Гуманистическая педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – процесс развития гуманистической педагогики и ее влияние на современную систему обучения;
Предметом является – личность ребенка в гуманистической педагогике;
Цели и задачи исследования – рассмотреть в данной работе историю становления гуманистической педагогики, обозначить ее влияние на современный процесс обучения.

Работа содержит 1 файл

гуманист.docx

— 66.11 Кб (Скачать)

       «Воспитание без наказания - это не узко школьное дело, - говорил В.А.Сухомлинский. - Это одна из важнейших проблем переустройства общества, его тончайших и сложнейших сфер - человеческого сознания, поведения, взаимоотношений». И еще один актуальный вывод должны мы усвоить, рассматривая вопрос о сознательной дисциплине. Для В.А.Сухомлинского не было дилеммы: личность или коллектив. Это две грани, две стороны единого человеческого бытия. Нет  и не может быть воспитания личности вне коллектива, точно так же, как не может быть «абстрактного» коллектива без личностей.

       Василий Александрович писал: «Меня удивил взгляд моего оппонента на наказание как на необходимую, неизбежную вещь в системе воспитательной работы... Я не из пальца высосал ту истину, что наших детей можно воспитывать только добром, только лаской, без наказаний... И если в массовом масштабе, во всех школах сделать это невозможно, то не потому, что воспитание без наказаний невозможно, а потому, что многие учителя не умеют воспитывать без наказаний. Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников... – воспитывайте детей без наказаний». Очень актуальный педагогический постулат в наше сложное время! Не поэтому ли криминальная среда в нашей стране пополняет свои ряды малолетними членами?

         Все гуманистические идеи и мысли, высказанные выдающимися русскими педагогами актуальны сегодня в России. В них содержится вера в нравственное начало в человеке. Необходимо вовремя заложить его в юные детские души и развить. Это является главной задачей педагога на сегодня. Искренне жаль, что государство не поддерживает и не развивает эти идеи в школьной педагогике. В нынешнее сложное экономическое время, когда многие учителя вынуждены думать о собственном материальном существование, без всемерной поддержки государства педагоги не смогут воспитать высоконравственного современного человека. Хотя если посмотреть с другой точки зрения, воспитанные в гуманистическом духе молодые люди, гораздо выгоднее обществу и в экономическом плане: это честные работящие люди не станут разворовывать государственные деньги. Они не пополнят ряды преступников и государственных взяточников.

       В своем последнем напутствии выпускникам  Павлышевской средней школы, уже смертельно больной, В.А.Сухомлинский так говорил юношам и девушкам, вступающим в жизнь: «Человеческой силе духа нет предела. Нет трудностей и лишений, которых бы не мог одолеть человек. Не молчаливо перетерпеть, перестрадать, но одолеть, выйти победителем, стать сильнее. Больше сего бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой, когда появится мысль отступить, пойти по легкому пути».

       Следуя принципу народности, сформированному К.И. Ушинским, и продолжая лучшие традиции российского образования, советская школа выдвигала на первый план духовно-нравственное формирование личности. Эта система ценностей интегрировалась в образование, во многом определяя его дух и высокое качество.

       В традиционной русской школе были представлены предметы трех главных  циклов – народного, научного и православного. Русское образование, построенное на старославянском языке, было близко народной культуре. При этом содержание

       образования, даже в начальной школе отличалось фундаментальностью, позволяющей достигать достаточно высокого уровня интеллектуального развития ученика. Это, в свою очередь, требует отношения к учебе как к серьезному труду, «делу жизни», что реализуется в соответствующих технологиях, рассчитанных, в первую очередь, на серьезный умственный труд. Отличительной чертой российской школы является отечески-материнский, родительский характер отношений между учителями и учениками, что требует от учителя высочайшей ответственности и работы над своим профессиональным и нравственным совершенствованием. Особенностью русской школы было активное участие в ряде случаев государства в ее развитии и управлении.

       Отличительная черта современной школы -  ее единство и многообразие, отсутствие тупиковых ветвей.

