Идеи развития в трудах Я.А. Каменского, Ж.-Ж. Руссо и М. Монтння

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данного реферата - раскрыть одну из главных проблем современной педагогики, а именно проблему развивающего обучения. Можно суверенностью сказать, что внедрение развивающего обучения в современную школу имеет огромное педагогическое значение.
Данный реферат построен на основе анализа идей развития в педагогических трудах Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо и М. Монтеня.

Содержание

1. Введение
2. Развивающее обучение в наследии Я. А. Коменского
3. Развивающее обучение в наследии Ж.-Ж. Руссо
4. Развивающее обучение в наследии М. Монтеня
5. Заключение
6. Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Педагогика.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный технический  университет»

Факультет гуманитарного образования

Кафедра социологии, социальной работы и политологии

 

 

 

 

 

Реферат

По дисцеплине:  «Педагогика»

На тему: «Идеи развития в трудах Я.А. Каменского, Ж.-Ж. Руссо и М. Монтння.»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       Выполнила: студентка гр. ЗСР - 316

                                                                       Овчинникова Александра                 

                                                                       Проверила: Савченко Т.В..

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск - 2009

 

План реферата

 

1. Введение

2. Развивающее обучение в наследии Я. А. Коменского

3. Развивающее обучение  в наследии Ж.-Ж. Руссо

4. Развивающее обучение  в наследии М. Монтеня 

5. Заключение

6. Библиографический  список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

Цель данного реферата - раскрыть одну из главных проблем современной педагогики, а именно  проблему развивающего обучения. Можно суверенностью сказать, что внедрение развивающего обучения в современную школу имеет огромное педагогическое значение.

 

История идеи развивающего обучения восходит ко временам Конфуция, который в своих педагогических и дидактических высказываниях утверждал, что главное в обучении это обеспечение всестороннего развития. Затем эту идею продолжили в своих трудах Сократ, Квинтилиан.

 

Наибольший подъем идея развивающего обучения получила в 16 - 18 вв. Ей занимались такие знаменитые педагоги и философы как М. Монтень, Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дисьервег.

 

Среди русских педагогов  изучавших эту проблему следует  отметить Н. И. Новикова, В. Ф. Одоевского, Пирогова, Чернышевского, Добролюбова, Толстого.

 

Данный реферат построен на основе анализа идей развития в  педагогических трудах Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо и М. Монтеня.

 

 

 

 

 

 

Развивающее обучение в наследи Я. А. Коменского

 

 

 

Ян Амос Коменский  (1592 - 1670) - крупнейший педагог демократ, выдающийся общественный деятель 17 века. Он родился в Южной Моравии (Чехословакия) в  семье члена общины Чешских братьев. Образование получил традиционное для того времени - окончил латинскую школу, учился в Гернборнском и Гейдельбергском университетах в Германии. После этого Коменский был проповедником, а потом главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира, включая Россию.

 

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его  теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей (“Материнская школа”, “Великая дидактика”  , “Новейший  метод языков”, “Пансофическая школа” и др.) рассмотрены все педагогические пробдемы.

 

Отличительной чертой педагогических воззрений  Коменского было то , что  он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок  установления справедливых отношений  между людьми и народами. Эта идея проходит красной нитью через его главный труд “Всеобщий совет об исправлении дел человеческих”, одну из частей которого он назвал “Пампедией” - “Всеобщим воспитанием”, где он,  в частности , развивает мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и образованию. / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 79/.

 

Одной из наиболее главных идей в педагогическом наследии Коменского, является идея развивающего обучения. Идеями развития а процессе обучения пронизаны практически все произведения Я. А. Коменского. Развитие им понимается, как реализация природных задатков и дарований, в соответствии с принципом природосообразности.

 

Коменский в своих  сочинениях много внимания уделил раскрытию  природы ребенка и его способностей. В этом отношении наряду с “Великой дидактикой” следует особо отметить его труд “О культуре природных дарований”.

