Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 21:14, контрольная работа
К. Д. Ушинский сформировал теоретические принципы содержания общего образования, разработал методы развивающего обучения. С его именем связано широкое распространение в школах России звукового аналитико-систетического метода, применение которого в несколько раз сокращало сроки обучения детей грамоте, облегчало труд учителя и ученика, придавало ему радость познания.
Введение……………………………………………………………………3
1. Краткая биография К.Д. Ушинского …………………….....................4
2. Характеристика педагогической деятельности К.Д.Ушинского…… 6
Заключение…………………………………………………………..........18
Список литературы ………………………………………………….…..21
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ | |||
ФИЛИАЛ РГСУ В г. МИНСКЕ | |||
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУММАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН | |||
Контрольная работа | |||
по курсу «ПЕДАГОГИКА» | |||
Тема: | Характеристика педагогического наследия К.Д.Ушинского | ||
Курс | 3 | ||
Специальность | Социальная работа | ||
МИНСК , 2008 |
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Краткая биография
К.Д. Ушинского …………………….....................4
2. Характеристика
педагогической деятельности К.Д.Ушинского……
6
Заключение……………………………………………………
Список литературы
………………………………………………….…..21
Введение
К. Д. Ушинский занимает особое место в русской и мировой педагогике. По глубине проникновения в сущность процессов воспитания, обучения, формирования нравственных убеждений, по силе влияния на последующее развитие отечественной школы и педагогической мысли, по степени научной обоснованности его концепция не имела себе равных. Она являлась логическим звеном предшествующей истории науки о воспитании.
К. Д. Ушинский по праву считается создателем русской народной школы. На протяжении многих лет практической педагогической деятельности и исследования воспитательных систем и учреждений разных времен и народов, изучения реальных условий и факторов, благоприятствующих и мешающих школьному делу в России, великий русский педагог наметил пути, подвигаясь которыми школа обретала прочные основы своего существования. Он указал школе ее действительное назначение: пробуждать в народе жажду познания, развивать его ум, вносить свет знания во все сферы жизни.
К. Д. Ушинский сформировал теоретические принципы содержания общего образования, разработал методы развивающего обучения. С его именем связано широкое распространение в школах России звукового аналитико-систетического метода, применение которого в несколько раз сокращало сроки обучения детей грамоте, облегчало труд учителя и ученика, придавало ему радость познания. [3;7].
К. Д. Ушинским созданы «Родное слово» - учебник русского языка для первоначального обучения – и «Детский мир» - своеобразная энциклопедия элементарных, доступных пониманию ребенка знаний. Эти книги и методические материалы к ним многие десятилетия служили незаменимыми пособиями для учителей и родителей в повседневной практике обучения и воспитания.
Педагогическое учение К. Д. Ушинского строилось на знании закономерностей познавательной и воспитательной деятельности, и в этом его непреходящая ценность. Он внес неоценимый вклад в формирование педагогики как общественной науки, определил ее место в общей системе наук, ее характер и взаимодействие со смежными науками. В своем фундаментальном, не имевшем аналогов в мировой педагогический литературе труде «Педагогическая антропология» он рассмотрел физиологические механизмы психической деятельности, знание которых имеет первостепенное значение для воспитателя.
Как никто
из педагогов, К. Д. Ушинский раскрыл роль
человека в социальном, научном и техническом
прогрессе общества, доказав при этом,
что правильное воспитание способно умножить
физические, интеллектуальные и нравственные
силы человека. Он утверждал, что прогрессирующее
развитие общества возможно только при
условии организации целеустремленного
воспитания подрастающих поколений. Осуществить
же эту возможность призван учитель, дело
которого, «скромное по наружности», -
«одно из величайших дел истории». Этому
делу была посвящена и жизнь самого К.
Д. Ушинского, полная самоотверженного
труда, напряженных и плодотворных научных
исследований [3;10].
1. Краткая биография К.Д. Ушинского.
(1824-1870)
Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля 1823 г. (по другим данным – 1824г) в Туле, в небогатой дворянской семье. Свое детство и отрочество провел в имении отца около города Новгород-Северска. Общее образование он получил в Новгород-Северской гимназии.
В 1840 г. К.Д.Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции выдающихся профессоров. В студенческие годы Ушинский серьезно интересовался литературой, театром, мечтал о распространении грамотности среди народа. Он стремился самостоятельно разобраться в тех спорах, которые велись среди передовых русских людей о путях исторического развития России, о народности отечественной культуры [1;311].
После окончания юридического факультета Московского университета, в 1846 г., Константин Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора "камеральных наук" (экономики, финансов и т. д.) Ярославского Демидовского юридического лицея. Молодой профессор отличался смелостью и самостоятельностью суждений. В своих лекциях он увлекательно раскрывал передовые для того времени идеи и пользовался любовью у студентов. Некоторое время (с марта по май 1848 года) он редактировал неофициальную часть газеты "Ярославские губернские ведомости" и способствовал пропаганде естественнонаучных и исторических знаний. "Статьи, написанные К. Д. Ушинским для ярославской газеты, - пишет Д. Н. Иванов, исследовавший жизнь и деятельность великого педагога в Ярославле, - были его первыми литературными выступлениями... В них достаточно ярко отразились его общественно - политические взгляды. В них он ставил и обсуждал вопреки инструкциям для местных газет вопросы государственного значения".
