюжетно-ролевая игра возникает на границе раннего и дошкольного возрастов и достигает своего расцвета в середине дошкольного детства.

   В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребёнка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребёнком в игре.

    Игра - особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни, так, А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

   В творческих  играх отражаются впечатления  детей об окружающей жизни,  глубина понимания ими тех  или иных жизненных явлений.  Содержание творческих игр придумывают сами дети. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей в этой группе игр проявляется с особой полнотой. Разнообразные жизненные впечатления не копируются, они перерабатываются детьми, одни из них заменяются другими и т.д. Живое воображение, характерное для любой творческой деятельности, проявляется в создании игрового замысла, построения сюжета, отборе изобразительных средств, материала, игрушек и т.д.

   Сюжетно-ролевая  игра - это основной вид игры  ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С.Л.Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

   Сюжетно-ролевая  игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной  источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь  и деятельность взрослых и  сверстников.

   Основой  сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре).

   Самостоятельность  детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать  роли, где развернут игру, и т.п.  Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло - «ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки - «скальпеля» - сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д. Ушинский: «…в игре же дитя - зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

   Творческий  характер сюжетно-ролевой игры  определяется наличием в ней  замысла, реализация которого  сопряжена с активной работой  воображения, с развитием у  ребенка способности отображать  свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии интересов. Дети проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки, помогающие полнее реализовать замысел, лучше справиться с ролью.Творческой сюжетно-ролевой игре присущи специфические мотивы. Наиболее общий мотив - стремление ребенка к совместной социальной жизни с взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Возникающее противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, воспроизводит его жизнь, деятельность и отношения.

   Непосредственные  мотивы игры с возрастом детей  изменяются, определяя содержание  игр. Если у младшего дошкольника  основная побудительная причина  игры - действие с привлекательными  предметами, то для ребенка старшего  дошкольного возраста основной мотив - воспроизведение отношений, в которые вступают друг с другом изображаемые в игре взрослые. Для школьника основное в сюжетно-ролевой игре - проявление высоких моральных качеств, которыми отличается тот или иной человек (храбрость, честность и др.).

Таким образом, в сюжетно-ролевой игре знания, впечатления  ребенка не остаются неизменными: они  пополняются и уточнятся, качественно  изменяются, преобразовываются. Это  делает игру формой практического познания окружающей действительности. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом. 
 
 
 

Практическая  часть

Организация сюжетно-ролевых  игр с детьми младшего дошкольного возраста

В моей группе двух-трехлетние малыши. Все они вновь поступившие  в ясли. Двухлетние дети – очаровательны, они абсолютно честны и искренни во всём – в своих симпатиях  и антипатиях, привязанностях и увлечениях. Их глаза широко открыты для всего  нового. Главной фигурой в жизни детей остаётся взрослый, без помощи которого ребёнок еще не может справиться со многими бытовыми проблемами. Возникающая ещё в младенчестве потребность во внимании и доброжелательности взрослого не исчезнет с возрастом. Время от времени малыш нуждается в ласке – в том, чтобы его погладили, слегка обняли, позволили прижаться. Единство требований к детям со стороны всех взрослых в дошкольном учреждении и в семье необходимо как для положительного эмоционального состояния, так и для полноценного воспитания его личности.                                                                   Я стремлюсь к тому, чтобы ребёнок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне лёгкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявлений тяжёлой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

