Идеи развития в трудах Я.А. Каменского, Ж.-Ж. Руссо и М. Монтння

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данного реферата - раскрыть одну из главных проблем современной педагогики, а именно проблему развивающего обучения. Можно суверенностью сказать, что внедрение развивающего обучения в современную школу имеет огромное педагогическое значение.
Данный реферат построен на основе анализа идей развития в педагогических трудах Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо и М. Монтеня.

Содержание

1. Введение
2. Развивающее обучение в наследии Я. А. Коменского
3. Развивающее обучение в наследии Ж.-Ж. Руссо
4. Развивающее обучение в наследии М. Монтеня
5. Заключение
6. Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Педагогика.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

 

Среди наставлений, заслуживающих  серьезного внимания, мы встречаем у Руссо и такие поучительные советы: если вы хотите овладеть ребенком , вы обязаны прежде всего овладеть самим собою. Если ваш “непокладистый ребенок портит все к чему прикоснется, не сердитесь; удаляйте от него то, что он может испортить”. Но то , что вы разрешаете ему, разрешайте по первому его слову, без просьб, без особых условий. И если вы запрещаете ему делать что-нибудь нехорошее, нежелательное, то отказывайте твердо, решительно. “Пусть никакое приставание не колеблет вас; пусть произнесенное “нет” будет несокрушимой стеной, которую ребенок, истощив о нее раз пять или шесть свои силы, не станет больше пытаться опрокинуть”.

 

Отдавая добрую дань детскому возрасту, Руссо продолжает: помните , что природа желает, “чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми”. Родители и воспитатели меньше всего должны добиваться того, чтобы сделать своих детей способными в раннем возрасте к серьезным размышлениям. “Если вы хотите воспитать ум вашего ученика, воспитайте силы, которыми он должен управлять” /Дворцов А. Т. Жан Жак Руссо. -М.: Наука. 1980. -С.79 - 81/.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивающее обучение в наследии М. Монтеня

 

 

 

Мишель Монтень (1533 - 1592) - выдающийся французский мыслитель  эпохи Возрождения , один из представителей философского скептицизма, проповедовавшего относительность человеческого познания, зависимость его от многих условий.

 

Скептицизм как течение  в философии эпохи Возрождения  является своеобразным продуктом гуманизма, обратившего внимание на окружающий человека мир и подвергшего критике преклонение перед авторитетами. В эпоху Монтеня, когда средневековая схоластика уже начала утрачивать свое господство над умами, а опытные науки  нового времени только еще начали складываться, скептицизм расчищал путь прогрессу человеческого знания.

 

Подвергая сомнению различные  обычаи и взгляды современного ему  общества, отрицая веру в сверхъестественное, Монтень тем самым выступал против феодализма и его идеологической опоры - католической церкви.

 

Являясь противником  схоластической наук средневековья, тратившей все свои силы на комментирование  небольшого числа признанных церковью сочинений, Монтень выступал за науку опытную, изучающую сами вещи, проникающую в их сущность. Отсюда вытекали педагогические взгляды Монтеня: он сторонник развивающего образования, которое не загружает память механически заученными сведениями, а способствует выработке самостоятельности мышления, приучает к критическому анализу. Это достигается путем изучения как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин.  Последние в современных Монтеню школах почти не изучались.

 

Как и все гуманисты, Монтень высказывался против суровой  дисциплины средневековых школ, за внимательное отношение к детям.

 

Воспитание по Монтеню, должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка, теоретическое образование должно дополняться физическими упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием высоких нравственных качеств.

 

Многие мысли Монтеня  были восприняты педагогами 17-18 вв. Так, идея приоритета нравственного воспитания перед образованием подробно развита Локком, а высокая оценка воспитательного влияния сельской среды и отказ от принуждения в обучении явились своего рода основой теории естественного воспитания Руссо. / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 69-70/.