Ярославский период в жизни Ушинского имел огромное значение: здесь совершенствовалось его педагогическое мастерство, вырабатывались передовые педагогические взгляды. Начальство заподозрило молодого педагога в политической неблагонадежности, и в 1849 г. его уволили из лицея. Это было большой потерей для передовой демократической интеллигенции и студенчества Ярославля. "Не покидайте нас, - писали студенты Ушинскому. - Мы так привыкли к Вашему живому слову, так полюбили Вас, что не хотим примириться с мыслью о разлуке с Вами". Переехав в Петербург, Ушинский активно сотрудничает по актуальным вопросам педагогики и народного образования в Некрасовском "Современнике", преподает словесность и географию в Гатчинском сиротском институте, работает инспектором Смольного института.
Прогрессивная деятельность в Смольном институте вызвала недовольство реакционеров, по доносу которых в начале 1862 г. он снова уволен как опасный для молодежи педагог. В последующие годы Ушинский всецело отдался литературно - педагогической деятельности. "Сделать как можно больше пользы моему отечеству, - писал он, - вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности".
Научно-педагогическая и литературная деятельность Ушинского была глубоко чужда и враждебна официальной России. Когда К. Д. Ушинский 22 декабря 1870 (3 января 1871) года умер, Л.Н. Трефолев подготовил для Ярославских губернских ведомостей некролог о нем, чем вызвал недовольство ярославского вице-губернатора. Наши современники глубоко чтят память великого русского педагога. Ежегодно проводятся педагогические чтения, учреждена медаль К. Д. Ушинского, издано Полное собрание его сочинений. В Ярославле улица названа его именем.
Имя К.
Д. Ушинского носит Ярославский
педагогический университет [1;20].
2.
Характеристика
педагогической деятельности
К.Д.Ушинского.
К.Д.Ушинский, как крупнейший представитель педагогики XIX века, внес особый вклад в развитие отечественной педагогики, заложив ее научные основы и создав цельную педагогическую систему.
Как отмечали современники Ушинского, "его труды произвели совершенный переворот в русской педагогике", а его самого называли отцом этой науки.
Ушинский универсален как педагог, как педагог перспективного видения. Прежде всего, он выступает как педагог-философ, отчетливо понимая, что педагогика может базироваться только на прочном философском и естественнонаучном фундаменте, на концепции народности воспитания, отражающих развитие этой науки и специфику национальной культуры и воспитания.
Ушинский
- теоретик воспитания, его отличает
глубина проникновения в
Ушинский как методист разрабатывал вопросы содержания образования, сущность процесса обучения, принципы, частные методики обучения, создал замечательные учебники "Родное слово" и "Детский мир", которые, по словам исследователя Белявского, составили эпоху в детской педагогической литературе.
Как педагог-психолог разрабатывал психологические основы обучения, изложил систему психологических идей (дал характеристику мышления, памяти, внимания, воображения, чувств, воли).
Ушинский
выступал и как школовед. Им выдвинута
программа преобразования русской школы,
особенно русской народной школы, чтобы
привести ее в соответствие с потребностями
развития страны и демократизацией образования.
И, наконец, Ушинский - историк педагогики, изучал труды представителей мировой педагогики Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Песталоцци, Спенсера и др. На основе анализа и отбора всего разумного, критического рассмотрения данных своих наблюдений и педагогического опыта Ушинский создает свой капитальный труд, психолого-педагогический трактат "Человек как предмет воспитания" (I ч. - 1867 г., II ч. - 1869 г.).
Ушинского называют великим учителем русских народных учителей, создавшим полную программу подготовки народного учителя.
Деятельность Ушинского всецело отвечала назревшим потребностям исторического развития страны, преобразования системы просвещения.
После
окончания Московского
Ушинский - просветитель-демократ, его лозунг - пробуждать в народе жажду знаний, вносить свет знаний в глубины народной мысли, видеть народ счастливым.
Исходя из своих прогрессивных взглядов, Ушинский по-новому взглянул на педагогику как науку. Он был глубоко убеждён, что ей нужна прочная научная база. Без неё педагогика может превратиться в собрание рецептов и народных поучений. Прежде всего, по мнению Ушинского, педагогика должна опираться на научные знания о человеке, на широкий круг антропологических наук, к которым он относил анатомию, физиологию, психологию, логику, филологию, географию, политэкономию, статистику, литературу, искусство и др., среди которых особое место занимают психология и физиология.
Ушинский
понял необходимость
Таким образом, Ушинский осуществил педагогический синтез научных знаний о человеке, поднял педагогику на качественно новый уровень. Известный ученый Ананьев, оценивая целостный подход Ушинского к человеческой личности, справедливо отмечает силу его теоретического мышления и педагогического убеждения, сумевшего столетие назад обосновать проблему, которую современная наука считает фундаментальнейшей проблемой философии, естествознания и психологии.
Другой ведущей идеей, положенной в основу педагогической системы Ушинского, явилась выдвинутая им концепция народности воспитания. Отечественная педагогическая наука должна быть построена, по мнению педагога, с учетом национальных особенностей русского народа, отражать специфику национальной культуры и воспитания. В статье "О народности в общественном воспитании" Ушинский дает глубокий анализ воспитания в духе народности. Под народностью он понимает такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах. История народа, его характер и особенности, культура, географические и природные условия определяют направленность воспитания со своими, ценностями и идеалами.
Информация о работе Характеристика педагогического наследия К.Д.Ушинского