Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 21:14, контрольная работа
К. Д. Ушинский сформировал теоретические принципы содержания общего образования, разработал методы развивающего обучения. С его именем связано широкое распространение в школах России звукового аналитико-систетического метода, применение которого в несколько раз сокращало сроки обучения детей грамоте, облегчало труд учителя и ученика, придавало ему радость познания.
Введение……………………………………………………………………3
1. Краткая биография К.Д. Ушинского …………………….....................4
2. Характеристика педагогической деятельности К.Д.Ушинского…… 6
Заключение…………………………………………………………..........18
Список литературы ………………………………………………….…..21
Большое внимание Ушинским уделялось уроку, разработке требований к организации классных занятий: они должны давать прочные глубокие знания, учить добывать их самостоятельно, развивать познавательные силы и возможности школьника, воспитывать нравственно ценные качества. Ушинский выступает против трафарета, схематизма и шаблона в построении урока, формализма, который сковывает творческую инициативу учителей. Им дана типология уроков.
Много внимания Ушинский уделяет проблеме первоначального обучения. Он пишет, что "чем меньше возраст, тем больше должна быть педагогическая подготовка лиц, которые воспитывают и обучают детей". Начальная школа должна закладывать фундамент общего образования и воспитывать положительные качества личности.
Ушинский написал для начальной школы учебные книги: "Родное слово" и "Детский мир", в которых реализовал свои методические принципы. В эти книги он включил обширный материал из естественной истории (природы), а также, связанные с изучением Родины жизненные факты и явления, способствующие воспитанию любви к простому народу; подобрал материал для умственных упражнений и развития дара речи; ввел поговорки, пословицы, загадки, прибаутки, русские сказки, чтобы развивать чуткость к звуковой красоте языка.
Ушинский обосновал звуковой, аналитико-синтетический метод обучения грамоте в начальной школе, объяснительное чтение. Им показана необходимость изучения природы и использования ее как средства всестороннего развития личности школьника, воспитания наблюдательности, развития логического мышления, т.к. логика природы - самая доступная и самая полезная логика для детей, и она - "великий наставник человечества".
В правильно организованной школе, связанной с жизнью и современностью, ведущую роль Ушинский отводил учителю. В статье "О пользе педагогической литературы" Ушинский делает попытку поднять авторитет учителя, показать его огромную общественную роль. В ней предстает яркий образ народного учителя и сформулированы основные требования к нему: "Воспитатель, стоящий в уровне с современным ходом воспитания, чувствует себя... посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо его дело, скромное по наружности, одно из величайших дел истории".
Ушинский утверждал личность учителя-воспитателя центром и душой школы: "В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности... Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер".
Учитель
должен иметь твердые убеждения;
глубокие знания и умения по тем наукам,
которые он будет преподавать; знать педагогику,
психологию, физиологию; овладеть практическим
искусством преподавания; любить свое
дело и беззаветно ему служить. "Для
народного учителя, писал Ушинский, необходимо
всесторонне широкое образование, важно
развивать в учителе способность и готовность
к постоянному расширению своего научного
и педагогического кругозора". В 1961
году Ушинский пишет большую работу "Проект
учительской семинарии", в которой излагает
систему подготовки учителей. Многие принципиальные
положения этой работы являются актуальными
и в наше время.
Заключение
К.Д.Ушинский является основоположником оригинальной русской педагогики, в частности дошкольной педагогики; он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли. Ушинский глубоко проанализировал теорию и практику воспитания, в том числе дошкольного, и образования за рубежом, показал достижения и недостатки в этой области и тем самым подвел итоги развития педагогики других народов.
Он
обосновал идею народного воспитания,
послужившую основой для
Многие
педагогические высказывания Ушинского
были откликами на острые вопросы
современности, критикой неудовлетворенного
состояния воспитательно-
Вся педагогическая деятельность Ушинского непрерывно продолжалась лишь около 15 лет (с1855 по 1870). Из них семь лет приходятся на собственно служебную деятельность (сс1855 по 1862г.) и остальные восемь лет – на литературно-педагогическую деятельность. И в этот-то незначительный промежуток времени он принес такую громадную пользу всему отечественному школьному делу и на вечные времена составил себе почетное имя [1;389].
Кончилась короткая человеческая жизнь, на долю которой выпало промелькнуть среди миллионов земных существований в середине ХIХ столетия. Но было это одновременно и началом новой, уже бесконечной, бессмертной жизни - в памяти людских поколений, которые никогда не забывают достойных. Недаром же на памятнике его есть такая надпись: "Мертвые да почитают от трудов своих, дела их ходят вслед за ними".
И говорят о нем люди разных поколений, разных эпох…
И. П. Деркачев, симферопольский учитель:
"Этот воспитатель воздвиг себе памятник не в одних сердцах и умах русских детей - многие труженики народного образования долго и с любовью будут вспоминать его плодотворное дело".
Д. Д. Семенов, педагог, друг Ушинского:
"Если весь славянский мир гордится И. А. Коменским, Швейцария - Песталоцци, Германия - Дистервегом, то мы, русские, не забудем, что среди нас жил и учил Константин Дмитриевич Ушинский".
Н. Ф. Бунаков, выдающийся русский педагог:
"И до настоящего времени, несмотря на то, что прошло уже более тридцати лет со времени Ушинского, сочинения его не утратили своего значения".
В. Н. Столетов, президент Академии педагогических наук СССР:
"Согласно календарю Константин Дмитриевич Ушинский - человек девятнадцатого века. Но благодаря общественно полезной деятельности он живет и в наш век".
Памятники Ушинскому стоят на улицах наших городов, его имя носят институты, школы, библиотеки. Его бронзовый бюст установлен в конференц-зале Академии педагогических наук, а портреты висят почти в каждой школе. Стипендии его имени получают студенты, премии, и медали его имени присуждаются ученым. Книги его издаются на десятках языков и у нас и за границей. Как мудрый советчик, он всегда рядом с тем, кто учит, и со всеми, кто учится.
Пусть
же неумолчно звучит для нас и
сегодня его добрый, искренний, чистый
голос. "Человек рожден для труда. Сознательный
и свободный труд один способен составить
счастье человека. Наслаждения являются
лишь сопровождающими явлениями. Богатство
растет безвредно для человека только
тогда, когда вместе с богатством растут
и духовные потребности человека. Труд
- лучший хранитель человеческой нравственности,
и труд же должен быть воспитателем человека.
Но труд потому и труд, что он труден, а
потому и дорога к счастью трудна..."
Список
литературы:
1. Биографические повествования / Под. ред. Н.Ф. Болдырева.- Чебинск.:
Урал, 1997.-507с.
2.История педагогики / Под ред. Н. А. Константинова, Е. Н. Медынского, М.Ф.Шабаевой. – М.: Просвещение, 1982.
3.Педагогические
сочинения: В 6 т. Т. 1/Сост.С.Ф.Егоров.-М.:
4.Сычев-Михайлов М.В. Из истории русской школы и педагогики XVIII. – M. 1960.
5.Педагогика: Учебник.-5-у
изд., перераб.и доп.- Мн.:Университэцкае,1998.-560с.
Информация о работе Характеристика педагогического наследия К.Д.Ушинского