И.А. Соколянский: труды и жизнь

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:40, реферат

Описание работы

И.А. Соколянский родился 25 марта 1889 года в станице Динской Краснодарского края в большой казачьей семье. Еще в раннем детстве он познакомился и «сроднился» с глухонемыми людьми. Глухая девочка-подросток была его нянькой, благодаря ей он научился общаться с другими глухими детьми, жившими в станице. Глухонемые дети стали его близкими товарищами, с ними он разговаривал совершенно свободно, с помощью кратких, но выразительных жестов.

Работа содержит 1 файл

коррекционная.docx

— 25.15 Кб (Скачать)

     ностей обучения и развития слепоглухонемых. В дальнейшем эти идеи успешно развил и научно обосновал А.И. Мещеряков, любимый ученик И.А. Соколянского, высоко им ценимый.  

     И.А. Соколянский жил в трудное  время, в его биографии отразились великие и драматические события  страны победившей революции, сложный  путь молодой советской науки.  

     И.А. Соколянский родился 25 марта 1889 года в станице Динской Краснодарского края в большой казачьей семье. Еще  в раннем детстве он познакомился и «сроднился» с глухонемыми  людьми. Глухая девочка-подросток была его нянькой, благодаря ей он научился общаться с другими глухими детьми, жившими в станице. Глухонемые дети стали его близкими товарищами, с  ними он разговаривал совершенно свободно, с помощью кратких, но выразительных  жестов.  

     В станице Динской уже в то время  была хорошая школа, в ней работали образованные учителя. Ученики этой школы активно участвовали в  общественной жизни. Так, имя девятилетнего  И. Соколянского упоминалось в местной  газете в числе трех других детей, привезших собранные в станице  хлеб и деньги в помощь голодающим Поволжья в 1898 г.  

     И.А. Соколянский, закончив школу, продолжал обучение в Кубанской учительской семинарии. Известно, что еще юношей он включился в работу молодежной группы, руководимой большевиками, и активно участвовал в революционных событиях 1905 года на Кубани. В 16 лет он был арестован, попал в списки неблагонадежных и выслан в Вологодскую область. Через полгода был освобожден из ссылки и уехал в Петербург с намерением учиться дальше.  

     Одновременно  И.А. Соколянский стал слушать лекции П.Ф. Лесгафта, который первым открыл перед ним «науку о человеке»  и которого И.А. Соколянский считал своим учителем. На этих лекциях  И.А. Соколянский впервые узнал  о существовании специальных  школ для глухонемых в Америке. Это  настолько заинтересовало Соколянского-юношу, что он без колебаний решил  посвятить себя этому делу. И через  год перешел в Психоневрологический институт на педагогическое отделение  естественно-исторического факультета, в котором учился с 1908 по 1913 год.  

     В то время в Институте были сосредоточены  крупнейшие научные силы в области  физиологии и специальной педагогики. В этом Институте преподавал выдающийся психиатр и психофизиолог В.М. Бехтерев. Минуло всего три года со дня смерти великого ученого-физиолога И.М. Сеченова и в отечественной науке шла активная борьба за признание его учения. Курс «Общая физиология» читал прямой ученик И.М. Сеченова Н.Е. Введенский. Последователь И.П. Павлова К.Н. Кржышковский читал курс по физиологии. Специальную кафедру, занимавшуюся проблемами педагогики глухонемых, возглавлял профессор М.В. Богданов-Березовский. Курс «Патология речи» читался крупнейшим психиатром Е.С. Боришпольским. Тифлопедагогику преподавали А.А. Крогиус и Н.Д. Недлер.  
 

     При Психоневрологическом институте существовала своя клиника («Приют братства во имя  Царицы Небесной»), где были собраны  дети с самыми разными дефектами. Душой этой клиники была замечательный  педагог Е.К. Грачева. Под ее руководством, будучи студентом Института, он курировал  некоторые группы дефективных детей. Именно в этой клинике он впервые  увидел слепоглухонемых.  

     Е.К. Грачева, учитывая тяжелое положение  этих детей, стала одним из инициаторов  организации для них специального учреждения. Первое специальное учреждение для слепоглухонемых в России было открыто в 1909 году на частные средства. Руководила им педагог М.А. Захарова. Одновременно с ней на работу в клинику пришла Ю.А. Якимова, с которой И.А. Соколянский был хорошо знаком с 1907 года и чьи занятия со слепоглухонемыми детьми неоднократно наблюдал.  

     В 1908 г. И.А. Соколянский познакомился с работой Н.А. Рау по воспитанию глухих дошкольников и с тех пор постоянно следил за ее педагогической работой в организованном ею детском саду для глухих в Москве.  

