Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:45, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть художественную литературу как средство развития геометрических представлений у дошкольников.
Задачи данной работы:
1. Изучить психологические особенности восприятия формы предметов детьми дошкольного возраста.
2. Рассмотреть методику развития представлений о форме предметов у дошкольников.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Генезис геометрических представлений от рождения до дошкольного возраста ………………………………………….…………………………4
2. Методика изучения геометрических фигур ……………………..………8
3. Художественная литература как средство развития геометрических представлений у дошкольников ………………………….…..…………29
Заключение…………………………………………………….……….…….33
Литература…………………………………………………….……..………34
Иллюстрации на обложке Л. X. Насырова
Издание снабжено предметно-именным указателем.
Для детей в возрасте от 4-х до 5-ти лет характерны: большая устойчивость внимания, интенсивное развитие процессов предназначенного запоминания и припоминания, более совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они начинают различать довольно сложные формы предметов, звукосочетания. В этом возрасте увеличивается запас слов, развивается мышление: наряду с обобщением по внешним признакам дети начинают группировать предметы по материалу, качеству и назначению, устанавливают простейшие причинные связи в знакомых явлениях.
Дидактические игры в сочетании с движениями хорошо проводить со всей группой. В таких играх, как "Найди свою пару", "Найди свой домик", дети бегают, разыскивая тот домик, к которому прикреплена одинаковая по форме фигура. В таких случаях труднее найти, скажем, свою пару, а это повышает интерес к игре, вызывает радость при достижении цели.
«Геометрия в стихах и картинках»
Год выпуска: 2010
Автор: М. Мышковская
Серия: Программа обучения
Издательство: ОЛМА-ПЕРЕСС
Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов. Чтобы лучше познать предмет, дети стремятся коснуться его рукой, взять в руки, повернуть; причем рассматривание и ощупывание различны в зависимости от формы и конструкции познаваемого объекта. Поэтому основную роль в восприятии предмета и определении его формы имеет обследование, осуществляемое одновременно зрительным и двигательно-осязательным анализаторами с последующим обозначением словом. Однако у дошкольников наблюдается весьма низкий уровень обследования формы предметов; чаще всего они ограничиваются беглым зрительным восприятием и поэтому не различают близкие по сходству фигуры (овал и круг, прямоугольник и квадрат, разные треугольники).
«Занимательна математика для детей»
Год выпуска: 2009
Автор: Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н.
Издательство: М.: Педагогика
Количество страниц: 144
Описание: Книга дает возможность родителям и воспитателям детских садов в доступной и занимательной форме знакомить детей 5-8 лет с рядом основных геометрических понятий, учить видеть геометрические образы в окружающей обстановке и ориентироваться в простейших геометрических ситуациях.
«Кубарик и Томатик, или Веселая математика»
Год выпуска: 2009
Автор: Л.А. Левинова, Г.В. Сапгир
Жанр: Детская обучающая сказка
Издательство: "Мартин"
ISBN: 5-88105-023-1
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 160
Описание: Сказка, которая поможет познакомить самых маленьких детей (до 3-4-х лет) с элементарными математическими представлениями (больше-меньше, один-много, длиннее-короче, выше-ниже, поровну, форма предметов и т.д.). Цветные иллюстрации помогут ребенку воспринять и усвоить прочитанное
Узнав названия геометрических фигур, дети свободно оперируют соответствующими формами, находя их в знакомых им вещах, т. е. отвлекают форму от предметного содержания. Они говорят, что дверь - это прямоугольник, колпак лампы - шар, а воронка - это конус и узкий высокий цилиндр на нем. Так форма становится «видимой»: она приобретает для ребенка сигнальное значение и обобщенно отражается им на основе ее абстрагирования и обозначения словом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Аналитическое восприятие геометрических фигур развивает у детей способность более точно воспринимать форму окружающих предметов и воспроизводить предметы при занятиях рисованием, лепкой, аппликацией.
Анализируя разные качества структурных элементов геометрических фигур, дети усваивают то общее, что объединяет фигуры. Ребята узнают, что:
- одни фигуры оказываются в соподчиненном отношении к другим;
-понятие четырехугольника является обобщением таких понятий, как «квадрат», «ромб», «прямоугольник», «трапеция» и др.;
-в понятие «многоугольник» входят все треугольники, четырехугольники, пятиугольники, шестиугольники независимо от их размера и вида.
Подобные взаимосвязи и обобщения, вполне доступные детям, поднимают их умственное развитие на новый уровень. У детей развивается познавательная деятельность, формируются новые интересы развиваются внимание, наблюдательность, речь и мышление и его компоненты (анализ, синтез, обобщение и конкретизация в их единстве). Все это готовит детей к усвоению научных понятий в школе.
Познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности (например, рисовании, лепке).
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Просвещение, 2010.- 241с.
2. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. - М.: Просвещение, 2010.-60с.
3. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2010.- 400 с.
4. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2011.-213с.
5. Гербова В. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду.- Изд.: Мозаика-Синтез, 2009.-344с.
6. Гоголева В.Г. Логическая азбука для детей 4-6 лет. - СПб.: Детство-Пресс, 2008. - 128 с.
7. Давайте поиграем: Мат. игры для детей 5-6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Под. ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 2009. - 80 с.
8. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду. - М.: Академия, 2007. – 160 с.
9. Ерофеева Т. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике. //Дошкольное воспитание. - 2011. - № 2. - С.17-20.
10. Ехевич Н. Развивающие игры для детей. – М. Физкультура и спорт, 2011.-125с.
11. Запорожец А.В., Венгер Л.А. Восприятие и действие. – М.: Просвещение, 2009. - 323с.
12. Кларина Л.М. Дети и знаки: буквы, цифры, геометрические формы. - М.: Новая школа, 2011. - 108 с.
13. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5-6 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - М.: Гном-Пресс, 2009. - 80 с.
14. Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. /Авт.-сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. - СПб.: Детство-Пресс, 2009. - 176 с.
15. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие. /Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец (РГПУ им. А.И. Герцена). - СПб.: Акцидент, 2008. - 94 с.
16. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - СПб.: Детство - Пресс, 2009. - 128 с.
17. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Акцидент, 2007. - 79 с.
18. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. – Яр-ль: академия развития, 2009-144с.
19. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М.: Просвещение, 2009. - 95 с
20. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. - М.: Просвещение, 2011. - 64 с.
36