            Все это создает образ российской школы как гуманистического, духовно-нравственного, интеллектуального и трудового учебно-воспитательного учреждения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Глава 4: Гуманистические идеи в современной педагогике

и психологическое  здоровье ребенка

        Школа как общественно-государственный институт впитывает и отражает то социальное устройство, в котором она существует. Учитель, педагог, как профессионал, владеющий соответствующими педагогической техникой и знанием, может лишь отчасти влиять на этот процесс.

     Все больше педагогов понимают: чтобы  остаться живой, педагогика, как и  всякий социальный контекст, должна быть каждый раз заново воспроизведена и  проинтерпретирована новыми членами  общества. В каждую историческую эпоху  педагогика, воспитание как социальная практика требует своевременного (соответствующего времени) прочтения.

     Здесь можно отметить ряд положительных  тенденций, которые в последнее  время получают широкое распространение. Хочу остановиться всего лишь на двух из них:

  1. Возрождение идей гуманизма. Развитие антропологической философии, психологии и педагогики (психологии и педагогики человеческого в человеке).
  2. Рост осознанного родительства. Вместе с увеличением деторождаемости у нас в стране растет «профессионализм» родителей. (Например, в Москве только за последнее десятилетие появилось более 70 центров Центров родительской культуры, центров помощи семье).

     Гуманистическая идея связана с пониманием глубинной  сути человека, его предназначения и смысла жизни. Целенаправленное воспитание считалось основой воплощения в  жизнь гуманистических идей, внедрения  их в общественное сознание. Так  создавалась модель гуманистического образования – «педагогического ваяния человека» по образу гуманистического представления о нем.

     Положения, сформулированные первыми теоретиками  гуманистического воспитания, не потеряли своей актуальности до наших дней. Вот некоторые из них:

  1. Семья – это место, где начинается формирование человека. Забота родителей о нравственности ребенка – их прямая обязанность. Помня, что дети во всем подражают своим родителям, мать и отец должны сами себя воспитать в духе добродетели, чтобы стать ее примером для ребенка.
  2. «Чем глубже культура учителя и чище его нравы, тем более прочны ростки добродетели и учености он оставит в детях своим преподаванием», - утверждает Веджо Маффео, итальянский гуманист, поэт, юрист.
  3. Человек не рождается ни добрым, ни злым, а несет в себе семена добра и зла. Семена добра необходимо взращивать.
  4. Следует признать всеобщую склонность людей к познанию, неустанную деятельность и изобретательность ума. Неспособность к обучению следует считать неестественной. Все люди наделены способностями, но разными. Умению педагогов распознавать, поддерживать и направлять эти способности нужно отводить первостепенную роль.
  5. Необходимо бережно относиться к личности ребенка. Следует признать телесные наказания оскорбительными, унижающими достоинство и утверждающими в душах страх и лицемерие.
  6. Доступность образования для всех, независимо от общественно и имущественного положения – есть залог развития гуманистического общества.

     Анализ  развития гуманистических идей в  педагогике показывает, что педагоги-гуманисты  создавали и создают в масштабах  их непосредственной работы с детьми реальную практику гуманистических отношений. Эти отношения по качеству и механизмам выстраивания опережали и опережают социальную действительность. Но именно образование обеспечивает обществу наиболее гуманное по сравнению с его прошлым будущее.

     Исторический  опыт свидетельствует, что образование  способно не только выживать в определенных обстоятельствах, но и преобразовывать  их, демонстрируя устойчивую способность  к развитию. Прежде всего это относится к феномену появления ярких прецедентов в образовании, альтернативных философии выживания и ориентированной на нее «массовой школе». Они остаются в истории педагогики как доказательство того, что школа в качестве образовательного института способна в своих стенах строить жизнь, отличную по качеству и яркости от жизни за пределами ее стен. Только такая школа становится подлинной школой жизни для ребенка, именно здесь он адекватен своему, прошлому, настоящему и будущему. Хорошим здесь примером выступают школы продуктивного типа.

