Художественная литература как средство развития геометрических представлений у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть художественную литературу как средство развития геометрических представлений у дошкольников.
Задачи данной работы:
1. Изучить психологические особенности восприятия формы предметов детьми дошкольного возраста.
2. Рассмотреть методику развития представлений о форме предметов у дошкольников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Генезис геометрических представлений от рождения до дошкольного возраста ………………………………………….…………………………4
2. Методика изучения геометрических фигур ……………………..………8
3. Художественная литература как средство развития геометрических представлений у дошкольников ………………………….…..…………29
Заключение…………………………………………………….……….…….33
Литература…………………………………………………….……..………34

Работа содержит 1 файл

пед-геометр фигуры у дошк.doc

— 338.00 Кб (Скачать)

Максимальные затруднения у детей контрольной группы вызвали вопросы: «Найди и покажи все четырехугольники», «Покажи все маленькие (большие) фигуры», «Назови, на какие геометрические фигуры похожи: книга, тарелка, косынка», «Из шести палочек составь прямоугольник. Раздели его одной палочкой на два квадрата». Здесь, для нас стало примечательным то, что и в экспериментальной, и в контрольной группах трудными оказались второе, третье и четвертое из тяжелых задания.

Правильно справились с большинством заданий в контрольной группе: Алексей П., он дал 9 правильных ответов, что составляет 56,3% от количества заданий диагностируемой методики; Ксения Е.- 7 правильных ответов(43,7%) и Надя Г., девочка правильно выполнила 13 из 16 заданий (81,3%). Наибольшие затруднения выполнения заданий вызвали у Наташи К. – 8 неверных ответов из 16 (50%) и Марии С.- 7 неверных ответов(43,7%).

Распределение детей по уровням представлений о форме предметов по результатам данной методики произошло следующим образом (Рис.1)

 

Рис. 1 - Распределение детей контрольной и экспериментальной групп по уровням представлений о форме предметов по результатам констатирующего эксперимента

 

Вывод: результаты констатирующего эксперимента показали, что большинство детей в обеих группах находятся на среднем уровне представлений о форме предметов. Следует отметить, тот факт, что при примерно одинаковых результатах, средний балл результативности выполнения заданий диагностики в контрольной группе выше на 1, 7 балл, чем в экспериментальной группе. Количество детей с высоким уровнем в контрольной группе составляет 2 человека, а в экспериментальной 1 человек. На низком уровне в контрольной группе меньше на одного испытуемого, чем в экспериментальной группе. Показатели, по которым обнаружились различия между испытуемыми контрольной и экспериментальной групп послужили основанием для проведения целенаправленной педагогической работы по развитию представлений детей экспериментальной группы о форме предметов.Целью контрольного эксперимента явилось выявление динамики уровня развития представлений о форме предметов у детей. Для этого нами был проведен эксперимент, аналогичный тому, что проводился в начале исследования. Необходимо отметить, что эксперимент проводился с экспериментальной и контрольной группой исследования.Результаты контрольной диагностики в экспериментальной и контрольной группах приведены в таблице 3 и таблице 4.

 

Таблица 3 - Протокол обследования детей экспериментальной группы

п/п

Фамилия, имя ребенка

№ задания

Сумма баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1

Катя Р.

2

1

2

1

1

2

1

1

1

1

2

1

1

1

2

1

21

2

Андрей С.

1

1

1

2

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

18

3

Кирилл И.

2

2

2

1

2

2

2

1

1

2

1

1

2

2

1

2

26

4

Катя С.

1

1

0

1

1

1

2

1

0

1

1

1

1

1

1

0

14

5

Артем А.

2

1

1

2

2

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

21

6

Настя С.

2

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

2

1

1

2

20

7

Алиса А.

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

1

1

2

1

2

2

28

8

Дима Г.

1

2

1

1

1

2

1

1

1

1

2

1

2

2

1

1

21

9

Денис З.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

0

1

0

13

10

Александр К.

0

1

1

1

1

0

1

0

1

0

1

1

1

0

1

1

11

 

Таблица 4 - Протокол обследования детей контрольной группы

п/п

Фамилия, имя ребенка

№ задания

Сумма баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1

Данил Щ.

2

2

1

1

1

2

1

1

1

2

1

2

1

2

1

2

20

2

Степан Г.

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

0

2

17

3

Алексей Т.

2

2

2

1

2

2

2

1

1

2

1

2

1

2

1

2

26

4

Наташа К.