 

Главной идеей в теории развивающего обучения по Монтеню является то, что развивающее обучение не мыслимо без установления гуманных отношений к детям. Для этого  обучение должно осуществляться без наказаний, без принуждения и насилия. Он считает, что развивающее обучение возможно только при индивидуализации обучения. В своей книге “Опыты” в главе “О воспитании детей” Монтень пишет: “Я хотел бы, чтобы воспитатель с самого начала, сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребенка, предоставил ему возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать вкус разных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему самому. Я не хочу, чтобы наставник один все решал и только один говорил; я хочу чтобы он тоже слушал своего питомца.” / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 71/. Здесь Монтень следует Сократу, который, как известно, сначала заставлял сначала говорить учеников, а затем уже говорил сам.

 

“Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного  урока, но и смысл и самую суть его, и судить о пользе, которую  он принес, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни. И пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит к множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли ученик как следует и в какой мере усвоил это”. /Монтень М. Опыты. -М.: Правда, 1991. -С. 122/.

 

“Пусть его душе будет  привита благородная любознательность; пусть он осведомляется обо всем без исключения; пусть осматривает  все примечательное, что только ему  не встретится, будь то какое-нибудь здание, фонтан, человек, поле битвы, происходящей в древности, места, по которым проходили Цезарь или Карл Великий ”.

 

“После того как юноше  разъяснят, что же, собственно, ему  нужно, чтобы сделаться лучше  и разумнее, следует ознакомить его  с основами логики, физики, геометрии  и риторики; и, какую бы из этих наук он не выбрал, - раз его ум к этому времени будет уже развит, он быстро достигнет в ней успехов. Преподавать ему должны то путем собеседования, то с помощью книг; иной раз наставник просто укажет ему подходящего для этой цели автора, а иной раз он изложит содержание и сущность книги в совершенно разжеванном виде.” / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 74-75/.

 

В этом заключаются основы развивающего обучения педагогической теории М. Монтеня.

 

Заключение

 

 

 

М. Монтень, Я. А. Коменский  и Ж.-Ж. Руссо внесли огромный вклад  в развитие педагогики. В своих  трудах они положили начало таким  педагогическим принципам, как принцип  природосообразности (Коменский), принцип  возрастной периодизации (Руссо), идея нравственного воспитания (Монтень), и многим другим.

 

Что объединяет этих трех великих педагогов, это идея развивающего обучения.  Этой идеей пронизаны  практически все их педагогические труды :“Великая дидактика” Коменского, “Эмиль или О воспитании” Руссо, “Опыты” Монтеня, и другие. Если в работах Монтеня идея развивающего обучения носит в основном теоретический характер, то Коменский и Руссо в своих трудах дают уже большое количество практических советов, в частности что, где, как и когда преподавать и чему учить.

 

 Монтеня, Коменского  и Руссо можно назвать первооткрывателями, первопроходцами в области развивающего  обучения. Они оставили за собой  колоссальное педагогическое наследие  благодаря которому идеи развития  изучаются и практикуются и по сей день.

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

 

1. Пискунов А. И.  Хрестоматия по истории зарубежной  педагогики. - М.: Просвещение, 1981.

 

2. Лордкипанидзе Д.  Ян Амос Коменский. - М.: Педагогика,   1970.

 

3. Чечель И. Д. Антология  гуманной педагогики. Коменский.  -                 М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996.

 

4. Коменский Я. А.  Избранные педагогические сочинения.  Т.2. -М.: Педагогика, 1982.

 

5. Гончаров Н. К.  Историко-педагогические очерки. - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1963.

 

6. Дворцов А. Т. Жан-Жак  Руссо. -М.: Наука, 1980.

 

7. Кларин В. М., Джуринский  А. Н. Я. А. Коменский, Д.  Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. -М.: Педагогика, 1988.

 

8. Монтень М. Опыты. -М.: Правда, 1999.




Информация о работе Идеи развития в трудах Я.А. Каменского, Ж.-Ж. Руссо и М. Монтння