Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 17:07, курсовая работа
Объект исследования – процесс развития гуманистической педагогики и ее влияние на современную систему обучения;
Предметом является – личность ребенка в гуманистической педагогике;
Цели и задачи исследования – рассмотреть в данной работе историю становления гуманистической педагогики, обозначить ее влияние на современный процесс обучения.
Парадигма гуманистической педагогики в полной мере учитывает диалектику воспитательно-образовательного процесса, основанную на необходимости свободного развития (саморазвития) ребенка с педагогическим, пусть не авторитарным, но руководством (управлением) этим процессом; и на необходимости приспособления целей, содержания, форм, методов и средств образования к ребенку с ориентацией на определенные гуманистические императивы; и на признании самоценности человека в сочетании с учетом общественного характера его бытия, т.е. с требованием вполне определенных норм поведения.
Несмотря на широкое распространение в ХХ столетии гуманистических педагогических идеалов, следует признать, что массовую практику образования продолжают определять многие стереотипы, против которых направили острие своей полемики педагоги-педоцентристы в начале века. В значительной степени они присущи и отечественному педагогическому сознанию, семь десятилетий развивавшемуся в условиях тоталитарного режима, враждебного свободной личности.
Сегодня, когда российское образование интенсивно ищет новые пути развития, особенно важно обеспечить его ориентацию на гуманистическое мировоззрение, освоение им традиций, интенсивно разрабатываемых мировой педагогикой с рубежа ХIХ – ХХ столетий. В этой связи исключительно остро встает вопрос об использовании зарубежного опыта в целях более эффективной организации воспитания и обучения подрастающих поколений. Эта проблема тем более актуальна для российского образования, что на протяжении последних лет в нашей стране осуществляется становление вариативной школы. Причем этот процесс разворачивается на фоне резкой критики единой трудовой политехнической школы, сформировавшейся в первой половине 30-х годов и объявленной идеологами тоталитарно-коммунистического режима высшим воплощением достижений прогрессивной педагогики.
Развернувшееся
в нашей стране во второй половине
80-х годов общественно-
Следует
подчеркнуть, что обращение к
зарубежному педагогическому
Подытоживая
сказанное, можно выделить следующие
культурно-гуманистические
функции образования: развитие духовных
сил, способностей и умений, позволяющих
человеку преодолевать жизненные препятствия;
формирование характера и моральной ответственности
в ситуациях адаптирования к социальной
и природной сферам;
обеспечение возможностей для личностного
и профессионального роста и для осуществления
самореализации; овладение средствами,
необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной
свободы, личной автономии и счастья; создание
условий для саморазвития творческой
индивидуальности и раскрытия духовных
потенций.
Образование
выступает средством трансляции
культуры, овладевая которой человек
не только адаптируется к условиям
постоянно изменяющегося
Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих
из осмысления культурно-гуманистических
функций образования, является его общая
направленность на гармоничное развитие
личности, которое есть назначение, призвание
и задача каждого человека. При этом каждый
компонент образовательной системы вносит
свой вклад в решение гуманистической
цели образования.
Гуманистическая
цель образования требует пересмотра
его содержания. Оно должно включать
не только новейшую научно-техническую
информацию, но и гуманитарные личностно-разви-вающие
знания и умения, опыт творческой деятельности,
эмоционально-ценностное отношение к
миру и человеку в нем, а также систему
нравственно-этических чувств, определяющих
его поведение в многообразных жизненных
ситуациях.
Реализация культурно-гуманистических
функций образования ставит также проблему
разработки и внедрения новых технологий
обучения и воспитания, которые помогли
бы преодолеть безличностность образования,
его отчуждение от реальной жизни. Для
разработки таких технологий частичного
обновления методов и приемов обучения
и воспитания недостаточно. Сущностная
специфика гуманистической технологии
образования заключается не столько в
передаче некоторого содержания знаний
и формировании соответствующих им умений
и навыков, сколько в развитии творческой
индивидуальности и интеллектуально-нравственной
свободы личности, в совместном личностном
росте педагога и учащихся.
Реализация культурно-гуманистических
функций образования, таким образом, обусловливает
неограниченный в социокультурном пространстве
демократически организованный, интенсивный
образовательный процесс, в центре которого
находится личность обучаемого (принцип
антропоцентричности). Основным смыслом
этого процесса становится гармоничное
развитие личности. Качество и мера этого
развития выступают показателями гуманизации
общества и личности.