Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:34, контрольная работа
Общая характеристика: статья (62 страницы) состоит из 8 глав: Общие исторические основы европейского воспитания; Характеристические черты германского общественнного воспитания; Общественное воспитание в Англии; Общественное воспитание во Франции и два слова о методе Жакото; Общественное образование в Северо-Американских Штатах; Народный идеал воспитания и его теория в Германии: ее защитники и противники; Характер. Его элементы. Наследственность темпераментов. Влияние жизни и воспитания на характер. Элемент народности в характере человека; Воспитание и характер. Какую роль играет народность в воспитании?
Константин Дмитриевич УШИНСКИЙ
О народности в общественном воспитании
Источник: Ушинский
К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.
1/Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990.
- 416 с.
Общая характеристика:
статья (62 страницы) состоит из 8 глав:
Общие исторические основы европейского
воспитания; Характеристические черты
германского общественнного воспитания;
Общественное воспитание в Англии; Общественное
воспитание во Франции и два слова о методе
Жакото; Общественное образование в Северо-Американских
Штатах; Народный идеал воспитания и его
теория в Германии: ее защитники и противники;
Характер. Его элементы. Наследственность
темпераментов. Влияние жизни и воспитания
на характер. Элемент народности в характере
человека; Воспитание и характер. Какую
роль играет народность в воспитании?
Статья опубликована
в 1857 году, т.е. некоторые приведенные
в ней факты и наблюдения
сегодня, несомненно, имеют другое
значение.
Вопрос о народности в науке:
если под "наукой" понимать "собрание результатов добытых человеком в познании законов природы, разума и истории, то ясно само собой, что о народности здесь не может быть и речи. Наука потому и наука, что принимает в область свою только те выводы, которые справедливы по законам общего человеческого мышления" [с.194]. "Каждый образованный народ только тогда имеет значение в науке, когда обогащает ее истинами, которые остаются такими для всех народов" [с.194]. "Могла ли бы, наконец, идти наука вперед, если бы каждый народ создавал для себя особую науку, не усваивая результатов, добытых его предшественниками и современниками?" [с. 195]
Хотя оттенок
народности неизбежно проглядывает
в обработке науки, он не касается
ее результатов. Например: "если в
историке можно почти всегда узнать
француза, англичанина или немца,
то это только потому, что каждый из
них разрабатывает одну сторону предмета,
к которой влечет его национальный характер.
Но результаты, добытые такими учеными,
верны для каждого человека относительно
той стороны предмета, которой они занимались,
в противном случае эти результаты не
войдут в науку" [с.194]. Такое народное
влечение к той или другой науке или к
определенной стороне предмета вырабатывается
в каждом народе вследствие природных
или исторических причин.
Воспитание - не наука: для него наука не цель, а одно из средств, которыми оно развивает в человеке свой собственный идеал. Воспитание берет человека как он есть, со всеми его народными и единичными особенностями, воспитание обращается к характеру человека, а характер и есть та почва, в которой коренится народность.
*См. также разграничение
сфер компетенции воспитания
как искусства и науки как
средства воспитания в 1-м томе
"Педагогической антропологии"
Ушинского*
Общие исторические основы европейского воспитания:
христианская церковь, объединившая средневековую Европу сетью своих учреждений, прямо или косвенно определяющих общественную жизнь: единство университетов, школ, общая для всех "немногосложная средневековая наука" (семь свободных искусств), везде один и тот же латинский язык, всюду одинаковы педагогические установления. Результат: единство духовной жизни Европы.
возрождение классической
древности, классицизм поддержал единство
духовной жизни Европы, когда религиозное
единство начало колебаться к концу
средних веков.
Начало образования
национальных систем воспитания: в Новое
время вся жизнь Европы стала проходить
внутри отдельных государств, подчиняясь
в каждом из них своему особенному развитию.
Общественное воспитание, став одним из
элементов государственной и народной
жизни, пошло у каждого народа своим особенным
путем. Несмотря на упоминавшееся внешнее
сходство, "в каждой стране под общим
названием общественного воспитания и
множеством общих педагогических форм
кроется особенное характеристические
понятие, созданное характером и историей
народа" [с.198]. У каждого народа своя
особая цель и свои особые средства к достижению
этой цели. И хотя в школах всего образованного
мира везде преподается одна и та же латинская
и греческая грамматика, изучаются одни
и те же греческие и латинские писатели,
та же история с своими нескончаемыми
пуническими войнами, но всякий народ
ищет и находит в этих всемирных учителях
особенную пищу, сообразную его национальности.
Характерные черты
германского общественного
типичная черта германского характера, которая до сих пор определяла значение Германии во всемирном развитии человечества - склонность к отвлечению (абстракциям) и выходящая из нее склонность к системе. Для немца недостаточно понять вещь, ему нужно определить ее и дать ей место в системах своих знаний. Определениями пустейших и ничтожнейших предметов набиты кипы немецких учебников.
итак, глубокомыслие и ученость - лицевая сторона этой народной наклонности, мелочный формализм и педантизм - оборотная. Эта красная нить германского характера стала основой общественного образования Германии.
прежде всего
и более всего немецкое воспитание
стремится к всесторонности и
систематичности познаний. Программы
немецких факультетов, гимназий пугают
своею многосложностью и
ОБЩЕСТВЕННОЕ
ВОСПИТАНИЕ В АНГЛИИ:
Цель и идеал
английского воспитания: развитие характера,
образа мыслей, манер истинного джентльмена.