     Вместе  с тем, столкнувшись с практикой  обучения глухонемых, И.А. Соколянский  испытал и большое разочарование. Он ясно видел, что практика обучения глухих языку находится на невысоком  уровне, и Иван Афанасьевич вплотную заинтересовался лингвистикой, надеясь  понять законы становления и развития языка, с тем, чтобы преобразовать  сурдопедагогику.  

     В 1914 году И.А. Соколянский был призван  в армию и находился в рядах  Кавказской действующей армии до 1917 года. Будучи в чине прапорщика, И.А. Соколянский участвовал в военной  охране нескольких экспедиций в Турцию, Персию и Афганистан. Везде, где ему  приходилось быть с конвоем, он находил  среди местных глухих людей, которые  служили ему самыми лучшими переводчиками  для слышащих соратников.  

     С восторгом встретил И.А. Соколянский  Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Он вернулся в Александровское  училище. В 1919 году организовал в  г. Умани школу для глухонемых детей и работал там до 1920 года, одновременно заведуя городским  отделом народного образования.  

     В 1920 году вступил в ряды партии большевиков. В этом же году, переехав в Киев, начал  работать преподавателем сурдопедагогики  на врачебно-педагогическом отделении  факультета социального воспитания Института народного образования, стал одним из первых революционных  попечителей Киевского учебного округа.  

     Во  время работы в Киеве началось знакомство И.А. Соколянского с А.С. Макаренко. Они вместе боролись с  беспризорничеством.  

     В первые годы Советской власти И.А. Соколянский  явился одним из основателей системы  образования дефективных детей  на Украине. По его инициативе были созданы врачебно-педагогические кабинеты, которые объединяли всю научно-практическую работу по дефектологии.  

     Врачебно-педагогический кабинет при Главсоцвосе был организован по инициативе И.А. Соколянского в 1922 году. Основными направлениями в работе этого кабинета стали практическая дефектологическая (медицинская и педагогическая) помощь детям, живущим в Харькове, их родителям и педагогам, а также исследовательская и профилактическая работа. С 1923 г. деятельность Врачебно-педагогического кабинета тесно связывается с работой Комиссии по делам несовершеннолетних; его сотрудники вели исследования и оказывали практическую помощь воспитанникам трудовых колоний в окрестностях Харькова, проводили педагогическую работу с несовершеннолетними преступниками и в городской тюрьме. Опытные отделения Кабинета были открыты на базе Харьковской школы слепых (отделения для слепых и слепоглухих), школы глухих, детского дома для умственно отсталых. В 1923 – 1924 гг. в Харькове, во врачебно-педагогическом кабинете читали лекции академик В.М. Бехтерев, профессора А.В. Владимирский, Н.Н. Тарасевич, А.Н. Граборов, П.Г. Бельский, А.С. Грибоедов. Там же часто бывал и А.С. Макаренко.  

     В 1924 – 1925 гг. по инициативе И.А. Соколянского при врачебно-педагогическом кабинете организуется две исследовательские  лаборатории: педагогическая и рефлексологическая. Научной работой в них руководят  И.А. Соколянский и В.П. Протопопов.  

     В 1926 году И.А. Соколянский утвержден  в должности профессора по кафедре  дефектологии факультета социального воспитания Института народного образования.  

     С 1923 года, когда И.А. Соколянский организует в Харькове обучение слепоглухонемых, он начинает последовательную научно-исследовательскую работу в этой области.  

     Приступая к работе с группой слепоглухих  детей, И.А. Соколянский хотел создать  новую систему обучения слепоглухих  речи. На первый план в обучении он поставил задачу их умственного развития, для  чего нужно было прежде всего создать доступные для слепоглухого ребенка средства общения – жесты, а не устную речь, как многие тогда полагали.  

     В 1933 г. И.А. Соколянский перешел на работу в Украинский институт экспериментальной  медицины (УИЭМ), туда же было переведено и учреждение для слепоглухих  детей. В этом институте И.А. Соколянский  заведовал отделом экспериментальной  психофизиологии и клиникой для  слепоглухонемых. Одновременно он был профессором Харьковского медицинского института по кафедре дефективного детства на факультете охраны материнства и детства.  

     В 1935 году клиника слепоглухонемых пополнилась новыми детьми, туда поступило еще четверо. Таким образом, общее число слепоглухих детей, обучающихся в этом учреждении за все годы его существования, составило девять человек.  