 

Вопросы о ребенке  и его способностях Коменский  решает на уровне передовой науки  своего времени. Что представляет собой  ребенок и с какими способностями  и качествами он рождается. Коменский  в основном стоит на позициях аристотелевской  теории эмпиризма (т. е. отрицание врожденности идей и развитие теории так называемой чистой доски) и соответственно своему демократическому мировоззрению считает, что каждый ребенок независимо от рассы, сословия и пола способен учиться и стать образованным человеком. / Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. - М.: Педагогика, 1970. - С.152-153/. 

 

Говоря о  развития в педагогическом наследии Коменского, основное внимание следует уделить  проблеме развития природных дарований.

 

 “Человеку прирождены  четыре части, или качества, или способности. Первая называется ум - зеркало всех вещей, с суждением - живыми весами и рычагом всех вещей и, наконец, с памятью - кладовою для вещей. На втором месте - воля - судья, все решающий и повелевающий. Третья  - способность движения, исполнительница всех решений. Наконец,  речь - истолковательница всего для всех. Для этих четырех деятелей в теле нашем имеется столько же  главнейших вместилищ и органов: мозг, сердце, рука и язык. В мозгу мы носим как бы мастерскую ума; в сердце, как царица в своем дворце, обитает воля; рука, орган человеческой деятельности, является достойным удивления исполнителем; язык, наконец, - мастер речи, посредник между различными умами, заключенными в различных, друг от друга разделенных телах, связывает многих людей в одно общество для совещания и действования. / Чечель И. Д. Антология гуманной педагогики. Коменский.  - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. -C.109/.

 

“Дарование” обозначает ту врожденную силу нашей души, которая  делает нас людьми.

 

“Легко понять в чем состоит воспитание природных дарований. Именно: в каком смысле о человеке говорится, что он усовершенствует поле, огород, виноградник и какое-либо искусство и , наконец, свое собственное тело, в том же смысле можно говорить, что он усовершенствует и душу свою или свое природное дарование. Он совершенствует каждую вещь, приспособляя и приноравливая ее к своим потребностям, приготовляя, изощряя, сглаживая украшая ее таким образом, чтобы она соответствовала своей цели и на деле приносила наибольшую пользу”. “Искусство считается хорошо усовершенствованным, когда оно легко и изящно производит свои творения. Тело выхолено, когда волосы хорошо причесаны, кожа гладка и здорового цвета и когда в работе оно проворно. Точно также духовное дарование человека будет тогда усовершенствовано, когда, во-первых, он приобретет способность обо многом мыслить и во все быстро вникать; во-вторых, когда он будет опытен в тщательном различении вещей между собой,  в выборе и преследовании всюду одного доброго, а также а пренебрежении и удалении всего злого; в-третьих , когда он будет искусен ив выполнении совершенннейших дел; в- четвертых  когда будет уметь красноречиво и поучительно говорить для лучшего распространения света мудрости и для яркого освещения всего существующего и мыслимого”/ Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т.2. -М.: Педагогика, 1982. - С.8/.

 

Как понимает Коменский  психическое развитие ребенка и  его закономерности?

 

Главное состоит в  признании Коменским того, что  человеку от рождения сопутствуют природные данные в виде таланта и различных способностей, которые развиваются и совершенствуются путем воспитания.

 

Ребенку с рождения сопутствует  “способность познания”. “...Человек  родился способным для уразумления  вещей, для добродетели, для неограниченной любви к богу... и корни этих трех способностей существуют у него с такой же несомненностью, как и корни у каждого дерева ” / Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. - М.: Педагогика, 1970. - С.153-154/.

 

Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что человек рождается не со знанием а со способностями к знанию которые необходимо развивать в соответствием с принципом природосообразности. И это является главной точкой зрения Коменского в теории развивающего обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивающее обучение в наследии Ж. Руссо

 

 

 

Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - наиболее выдающийся мыслитель - педагог 18 столетия. Он к той плеяде просветителей, которая идейно подготовила французскую  буржуазную революцию.

