Идеи К. Д. Ушинского о народности в воспитании

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:34, контрольная работа

Описание работы

Общая характеристика: статья (62 страницы) состоит из 8 глав: Общие исторические основы европейского воспитания; Характеристические черты германского общественнного воспитания; Общественное воспитание в Англии; Общественное воспитание во Франции и два слова о методе Жакото; Общественное образование в Северо-Американских Штатах; Народный идеал воспитания и его теория в Германии: ее защитники и противники; Характер. Его элементы. Наследственность темпераментов. Влияние жизни и воспитания на характер. Элемент народности в характере человека; Воспитание и характер. Какую роль играет народность в воспитании?

Работа содержит 1 файл

19. Идеи К. Д. Ушинского о народности в воспитании..doc

— 92.00 Кб (Скачать)

Аргументы Ушинского  против этого метода: "лучше писать неловко, тяжело, да по-своему, чем чужими готовыми фразами... из собственного своего тяжелого слога вырабатывался слог великих писателей и даже просто дельных людей, а из чужих готовых фраз выйдут только фразы, которыми так обильна французская литература, и более ничего не выйдет" [с.216].  
 
 

 ОБЩЕСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ В СЕВЕРО-АМЕРИКАНСКИХ ШТАТАХ: 

Исторические  особенности:

общественное  образование рассматривается на примере главнейших свободных штатов так называемой Новой Англии (историческая область США, образованная английскими  эмигрантами-протестантами, штаты: Вермонт, Ньюгемпшир, Массачусетс, Коннектикут, Род-Айленд).

систему общественных учебных заведений американцы начали строить снизу, а не сверху, в противоположность  историческому ходу европейского образования.

североамериканское  общественное образование является дальнейшим развитием английского, происшедшим вследствие освобождения американского общества от тех исторических традиций, которые упорно соблюдает Англия. Вследствие чего в основе североамериканского общественного образования лежит мысль, совершенно чуждая Англии: государственная система общественных школ. Протестантское правило, по которому образование признавалось обязательным для членов общины и каждый отец семейства должен посылать своих детей в школу, было развито пуританами Новой Англии в государственную систему общего образования. 
 
 

Характерные черты  североамериканского общественного  образования:

"...отказавшись  от английского понятия об  общественном образовании как  о деле частном, североамериканцы  нашли средство примирить строгость  принудительного образования пуритан с отвращением североамериканских консерваторов от централизации. Обязанность заводить школы признана за каждой общиной, которая только имеет сто семейств или хозяйств, но зато и все управление школой, ее хозяйственная и педагогическая часть находится в руках самой общины" [с.220].

децентрализация школ: если в Германии и Франции  устройство, управление и вся учебная  программа школ определена самыми подробными законами, то в Америке закон ставит только несколько основных условий, все остальное предоставив самим общинам. Новые меры проводятся особенным правительственным органом, через убеждение членов общин публичными лекциями, брошурами, примером. Такой образ действия до сих пор был весьма успешен: новая педагогическая мера, полезность которой перешла в убеждение публики, быстрее распространяется, активнее проводится в жизнь, обладает значительной устойчивостью.

в Америке, в  отличие от Германии, духовенство  не принимает никакого участия в  публичных школах, потому что религиозное  воспитание отделено от светского. Единственное, что требуется - чтобы преподавание было основано на христианских началах.

право инспекции  точно так же, как и в Англии, покупается правительством штатов у  общинных школ за определенную сумму  финансирования.

роль частной  инициативы и добровольных пожертвований  для организации общественных высших учебных заведений очень высока в Америке.

наличие большого числа учительниц, преподающих как  в низших и средних, так и в  высших учебных заведениях - чисто  американское явление.

американская  педагогика носит английский характер, хотя и сильно измененный демократизмом. Развитие характера также составляет одну из главнейших целей американского  воспитания: патриотизм, привычка участвовать  в политической жизни общины и  общинное самоуправление рано развиваются у американских школьников. 
 
 

Градация образовательной  системы: обязанность общин учреждать  школы не ограничивается лишь элементарными (как, например, в Германии). Несколько  общин вместе составляют учебный  округ, который обязан содержать школу более высокой ступени - английскую или латинскую, а также высшую школу (high school). В градации этих школ соблюдается постепенность: где останавливается курс элементарной школы, там начинаются курсы латинской или английской, для которых в свою очередь служит продолжением курс высшей школы. Эта градация не соблюдается в Германии или Англии, где разные школы предназначены для разных сословий.  
 