     Продолжая быть сотрудником Украинского института  экспериментальной медицины, И.А. Соколянский  работал над созданием читальной  машины для слепых и слепоглухих, преодолевая огромные трудности, связанные  с организацией ее изготовления, экспериментальной  проверки и получения общественного  признания, необходимого для продолжения  работы. Украинский институт экспериментальной  медицины получил авторское свидетельство  на изобретение № 51271 от 26 марта 1936 года «Машина для чтения слепыми и  слепоглухими текста». С помощью  машины, основанной на применении фотоэлемента и перевода электрических колебаний  в тактильные сигналы, незрячие получали возможность распознавать обычный  шрифт. Для выработки навыка чтения требовалось примерно 900 часов занятий. Техника того времени еще не позволяла  обеспечить высокое качество рельефного рисунка буквы, как это было впоследствии достигнуто в машинах «Optacon».  

     В 1938 году клиника слепоглухонемых была закрыта по постановлению Наркомпроса Украины, в соответствии с которым эти дети были фактически объединены в одну категорию с необучаемыми глубоко умственно отсталыми детьми. Помещение клиники было отобрано, дети должны были переводиться в инвалидные дома. Четверых детей из клиники И.А. Соколянского удалось в 1940 году перевести в ленинградскую группу слепоглухонемых, трое из них впоследствии погибли во время блокады, разделив эту участь со всеми воспитанниками группы. Из слепоглухих, обучавшихся в Харькове, в живых остались только Ольга Скороходова, пережившая в харьковской школе слепых период оккупации, и Мария Сокол, до войны уехавшая из Харькова к родственникам в деревню.  

     Научный подход И.А. Соколянского получил высокую  оценку у ученых-дефектологов (А.Р. Лурия, Ф.А. Рау и др).  

     В 1944 году И.А. Соколянский был отозван  в Москву, где организовывалась тогда  Академия педагогических наук РСФСР. Научно-практический институт специальных школ был преобразован в Институт дефектологии АПН РСФСР.  

     В эти годы И.А. Соколянский вновь  почувствовал огромное внимание научной  общественности к своей работе в  области слепоглухонемоты. Ему было преложено выступить с докладом по этой проблеме на юбилейной сессии Академии наук СССР в 1947 году. Доклад «Формирование личности при отсутствии зрительных и слуховых восприятий» был встречен на сессии с большим внимание и получил высокую оценку. Работами И.А. Соколянского заинтересовались академики К.Д. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, Л.А. Орбели и др. В этом же году И.А. Соколянскому за педагогическую работу в области слепоглухонемоты президиумом Академии педагогических наук РСФСР присуждается премия им. К.Д. Ушинского.  

     В мае 1950 года директором Института дефектологии был подписан приказ об организации  лаборатории по изучению и воспитанию слепоглухонемых детей в составе  двух научных сотрудников – И.А. Соколянского и О.И. Скороходовой. Но вскоре после этого, в декабре, из-за конфликта с директором Института, чл.-корр. АПН РСФСР Д.И. Азбукиным, И.А. Соколянский ушел из Института и вернулся туда уже при новом директоре в 1951 году. Однако теперь он начинает работать уже по совершенно другой тематике – разработке обучения взрослых глухих. Для неграмотных взрослых глухих он создает букварь, в котором в качестве первоначального средства словесного общения выступает дактильное слово – в виде рисунка серии пальцевых знаков, обозначающих буквы.  

     Все время специального обучения И.А. Соколянский  разбивает на два периода. Первый, «дограмотный», как считал И.А. Соколянский, является исходным, «решающим и обуславливающим успешность всего последующего развития». На этом этапе происходит формирование и накопление образов конкретной действительности, непосредственно контактирующей с ребенком. Происходит усвоение в образно-действенной форме логики окружающей действительности. Второй период – это этап усвоения слепоглухонемым ребенком грамматического строя языка. И.А. Соколянский указывал, что на первых порах обучения грамматическому строю, его усвоение практически совпадает с усвоением логики словесного мышления. Исходным фактором в подходе к обучению слепоглухонемого ребенка системе словесного языка И.А. Соколянский считал жестовое общение. «Жест – это схематический (рисуночный) сигнал образа предмета, имеющегося в голове ребенка». Жестовые сигналы составляют «целостную мозаику, отображающую внешний мир в виде системы взаимосвязанных друг с другом, действующих друг на друга предметов». В связи конкретных образов окружающей действительности и соответствующей им системности жестов И.А. Соколянский видел важнейшее условие развития потребности в ознакомлении с окружающим миром и потребности в общении с людьми. Системный язык жестов, считал И.А. Соколянский, становится средством выражения образов прошлого опыта и основой «спонтанного» мышления слепоглухонемого ребенка. Жест, призванный быть аналогом слова, в практике общения заменяется дактильным словом. На первых порах дактильное слово не является побуквенным, это особый пальцевый знак, заменяющий жест. На этой базе в дальнейшем происходит овладение грамотой, письменной речью по системе Брайля (для слепых).  

Информация о работе И.А. Соколянский: труды и жизнь