 

В своих главных произведениях  “Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?”, “Общественный договор”, “Эмиль, или О воспитании”, “Юлия, или новая Элоиза” Руссо подверг осуждению многие предрассудки, пороки и социальные несправедливости, порожденные феодальным строем. В частности, н резко критиковал современное ему воспитание, подавляющее личность ребенка, не учитывавшее ни возрастных и индивидуальных особенностей детей, ни  потребностей жизни.

 

Руссо является основоположником теории естественного, свободного воспитания, сообразного с законами физического, умственного и нравственного развития детей.

 

Систематически педагогические идеи Руссо изложены в его романе “Эмиль, или О воспитании”, где  сделана попытка наметить возрастную периодизацию развития ребенка и  соответствующие каждому периоду задачи, содержание и методы воспитания и обучения ребенка.

 

Педагогические высказывания Руссо пронизаны идеями гуманизма  и демократизма, глубокой любовью  к ребенку, заботой о его всестороннем развитии. Руссо выдвинул требование активизации методов обучения детей с опорой на их личный опыт, необходимости систематической трудовой подготовки. Она, с одной стороны, должна вооружать детей полезными практическими умениями и навыками, а с другой стороны, - способствовать формированию положительных нравственных качеств, присущих трудовому народу.

 

Если Руссо высказывал много  прогрессивных суждений о воспитании мальчиков, то в отношении девочек  он придерживался в основном традиционной точки зрения. Основная функция женщины, по его мнению, быть женой и матерью, ей не нужно  широкого научного образования, но надо заботиться о ее физическом развитии, эстетическом воспитании, приучать к ведения домашнего хозяйства и т. п.

 

Педагогическая теории Руссо оказала большое влияние на педагогику 18-19 вв., но буржуазия вскоре придала забвению ее демократизм, используя положительное только для воспитания своих детей. / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 202/.

 

Как уже говорилось выше , Руссо является основоположником теории естественного, свободного  воспитания. Через теорию свободного воспитания красной нитью проходит идея развития. В чем же заключается суть этих идей? Руссо утверждал, что от природы человек получает только возможности для развития, слабую физическую конституцию и некоторые задатки, которые совершенствуются с помощью воспитания / Гончаров Н. К. Историко-педагогические очерки. - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1963. -С.55/. “Дело не в том , чтобы подавлять природные качества, а наоборот развивать их”. Вот главный принцип идеи развивающего обучения по Руссо.

 

Воспитание каждого  человека, писал Руссо, дается природой путем непосредственного развития врожденных способностей и влечений / Дворцов А. Т. Жан Жак Руссо. -М.: Наука, 1980. -С.79/. “Наблюдайте природу и следуйте по пути, который она вам прокладывает. Она непрерывно упражняет детей; она закаляет их темперамент всякого рода испытаниями; она с ранних пор учит их, что такое труд и боль ” /Кларин В. М., Джуринский А. Н. Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. -М.: Педагогика, 1988. -С. 209/ .

 

 

Обращаясь к родителям  и воспитателям, Руссо призывал их развивать в ребенке естественность, прививать чувство свободы и  независимости, стремление к труду, уважать в нем личность и все полезные разумные склонности.

 

Если ребенок плачет, Руссо предлагал родителям и  воспитателям  не прибегать к  угрозам, а, напротив, терпеливо и  настойчиво изучать действительные причины детского плача. Он справедливо предупреждал, что детские слезы при отсутствии надлежащего понимания потребностей, коими они вызываются, и вследствие безмерных услуг родителей могут порождать нечто противоречащее морали и природе.

 

Руссо рекомендует исподволь  действовать на детей, руководить ими, не ущемляя их свободы и не применяя мер прямого принуждения, и вместе с тем проявлять настойчивость,   требовательность, не спешить с удовлетворением нежелательных и взбалмошных детских просьб.

Информация о работе Идеи развития в трудах Я.А. Каменского, Ж.-Ж. Руссо и М. Монтння