 

Подвижность общественого образования: содержание программ высших учебных заведений Америки поражает необыкновенным разнообразием. К историческому характеру заведения или жертвователя средств присоединяется еще та необыкновенная подвижность, которая отличает американцев во всех их начинаниях: в первую очередь они соображаются с обстоятельствами и требованиями минуты. "Подарил ли кто-нибудь коллегии несколько хороших астрономических инструментов - и открывается подписка (т.е. сбор частных пожертвований) на кафедру астрономии; поселился ли где-нибудь поблизости замечательный физиолог - и ближайшая коллегия, в которой до тех пор вовсе не читались естественные науки, устраивает кафедру физиологии, а кое-где вы с изумлением встречаете кафедры стенографии и даже френологии". 

"Судя по  общему характеру американцев,  мы думаем, что эта печать новизны  и какой-то временности никогда не сотрется с их установлений. Они все спешат вперед и строят новое с уверенностью, что следующее за ними поколение опять все будет перестраивать. Здесь нет той английской прочности, которая рассчитывается на века и бережно сохраняет наследия столетий" [с.227].  
 
 

 НАРОДНЫЙ   ИДЕАЛ   ВОСПИТАНИЯ   И   ЕГО   ТЕОРИЯ   В ГЕРМАНИИ 

Народный идеал  человека:

в основании  особенной идеи воспитания у каждого  народа лежит особенная идея о  человеке, о том, каков должен быть человек по понятиям народа в определенный период народного развития. "Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием, и выяснение его составляет главнейшую задачу каждой народной литературы" [с.228].

"Народный  идеал человека, к какому бы  веку он ни принадлежал, всегда  хорош относительно этого века. Немногие в обществе бывают выше его (это исключения), большинство ниже его, но в глубине души каждого шевелятся его черты. Сознавая всю недоступность этого идеала для себя лично, человек тем не менее берет его за образец, когда начинает судить о других людях (на этом основана возможность общественного мнения)... Естественно, таким образом, что эти требования должны различаться по народам и изменяться в одном и том же народе с его историческим развитием" [с.229]. 
 
 

Притязания германской педагогики на общечеловеческую универсальность: германская педагогика думает строить свою теорию воспитания на основании общих свойств и потребностей человека, таким образом, превратив ее в универсальную, пригодную для любого абстрактного человека вообще. Нам не составляет никакого труда увидеть, что эта цель продиктована именно германским народным идеалом. Мы "видим в этих стремлениях к универсальности конкретнейшее выражение чисто германского характера, в этой универсальной науке - чисто немецкую систему воспитания, соответствующую как нельзя более немецкому характеру и совершенно противоречащую характерам других народов" [с.230]. Т.о., германская педагогическая теория напрасно претендует на звание универсальной.  
 
 

Народные черты  германского характера, отражающиеся в его педагогике:

"Раннее стремление к отвлечениям и общим выводам, занимающим в Германии место фактов, над наблюдением которых изощряется ум англичанина, действует, по замечанию г. Визе и других, чрезвычайно вредно на молодых людей и убивает в них охоту к дельному изучению, развивая привычку пользоваться скороспелыми плодами" [с.236-237].

Вредоносный элемент  немецкой спекулятивности - "Философское  направление общественного образования  в этой стране... отражается в недоученой толпе пустейшей страстью к системе, которой не из чего выстроить, стремлением все подводить под одно отвлеченное и пустое начало и все объяснять этим спекулятивным началом, не принимая на себя труда основательного изучения" [с.239].

"Германская  педагогика, увлеченная философским  направлением, внесла его даже в элементарные школы, и если ранее умственное развитие детей невольно поражает в них наблюдателя, то он напрасно будет искать вне школы плодов этого развития. Развитие это было преждевременно, вызвано сообщением идей учителя ученику, а не самостоятельной работой над фактами, и потому редко приносит желаемый плод" [с.239]. 

 Беда германской  педагогики в том, что она  слишком много копается в душе  ребенка. "Творец не без намерения  скрыл везде процессы жизни.  Желая видеть растение, мы прячем  семя его в землю, подготовленную для него заранее, и предоставляем природе, которая начинает свою тайную работу. Германская же педагогика с своими облегчающими методами хочет подглядывать действия природы и управлять ими: она не выпускает семени из рук и постоянно вытаскивает его наружу. Мудрено ли, что растение будет вяло, и если даст плод, то самый тощий. Такое наблюдение над развитием души полезно для науки (психологии), но вредно в деле практическом, каково воспитание" [с.240]. 
 