Эта цель крайне противоположна германскому
воспитанию, т.к. менее всего заботится
о полноте и систематичности знаний, а
ученость ей представляется лишь одной
из профессий человека, которой он может
заняться, если ему нечего более делать.
Английское общественное
воспитание: предоставлено усилиям
частных лиц и церкви. Правительственной
или общей государственной
английское общественное воспитание существует для аристократов и джентри (небогатого дворянства), которое хотя не отделено от остальной массы народа никакими законными правами, но на деле составляет особенный класс - опору английского общественного устройства.
народным образованием занимается 1) англиканская церковь, которая считает общественное образование своей частной привилегией; и 2) филантропия богатых людей: по числу благотворительных учебных заведений Англия занимает первое место между государствами Европы, все эти учреждения - частные.
деятельность
правительства в сфере
Причины устойчивости
классического характера английского
воспитания: средневековые корпорации
Оксфорда и Кембриджа, как и другие укрепленные
давностью знаменитые школы Англии - Итон,
Вестминстер, Харроу, Рюгби - являются
вековыми и могущественными опорами всей
системы английского общественного воспитания,
задают тон педагогике других более мелких
корпораций и частных учебных заведений.
Они свято сохраняют существующие столько
столетий традиции.
"Каков характер народа, таков и характер его воспитания":
английский джентльмен, как и немец, просиживает лучшие годы своей молодости за классиками и приобретает в классической литературе твердые, никогда не изглаживающиеся познания. Но англичанин ищет в классиках не предметы исторического изучения или философского анализа, за которыми гоняется немец, а привычки к той силе и ясности языка, определенности и точности выражений, которыми отличается классическая литература.
главное в английском воспитании - образование и укрепление характера, привычки владеть собой (selfgovernment), отличающей всякого истинного джентьлмена. Английские древние университеты и школы более воспитательные, чем учебные, заведения. Школьная дисциплина поддерживается более всего самими воспитанниками и состоит в повиновении письменному закону и обычаям, которые держатся столетиями во многих старых школах.
"чем ранее
начнете вы обращаться с
ОБЩЕСТВЕННОЕ
ВОСПИТАНИЕ ВО ФРАНЦИИ:
Общественное воспитание во Франции: гораздо труднее определить характер французского общественного воспитания именно потому, что в нем мало характера:
основы устройства общественного воспитания во Франции положены Наполеоном Бонапартом. Однако это "гениальное создание великого человека", предусматривавшего независимость образовательной системы от борьбы партий и политических переворотов, медленно подтачивается чередой политических сил, пребывавших у власти во Франции. Французское учебное ведомство, "если оно может чем-нибудь похвалиться, так это необыкновенной централизацией, доведенной до того, что каждое элементарное училище отражает в себе малейшую перемену в министерстве, а таких перемен приходилось во Франции до сих пор на каждый год по нескольку" [с.211].
семейное воспитание во Франции существует как редкое исключение, родители стараются как можно скорее сбыть детей в пансион или колледж. Отсюда понятно, что общественное воспитание во Франции должно было бы заменять семью такому множеству детей, но нет ничего семейного во французских учебных заведениях.
французские школы
больше служат и спекулируют, чем
занимаются воспитанием. Наперегонки
одна перед другой они стараются
выставить напоказ образцовых воспитанников,
не заботясь о других. Педагогическая
дисциплина вся направлена к тому, чтобы
развить самолюбие воспитанников и заставить
соревноваться друг с другом тех из них,
которые имеют соответствующие природные
способности; остальные должны сидеть
смирно и не мешать.
Характерные черты французского общественного воспитания: внешний блеск, тщеславие и материальная польза.
классические
языки и классическая литература
составляют основу французского общественного
воспитания. Но француз прибавляет к древним
классикам и своих собственных и изучает
тех и других чаще всего на память. Он не
углубляется в грамматические и филологические
тонкости, слегка пробегает содержание
древней литературы, но выучивает наизусть
эффектные фразы, которые будет цитировать
при всяком удобном случае. Так же поступает
он со своими классиками, изучение которых
занимает большую часть его школьной жизни.
вся классная дисциплина основывается на принуждении, с одной стороны, и на развитии самолюбия, с другой. В самолюбии учеников французская педагогика нашла сильнейший рычаг и работает им беспощадно: французские наставники жалуют своих воспитанников орденами, производят их в чины и печатают их имена в газетах. Француз учится отчасти для того, чтобы приобрести технические познания, которые понадобятся ему в жизни, отчасти для того, чтобы получить известный лоск, необходимый образованному человеку в обществе, но более всего для того, чтобы отличиться на экзамене и прочесть свое имя в газете.
однако если
ученое образование, общее умственное
развитие и воспитание нравственности
и характера мало достигаются французским
образованием, то французские технические
учебные заведения процветают и служат
примером для всей Европы.
Метод Жакото: основанный
на запоминании текстов метод обучения
родному и иностранному языкам. Как видим,
Жакото не изобрел ничего нового, только
соединил в своем методе все характерные
черты французского воспитания: заучивание
наизусть целых тирад из греческих, римских
и французских классиков, словесные и
письменные подражания им задолго до Жакото
составляли главное занятие воспитанников
французских колледжей и лицеев.
Информация о работе Идеи К. Д. Ушинского о народности в воспитании