     Школа обязана опережать действительность. Образование должно не только улавливать нарождающиеся тенденции, но и отбирать из них те, которые перспективны для развития гуманного человечества. Никакие реалистические технологии, ориентированные только на «сегодня», не способны стать образовательными. Образование – это источник нового, желаемого образа жизни, который  является альтернативой существующему, поскольку оно способно отказываться от нежелательного, осуществляя свободный выбор вектора развития. Образование «по принципу устройства» сродни сознанию человечества, способного совершать свободный выбор и создавать условия для свершений. По существу, образование представляет собой социально-педагогический проект, который способен порождать образ того, что еще не развито в реальности, но что имеет тенденции в качестве перспективы развития будущего. Развиваясь само, образование развивает людей, а те, в свою очередь, становятся способными развивать общество.

     Педагогическая  деятельность, которая является «двигателем» гуманистической практики образования, а именно педагогика поддержки (О.С. Газман и последователи) имеет субъект – конкретного человека (педагога, стоящего на позиции гуманизма, конкретного сообщества людей, личностно и профессионально объединившихся в целях реализации гуманистических идей в образовании), конкретных детей, которым предоставляется возможность, созданы условия для того, чтобы стать субъектами освоения месте со взрослыми жизни по правилам гуманных отношений между людьми. Так строится детско-взрослая общность.

     Культура  гуманистического воспитания задает определенные мировоззрение и систему отношений с ребенком, которые меняются в зависимости от педагогических задач и условий развития детско-взрослой общности, то есть речь идет об адекватной педагогической позиции воспитателя, реализацией которой обеспечивается в первую очередь ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА. Представляются интересными и важными для понимания вышеизложенного результаты исследований сотрудников Института психолого-педагогических проблем детства В.И. Слободчикова и А.В. Шувалова о педагогических позициях, которые могут занимать учителя и родители – и те и другие педагоги, равно заинтересованные в развитии ребенка. Хочу вас с ними познакомить поближе.

         В настоящее время все более набирает силу тенденция, связанная с переносом центра тяжести в отношении между учителем и учеником с объекто-субъектных на диалоговые субъектно-субъектные отношения. Это связано со стремлением обеспечить максимально полную самореализацию воспитанником своего потенциала при интеллектуально-духовном взаимодействии с педагогом, который направляет и организует этот процесс, создает для него наиболее благоприятные условия. В повестку дня ставится вопрос не просто о развитии учащихся, а о стимулировании их самореализации в процессе активного освоения культуры, в ходе общения с другими людьми. Педагог как бы «ведет» воспитанника, способствует появлению у него определенных качеств. Он достигает этого, помогая ребенку войти в мир культуры и социальных связей, создавая педагогические ситуации, в которых тот сможет самостоятельно самоопределиться и самореализоваться, проявить свою активность. Все это педагог делает неавторитарно, ненавязчиво, максимально учитывая уровень развития ребенка, его индивидуальность. Свои цели педагог выводит не из абстрактных идеалов и социальной целесообразности, а с их учетом, исходя из самого ребенка.

     Гуманистической педагогике присуще стремление приблизить, приспособить образование к ребенку. Однако существует ряд императивов (общечеловеческие ценности, стремление стимулировать развитие творчески  преобразующей личности, наличие  значимых культурных образцов, острые проблемы современности и т.п.), ориентируясь на которые педагог организует развитие ребенка. Поскольку педагогический процесс представляет собой целесообразную организацию жизни человека, он по необходимости приносит в нее  ценности и идеалы. При этом педагогическая организация жизни ребенка воспринимается им как естественная (своя) только тогда, когда он имеет возможность свободно самореализовываться, т.е. жить в соответствии со своими внутренними законами. Педагог с помощью специально отобранных и явно или неявно предъявляемых ребенку средств образования обеспечивает корреспонденцию «внутреннего» и «внешнего». Образовательные средства отбираются, исходя из целей, возможностей и способностей ребенка, и соотносятся с теми императивами на которые ориентируется педагог. Ребенок образовывается, живя, и живет, образовываясь.

Информация о работе Гуманистическая педагогика