 

Русская и германская педагогика: зарождающаяся во времена Ушинского русская педагогика обратилась за материалом к педагогике германской. Здесь ее подстерегает опасность, увеличенная "необыкновенной восприимчивостью славянской натуры". Однако другие свойства нашей натуры - "наша славянская беспечность и наше богатство верных природных инстинктов не дадут у нас укорениться спекулятивной болезни, как укоренилась и распространилась она в философской Германии. Как бы ни прельстились мы немецкой системой, как бы ни овладела она нашим мышлением, мы никогда не перенесем ее в наш характер и в нашу жизнь. Наша славянская непоследовательность, основания которой иногда чрезвычайно глубоки, спасет нас" [с.241].  
 
 

Роль народного  характера в общественном воспитании:

Основания, формы  и цель воспитания определяются у каждого народа его уникальным народным идеалом человека, поэтому всюду они различны. Но педагогические частности могут свободно переходить от одного народа к другому. Можно и должно заимствовать методы, средства изобретения, но нельзя заимствовать чужой характер и ту систему, в которой выражается этот характер.

"Система общественного  образования у каждого народа  запечатлена его характером и  отражает достоинства и недостатки  этого характера, которые иногда  так соединены между собой,  что их разделить невозможно. Одно и то же народное свойство является то достоинством, то недостатком, смотря по той сфере, в которой оно отражается" [с.244]. 
 
 

Типичный вопрос: "может быть, возможно, заимствуя  из каждой народной системы воспитания то, что достойно в ней подражания, составить одну, общую, совершеннейшую?" Ответ: нет, потому что "школьное воспитание далеко не составляет всего воспитания народа. Религия, природа, семейство, предания, поэзия, законы, промышленность, литература - все, из чего слагается историческая жизнь народа, составляет его действительную школу, перед силой которых сила учебных заведений, особенно построенных на началах искусственных, совершенно ничтожна. Невозможно так изолировать воспитание, чтобы окружающая его со всех сторон жизнь не имела на него влияния. Она постоянно будет вносить свои убеждения и в учителей, и в учеников, придавать особенный оттенок лекциям первых и давать направление восприимчивости вторых" [с.244-245].  
 
 

 ХАРАКТЕР. ЭЛЕМЕНТ  НАРОДНОСТИ В ХАРАКТЕРЕ ЧЕЛОВЕКА 

Характер человека: состоит из двух взаимодействующих между собой элементов:

природные задатки, темперамент, коренящийся в телесном организме человека. Влияет на образование  характера человека.

духовная сторона, вырабатывающаяся в жизни, под влиянием воспитания и обстоятельств: приобритаемые убеждения и привычки, образ мыслей и действий. Отражается в телесной стороне человека, т.о. идея характера начертывается во внешности человека. 
 
 

Элемент народности в характере человека: "Но как  ни разнообразны человеческие типы у образованных народов вследствие бесконечного разнообразия типов родовых, семейных и личных, природа всегда успевает в бесчисленном множестве характеристических черт в наружности человека выдвинуть на первый план черту народности. Эта черта по большей части бывает так ясна, что небольшого навыка достаточно, чтобы угадать по первому взгляду француза, англичанина, итальянца, немца или русского, хотя у всех этих народов царствует бесконечное разнообразие физиономий" [с.250].  
 
 

 ВОСПИТАНИЕ  И ХАРАКТЕР. РОЛЬ НАРОДНОСТИ В ВОСПИТАНИИ 

Два концептуальных подхода к воспитанию: "должно ли воспитание, изучив вверенный ему  характер, принять его природные  особенности в основание своих  действий, или оно может, не обращая  внимания на природные задатки, создавать  по своему собственному образцу вторую природу для человека?" [с.250].

"Выполнение  первой задачи весьма трудно, а для общественного воспитания, о котором мы говорим здесь,  и вовсе невозможно. Оно требует  такого глубокого изучения характера  каждого воспитанника и такого умения пользоваться природными наклонностями, которого никто, конечно, не станет требовать от воспитателя в общественном заведении. Лучший воспитатель, посвятивший себя всего на свое дело (а много ли таких?), подметит только немногие, более выдающиеся черты и редко доберется до их корня. Обыкновенно же практика образует в голове вопитателя несколько рубрик, под которые он будет потом подводить все представляющиеся ему детские характеры... Но каждая из этих черт - тупость, леность, злость и пр. - может в двух различных натурах иметь совершенно различные корни и требовать от воспитателя совершенно различных мер" [с.250-251].

Информация о работе Идеи К. Д. Ушинского о народности в воспитании