1

1

0

1

0

1

1

0

0

1

1

1

0

1

1

1

11

5

Ксения Е.

2

1

1

1

2

1

2

1

2

2

1

2

1

1

1

2

23

6

Женя П.

1

1

1

0

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

16

7

Надя Г.

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

1

2

2

29

8

Елена М.

2

1

1

1

2

1

1

1

1

1

2

1

1

2

1

2

21

9

Вася А.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

15

10

Мария С.

1

1

0

1

1

0

1

0

1

1

1

1

1

0

1

1

11

 

Индивидуальная динамика результативности контрольной диагностики в контрольной и экспериментальной группах представлена на рисунке 2 и 3.

 

Рис. 2 - Индивидуальная динамика развития уровня представлений о форме предметов у детей экспериментальной группы


Рис. 3 - Индивидуальная динамика развития уровня представлений о форме предметов у детей контрольной группы

 

Как видно из гистограмм в экспериментальной группе произошли изменения. Особенно улучшились результаты у шести детей (60%). По итогам диагностики их общий результат увеличился в среднем на 4,75 балла. У трех детей (30%) результат увеличился на два балла, у одного ребенка (10%) результат улучшился на один бал.

Анализируя индивидуальные изменения в контрольной группе можно заключить, что изменения в результатах на контрольном этапе эксперимента произошли у трех детей: у двух детей(20%) результат улучшился на два балла и у одного ребенка (10%) на один балл, у остальных испытуемых(70%) результат остался без изменений.

Общую картину распределения детей контрольной и экспериментальной групп по уровням можно увидеть в таблице 6 и таблице 7.


Таблица 6 - Результаты контрольной диагностики в экспериментальной группе

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Кол-во баллов

Уровень

1

Катя Р.

21

С

2

Андрей С.

18

С

3

Кирилл И.

26

В

4

Катя С.

14

Н

5

Артем А.

21

С

6

Настя С.

20

С

7

Алиса А.

28

В

8

Дима Г.

21

С

9

Денис З.

13

Н

10

Александр К.

11

Н


 

Таблица 7 - Результаты контрольной диагностики в контрольной группе.

п/п

Имя, фамилия ребенка

Общий балл

Уровень

1

Данил Щ.

20

С

2

Степан Г.

17

С

3

Алексей Т.

26

В

4

Наташа К.

11

Н

5

Ксения Е.

23

С

6

Женя П.

16

С

7

Надя Г.

29

В

8

Елена М.

21

С

9

Вася А.

15

С

10

Мария С.

11

Н


 

В экспериментальной группе один ребенок переместились на высокий уровень. Несмотря на то, что остальные дети остались по-прежнему на тех же уровнях, что и на констатирующем этапе эксперимента у них произошли изменения в выполнении отдельных заданий.

В контрольной группе изменений детей по уровням не произошло.

Распределение детей по уровням представлений о форме предметов итогам контрольной диагностики в экспериментальной группе можно увидеть на рисунке 4.

 

Рис. 4 - Распределение детей экспериментальной группы по уровням представлений о форме предметов.

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что целенаправленная и систематическая работа по использованию занимательного математического материала, а именно задач-головоломок педагогами дошкольного образовательного учреждения позволит достигнуть значительного продвижения знаний детей о форме предметов.

 

3.Художественная литература как средство  развития геометрических представлений у дошкольников (Моисеева, Федорова)

 

Под обучающим воздействием взрослых восприятие геометрических фигур постепенно перестраивается. Дети уже не отождествляют их с предметами, а лишь сравнивают: цилиндр – как стакан, треугольник – как крыша и т.п. И, наконец, геометрические фигуры начинают восприниматься детьми как эталоны, с помощью которых познание структуры предмета, его формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением, но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словом.

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых познания окружающего мира и решения разного рода практических задач.

Дидактические игры математического характера позволяют не только расширять знания дошкольников, но и закреплять представления детей о количестве, величины, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени. Содержание игры способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира.

Занимательная математика в рассказах для детей / авт.-сост. А. П. Савин, В. В. Станцо, А. Ю. Котова; худож. А. Е. Шабельник, А. О. Хоменко. — М.: ACT: Астрель, 2011. — 382, [2] с: ил. — (Внеклассное чтение). ISBN 978-5-17-070177-3 (ООО «Издательство ACT») ISBN 978-5-271-30958-8 (ООО «Издательство Астрель»)

Информация о работе Художественная литература как средство развития геометрических представлений у дошкольников