    Адаптация – это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений, навыков в повседневной жизни. Основная моя задача – наладить доверительное отношение с каждым ребенком, подарить им минуты радости, попытаться вызвать у них положительное отношение к детскому саду. Именно игра «в общение» может помочь ребенку легко пройти адаптацию. Играя с детьми, ставила простые, известные малышам игровые цели, не вызывающие особых сложностей при их достижениях. Дети вместе со мной прячутся «от дождя» под зонтик, берут «угощение» и т.д. На данном этапе важно не выполнение игрового действия, а установление доброжелательных, доверительных отношений с детьми. Двухлетние дети испытывают большой интерес к окружающим предметам и увлеченно «исследуют» их, подвергая различным манипуляциям. Собственные манипуляции с предметами и подражание взрослым приводят к тому, что у ребенка возникают мысленные представления как о предметах, так и о действиях с ними. Благодаря таким мысленным представлениям возникает способность переносить действия с одного предмета на другой – это период сюжетно-отобразительной игры. В дошкольном возрасте нередки индивидуальные или совместно-режиссерские игры. По своей сути они сходны с сюжетно-ролевыми, так как, с одной стороны, отражают уровень знаний о различных явлениях окружающей среды, а с другой – несут в себе элементы творчества и фантазии, представляя собой своеобразную форму размышления детей над тем, что близко их интересам. Дети третьего года жизни уже приобщились к образно-ролевой игре, у них формируются основы сюжетно-ролевой игры. Дети начинают передавать в игре не только отдельные действия, но и элементы поведения тех лиц, которые совершали эти действия в жизни. Появляется «роль в действии», например, девочка, накрывая на стол, явно подражает маме, но на вопрос: «Кто ты?» - девочка отвечает: «Я Юля». Дети начинают обозначать словом выполняемую в игре роль: «Я шофёр», «Ты мама» и т.д. Так развивается сюжетно-ролевая игра. Эти игры значимы тем, что они дают возможность пополнять и активизировать словарь ребенка, формировать правильное звукопроизношение, развивать связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Организацию образно-ролевых игр я осуществляю в трех основных направлениях: подготовка к проведению игры, ее проведение, анализ.

Подготовка к  проведению:

  • отбираю игру в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие игровой деятельности, активизация речи;
  • устанавливаю соответствия отборной игры по программным требованиям воспитания и обучения детей в определенной возрастной группе;
  • определяю наиболее удобного времени проведения сюжетно-ролевой игры;
  • подготавливаю необходимый игровой материал для выбранной игры;
  • заранее готовлюсь к игре: осмысливаю, изучаю весь ход игры; свое место в игре; методы руководства игрой;
  • подготавливаю к игре детей: обогащая их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимых для решения игровых задач.

Проведение  образно-ролевых  игр включает:

  • знакомлю детей с содержанием игры, с игровым материалом, который будет использоваться в игре;
  • объясняю ход и правила игры;
  • показываю игровые действия, обыгрываем вместе с детьми различные ситуации;
  • подвожу итоги игры (отмечаю и приветствую успехи детей, поощряю самостоятельность детей, поддерживаю инициативу в общении с взрослыми и сверстниками).

Анализ проведенной  игры направлен на выявление приемов  ее подготовки и проведения. Это  поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

    Игра становится методом воспитания и развития, если в ней четко определены игровые правила и действия. Прежде чем начать игру, я стараюсь вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигалось различными приемами: использование художественного слова (песенки, потешки, загадки); сюрпризов (чудесный мешочек, волшебная коробочка и др.). Во время игры предлагаю детям такие игровые действия, как покормить куклу или мишку, покачать их, уложить спать. Эти действия показываю и объясняю на своем примере. Например, говорю: «Таня, хочет спать, я сейчас заверну ее в одеяльце и покачаю». Поиграв с куклой, передаю её малышу. Как правило, ребенок начинает действовать самостоятельно. Если он затрудняется в воспроизведении игрового действия, можно воспользоваться приемом совместной игры, предложить: «Давай, Оля, вместе кормить Катю, ты тоже держи ложку». Для игры я подбираю простые сюжеты с одним-двумя персонажами и элементами-действиями – «шофер» загружает машину кубиками и везет её; «мама» катает дочку в коляске, кормит её. Во время игры придумываю сюжеты или использую литературные тексты (к примеру, стихи А.Барто из цикла «Игрушки»). Обычно дети берут за основу образец, предложенный мною, но при этом привносят в игру что-то свое, знакомое по собственному опыту.                                                                                                     Не всегда малыши могут самостоятельно переносить действия, показанные мною, с одной игрушки на другую. В таких случаях предлагаю им другие игрушки, с которыми можно выполнять аналогичные действия.

Информация о работе Игра - ведущая деятельность дошкольника