Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 12:32, реферат
Вопрос о гносеологической природе интуиции – один из наименее разработанных. Чисто гносеологический анализ его всегда вызывал у исследователей вполне обоснованное скептическое отношение. К сожалению, он относится к разряду тех, которых чаще всего только "касаются" или осторожно именуют "к вопросу о...". Причины вполне понятны: слишком долго проблема интуиции была покрыта мистическим покрывалом "всепроникающей", "всемогущей", "всезаслоняющей" способности человеческого сознания
1. Гносеологическая природа интуиции……………………………...2
2. Уровни Интуитивного Познания…………………………………...9
3. Список используемой литературы…………………………………
Итак, взаимодействие чувственного и логического, осуществляемое благодаря интуиции, заключается в своеобразном комбинировании чувственных образов на основе какого-то исходного понятия. В результате получается новое понятие об объекте, новое знание о его сущности, а не только о формах проявления. Получение нового знания – не простое комбинирование этих чувственных образов. Это комбинирование на уровне интуитивного познания. Гносеологический механизм такого процесса предполагает комбинирование чувственных образов на основании некоторого исходного наглядного образа – образа-модели известного объекта или же имеющегося исходного понятия, понятия-модели. Понятие-модель отражает такие свойства и стороны объекта, содержание которых уже зафиксировано в понятийном аппарате науки. Понятие-модель возникает как результат предшествующего мысленного эксперимента. Последний является "мыслительным процессом, в котором чувственные и рациональные элементы находятся в диалектической взаимосвязи и взаимопроникновении. Именно единство чувственного и логического, наглядного образа и научной абстракции составляет то необходимое условие, благодаря которому на основе мысленного эксперимента нередко совершаются важные научные открытия".
Результаты
мысленных экспериментов
Интуитивное познание (в отличие от чувственного и логического познания) не есть самостоятельная, автономная область познания. Формы интуиции действуют в познании всегда в диалектической взаимосвязи с известными формами познания, осуществляя при этом взаимодействие данных чувственного и логического познания. В гносеологическом смысле, по-видимому, это взаимодействие заключается в особом комбинировании – "сцеплении" чувственных образов на базе известного понятия-модели (эйдетическая интуиция) или же на базе образа-модели (концептуальная интуиция). Как уже отмечалось, понятия-модели и образы-модели берутся из данных криптогнозы. Они – результат неосознанного отбора имеющихся знаний. Мы знаем, что именно в выборе понятий-моделей и образов-моделей чаще всего кроется ошибка исследователя. Таким образом, акт выбора компонентов фона познавательной деятельности также интуитивен, хотя и основан, конечно же, на всем предшествующем опыте ученого. От выбора понятия-модели и образа-модели зависит и выбор пути дальнейшего исследования, от которого быть может в прямой зависимости успех или неудача.
Очевидно,
что интуиция, как специфическая
форма познания, теснее (чем какая-либо
другая форма) связана с индивидуально-
В соответствии
с этим, по-видимому, можно будет
несколько по-иному осветить вопрос
о гносеологической природе таланта.
Кроме известных признаков этой
высочайшей способности нашего мыслительного
аппарата, определенную роль здесь должно
играть синтезированное присутствие способности
к эйдетической и концептуальной интуиции.
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика: Уч.
Пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1991. – 383 с.
2. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М., 1964.
3. Бунге М. Интуиция и наука. М., 1967.
4. Грановская Р.М., Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект. Л., 1991.
5. Интуиция, логика, творчество.: Сб. ст. 1987.
6. Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции: интуиция и разум. 1978.
7. Кармин А.С.,
Хайкин Е.П. Творческая
8. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивание
// Вопросы философии. - 1994. - №2. - С 110.
9. Коршунов А.М. Отражение, деятельность, познание. – М.: Политиздат.,
1979. – 216 с.
10. Коршунов
А.М. Познание и деятельность.
– М.: Политиздат., 1984. – 142 с.
Информация о работе Гносеологический анализ научной интуиции